ЗАЯВКИ ПРИНИМАЮТСЯ 24 ЧАСА
Оставить заявку здесь

Длина железнодорожных ЖД рельсов: стандартные типы, сечение и разрезы железной дороги Ж Д

Отличительные признаки

  • Металлоконструкции для путей со значительными осевыми нагрузками (и высокими скоростями перемещения поездов) должны быть утяжеленными. Это важно, чтобы даже их вес оставался рационально наименьшим из необходимых – для удобства монтажа, замены, реконструкции, а также с целью экономии материала при производстве.
  • Достаточная жесткость, требуемая для эффективного сопротивления на изгиб, соседствует с определенной гибкостью. Последняя важна, потому что при резких и сильных ударах колес не возникало излома или даже расплющивания отдельных деталей.
  • Вязкость металла, важна чтобы подвижные части транспорта не ломались при ударно-динамических воздействиях. И это при достаточной твердости, нужной для многолетней эксплуатации. Профиль не должен стираться и/или сминаться.
  • Шероховатая поверхность катания соседствует с достаточной гладкостью – для обеспечения хорошего сцепления между опорными конструкциями колеи и колесами состава. При этом локомотивы, вагоны и тендеры не должны встречать аэродинамического сопротивления при езде.

 Длина железнодорожной рельсы

 

Отметим, что при проектировании ЖД-пути стоит использовать как можно меньше различных видов составляющих. Это приведет к рациональному упрощению и удешевлению строительства (в будущем – эксплуатации и ремонта). Здесь же стоит учитывать, что показатели осевого давления, грузонапряженности и скорости движения не равны на разных участках транспортной системы, поэтому где-то потребуются стандартные рельсы различной длины железнодорожные типа Р-75, а где-то понадобятся именно Р-65-Т1. Разницу между ними объясним ниже.

 

Также отдельного рассмотрения заслуживают сразу два признака, связанные с изменениями при внешних воздействиях. Для наглядности мы свели их в следующую таблицу:


Параметр

Вид

обычные

длинные

для бесстыкового пути

Температурные деформации распространяются

по всей площади металлоконструкции

концентрируются на концах

Стыковой зазор меняется по формуле

?MAX > ? