ЗАЯВКИ ПРИНИМАЮТСЯ 24 ЧАСА
Оставить заявку здесь

Стандартные виды рельс и их описание. Вес рельсов: сколько весит 1 метр железнодорожного пути. Как связаны масса и длина погонного метра железной дороги. Маркировка рельс

вес рельса

Благодаря низкой стоимости и высокой скорости, перевозки поездами стали одним из наиболее популярных способов доставки грузов и пассажиров. Ежедневно по ЖД путям проносится множество тяжелых составов на огромной скорости. В статье мы узнаем, сколько весит железнодорожная рельса, чтобы справиться с такой нагрузкой. В данной статье мы подробнее рассмотрим данный параметр и разберем, как на него влияет марка продукта.

Содержание

  1. Виды
  2. Материалы для изготовления
  3. Параметры разных видов в таблице
  4. Расчет необходимого количества рельс конкретной марки для пути определенной длины
  5. Как они обычно маркируются
  6. Различие по категории качества и обозначения для рельсов 1 класса и 2 класса
  7. Маркировки снимаемых с пути старогодних рельсов
  8. Термоупрочненная продукция
  9. Перевозка и хранение

Виды

За время своей эволюции эти элементы закрепились во всех отраслях человеческой деятельности. В настоящее время применяются не только на путях общего сообщения, но и в шахтерской, строительной и прочих отраслях. Благодаря этому среди проката можно встретить множество разновидностей, каждая из которых применяется для различных целей. Наиболее распространенными продуктами являются:

  • Ширококолейные – Р43, Р65, Р50. Используются для постройки железнодорожных путей, а также из них изготавливают стрелочные переводы. Стандартная длина составляет 25 и 12,5 метров.
  • Крановые (подкрановые)– КР70, КР80, КР100, КР120, КР140; стандартная длина 11 метров. Это наиболее массивные. Используются они исключительно для строительства крановых путей. Такой вид проката примечателен тем, что он укладывается не только в два ряда – так называемый двухниточный путь, но и в три, а, то и четыре ряда, всё зависит от требований.
  • Узкоколейные – Р18, Р24; Используются для прокладывания путей, где необходимо меньшее расстояние между ними. Чаще всего их используют в шахтах и карьерах с ограниченным пространством. Стандартная длина 8 метров.
  • Рудничные – Р33, Р38; Рудничные применяются чаще всего в подземных шахтах для передвижения вагонеток и небольших составов.
  • Трамвайные – T58 и Т62, также на некоторых участках возможно применение Р65.

Маркировка состоит из двух частей: буква показывает тип, а цифра среднюю тяжесть изделия. Наиболее тяжелыми являются крановые рельсы КР 100, КР 120, КР 140. Это объясняется тем, что по ним передвигается высоконагруженная грузоподъемная техника. Кроме этого крановые маркируются от ширины головки, а не от веса погонного метра как у жд проката.

сколько весит рельса жд

Материалы для изготовления

Первые образцы появились еще в Древнем Египте и были изготовлены из дерева. По ним люди перемещали тележки со стройматериалами для строительства пирамид. Выдержать большую тяжесть они были неспособны. Вес рельсы 1 метра жд, применяемой на современных магистралях в разы тяжелее.

В современной истории их первоначально делали из железа, затем стали применять более прочный металл – чугун. Сейчас прокат изготавливается из качественной углеродистой стали различных марок. Состав сырья и обработка готового продукта строго регламентируются государственными стандартами ГОСТ и подбираются в зависимости от дальнейшего использования.

Благодаря наличию углерода в составе, они получаются твердые и устойчивые к износу. Однако повышенное содержание может привести к хрупкости.

В качестве легирующих материалов в сталь часто добавляют марганец, кремний, титан и ванадий. Эти элементы улучшают внутреннюю структуру и улучшают эксплуатационные характеристики.

Применяют следующие виды сталей:

  • мартеновская;
  • электросталь;
  • конвертерная.

От материала изготовления зависят эксплуатационные характеристики полотна. Стальные тяжелее аналогичных из железа и чугуна. Но сталь прочнее и пластичнее, и легче поддается обработке.

Полотно должно обеспечить устойчивость и прочность, достаточную чтобы выдержать состав с нагруженными вагонами. Потребуется рассчитать количество необходимого материала для строительства ветки, а также организовать доставку и хранение. Знание необходимо для расчетов при постройки путей и объектов различного назначения. На нашем сайте вы можете почитать статью о том, из чего делают современный жд металлопрокат.

Параметры разных видов в таблице

Выше мы рассмотрели основные типы, которые применяются для различных нужд. Каждая категория обладает своими характеристиками.

Можно выполнять расчеты по следующей таблице:

 Марка ГОСТ  Площадь сечения, см²  Закалка   Размеры, мм Масса 1 п.м., кг 
Р5 19240-73   5,91 H 6,5  52  38  20  4,5  4,61 
Р8 6368-82  10,76  65  54  25  8,61 
Р11    14,28  H 80,5  66  32  11,80 
Р18  6368-82 ДСТУ 3799-98  22,88  90  80  40  10  18,52 
Р24  6368-82 ДСТУ 3799-98 31,79  107  92  51  10,5  24,90 
Р33 ТУ 14-2Р-383-2004  42,758  Н  128 110 60 12 33,48
Р38  30165-94  49,063  Н  12,5 135 114 68 13 38,416
Р43  30165-94  57,0  Н  12,5  140  114  70  14,5  44,653 
Р50/Рп50  Р 51685-2000 / Р 51045-97 65,99 Н и Т1  12,5 и 25  152  132  72  16  51,67 
Р65/Рп65  Р 51685-2000 / Р 51045-97 82,65  Н и Т1  12,5 и 25  180 150  75  18  64,88 
Р75 Р 51685-2000 / Р 51045-97 95,04 Н и Т1  12,5 и 25  192  150  75  20  74,41 

Где Н – высота полная. А– размер подошвы рельса. В – размер головки сверху. S – толщина шейки.

Для установки под мостовые краны грузоподъемности от 50 до 300 т

Масса  ГОСТ  Площадь сечения, см²  Масса 1 п.м., кг  Размеры 
H
 КР70 4121-76  60,47  52,50  120  120  70  21 
4121-96  58,72  46,10 
КР80  4121-76, ТУ 14-2Р393-2005  81,84  64,24  130  130  80  32 
4121-96  76,19  59,05 
КР100  4121-76, ТУ 14-2Р393-2005 113,44 89,05  150  150  100  38 
4121-96 105,85  84,00 
КР120  4121-76, ТУ 14-2Р393-2005 150,69 118,29  170  170  120  44 
4121-96 144,54  113,47 
КР140  4121-96  180,51  141,70  170  170  140  58 

Поставляются длиной: мерные 11 м, не мерные от 4,1, до 11 м.

Узкой колеи (производитель Китай) – для узкоколеек и подземных путей в шахтах и рудниках

Марка  Сталь  Вес 1 п.м., кг  Геометрия, мм  Временное сопротивление H/мм²  Твердость НВ, МПа 
9KG  Q235  9,20  33  68  63  6,0  535  142 
12KG  Q235  12,187  35  68  66  8,0  533  141 

H – нетермозакаленные, Т1 – термозакаленные.

Для простоты расчетов часто берут округленное значение. Узнать это можно исходя из обозначения типа изделия. Первая буква маркировки показывает назначение продукта, затем идет цифра с округленным значением. Примеры приведены в следующей таблице.

Здесь можно вычислить параметры по средним значениям в 12,5 метров железнодорожных и 11 метров крановых:

Обозначение  Расшифровка  Средняя масса 
 Р-65  Железнодорожная  811
Р-50  646 
КР-140  Крановая   1559
КР-80   650

Маркировка 2 последних типов идет от ширины головки, а не от веса погонного метра. Более подробно читайте статью про размеры Р65 и аналогичную про Р50.

Расчет необходимого количества рельс конкретной марки для пути определенной длины

Очень часто возникает задача узнать общее значение длины полотна на определенном участке. Это очень просто сделать, зная числа из верхней таблицы и величину отрезка.

Для примера рассчитаем линию р 50. Масса их базового отрезка – 51,67 кг. Если взять рельсу в 12,5 м, то получим 645,38 кг. Участок в 100 погонных метров будет – 5 168 кг. Точно так же можно рассчитать участок для любых других типов. 

Делая расчеты, помните, что строение его всегда одинаково, вне зависимости от длины профиля, и условно состоит из следующих частей:

  • B – подошва, то есть ширина основания;
  • ширина головки b (часто маркируется b1) – отвечает за сцепление с колесами транспорта;
  • h – высота шейки;
  • H – полная высота;
  • толщина шейки е – принимает давление, испытывая сопротивление, и передает его вниз;
  • подошва В - с левым и правым пером – обеспечивает устойчивость и распределяет нагрузку по опорным элементам;
  • m – высота пера.

сколько весит рельса 1 метр жд

Как они обычно маркируются

Заводская маркировка рельсов делается постоянной (клеймение) и временной (красками). На одной стороне, на средней линии шейки вдоль выкатываются выпуклые (не менее 1 мм) с плавным переходом к поверхности шейки цифры и буквы высотой от 30 до 40 мм.

Маркировка включает в себя:

  • обозначение предприятия-изготовителя (начальная буква названия завода): А - завод «Азовсталь», Д - Днепродзержинский комбинат, К - Кузнецкий металлургический комбинат, Т - Нижнетагильский металлургический комбинат);
  • месяц – римскими цифрами;
  • год изготовления;
  • тип рельсов; 
  • обозначение головного конца стрелкой.

Пример фото маркировки р 65

К – Новокузнецк; IV – четвертый месяц производства; 00 – 2000г; р 65; стрелка влево – направление движения. Если А, то производитель Азов. Если Т – Тагил.

масса рельса

На шейке вдоль оси каждого рельса (на той же стороне, где выкатаны выпуклые знаки) наносятся в горячем состоянии:

  • номер плавки в 2-б местах по длине на расстоянии не менее 1,0 м от его концов (номер плавки 1 группы должен начинаться с буквы П);
  • обозначение порядкового номера.

Клейма, наносимые на шейку горячего жд проката, должны быть высотой 12 мм и углублены в тело на 0,8...1,5 мм. Расстояние между знаками должно быть 20...40 мм.

Различие по категории качества и обозначения для рельсов 1 класса и 2 класса

  • высшего – с маркировкой В;
  • термоупрочненные – с пометкой Т1 или Т2;
  • обычные (не прошедшие термическую обработку) – Н.

По окончании отделки на один торец клеймением наносят:

  • на торце головки инспекторские клейма для I сорта один керн, один знак «Ключ и молоток», один знак «Серп и молот»;
  • для рельсов II сорта два керна, два знака «Ключ и молоток»;
  • на торце в нижней четверти шейки - знак о закалке К (если закалены только концы) или З (если закален по всей длине);
  • на торце выше знака о закалке на шейке наносятся знаки головных и донных - I (прокатан из головной части слитка) или Х (прокатан из донной части слитка);
  • на торце подошвы выбивают номер плавки, повторяя значение, указанное на шейке вдоль металлопроката. 

Для указания особенностей делают дополнительную маркировку красками. На принятые рельсы 1 сорта наносится маркировка обводкой приёмочных клейм по контуру головки несмываемой краской: голубого цвета у группы 1; белого цвета у группы II.

Рельсы I класса обозначаются в верхней четверти поперечной полосой фисташкового цвета, II класса - поперечной желтой полосой.

Дополнительно указывается закалка. Вдоль «сырого» проката на головке на расстоянии около 0,5 м от торца наносится полоса шириной около 20 мм голубого (I группы) или белого (II группы) цвета. Закалённый обозначается вдоль на расстоянии около 1 м от торца на шейке поперечной полосой шириной около 20 мм фисташкового цвета, а также вдавленным кольцом диаметром 15...20 мм на шейке с обозначением номера плавки. Рельсы I сорта в торце имеют закрашенную половину шейки и нижнюю часть подошвы красным («сырой») или зеленым («закаленный»). На обоих торцах головки, не соответствующих требованиям стандарта, выбивается по три керна, а торцы их закрашиваются темно- синей несмываемой краской.

Какой длины бывают рельсы

а - Р65 изготовленный заводом «Азовсталь» в марте 1979 г. 1 сорта II группы, с закаленными концами, «твердая» плавка А-293;

б - Р75 изготовленный Кузнецким металлургическим комбинатом в январе 1981 г., плавка П 356, 1 сорта 1 группы, закаленный по всей длине, по качеству закаливания 1 класса;

в - Р50 изготовленный на Нижнетагильском металлургическом комбинате в феврале 1982 г., плавка ПЯ751, 1 сорта 1 группы, закаленный по всей длине, по качеству закалки 2 класса, укороченная на 80 мм для 12,5 м и на 160 мм для 25 м. Стрелкой обозначенный головной конец.

Маркировки снимаемых с пути старогодних рельсов

Маркировка снимаемых с пути старогодных делается светлой краской на шейке, обращенной внутрь колеи, на расстоянии около 1 м от левого стыка или торца (при нахождении человека внутри колеи лицом к маркируемому). Зимой может производиться временная маркировка мелом с последующим её возобновлением масляной краской. Маркировка состоит из знаков, определяющих группу годности. I группа отмечается одной вертикальной линией, II - двумя линиями, III - тремя линиями, IV - тремя косыми крестами. На жд металлопрокате, подлежащем ремонту перед повторной укладкой в путь, дополнительно ставится знак тире и буква Р.

Более подробную информацию о маркировке вы можете узнать из похожей статьи о длине железнодорожных рельсов.

Термоупрочненная продукция

Для использования на высоконагруженных участках применяются термоупрочненные изделия. Они проходят специальную закалку в масле с последующим отпуском, что повышает срок эксплуатации и прочность продукции. Вес 1 м рельса железнодорожного после такой обработки практически не меняется, однако характеристики становятся выше.

вес железнодорожной рельсы 12 метров

Термоупрочненные имеют следующие обозначения:

 Обозначение категории Характеристика 
ДТ370ИК   Дифференцированно-термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева повышенной износостойкости и контактной выносливости
ОТ370ИК   Объемно термоупрочненные повышенной износостойкости и контактной выносливости
 ДТ350ВС  Диффференцированно-термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева для высокоскоростного пассажирского движения
 ДТ350СС  Дифференцированно-термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева для скоростного совмещенного движения
 ОТ350СС  Объемного-термоупрочненные для скоростного совмещенного движения
 ДТ350НН  Дифференцированно-термоупрочненные для прокатного/отдельного нагрева низкотемпературной надежности
 ОТ350НН  Объемно-термоупрочненные низкотемпературной надежности
 ДТ350  Дифференцированно-термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева общего значения
 ОТ350  Объемно-термоупрочненные общего значения

Чтобы их различать, делают пометки краской на торцах.

Перевозка и хранение

Масса готовой продукции позволяет выбрать способ транспортировки. Чаще всего ее перевозят поездами, автотранспортом, речным или морским транспортом. При этом необходимо соответствовать установленным нормативам, чтобы не повредить продукт. Не допускается перегружать транспортное средство при перевозе.

При хранении недопустима перегрузка конструкций, которая может привести к деформации и перегибам.

Более подробно о перевозке и хранение читайте в этой статье.

_______________________

Теперь, когда вы знаете, сколько весит ж/д прокат и как этот параметр связан с остальными, можно выбрать тип рельсов для строительства ЖД-сообщения на нужном вам объекте. А компания «ПромПутьСнабжение», в свою очередь, всегда готова на взаимовыгодных условиях продать металлоконструкции. Звоните по указанным на сайте телефонам.


Также читайте похожие статьи о весе железнодорожного металлопроката марок Р65 и аналогичных характеристиках Р50.

Назад    Наверх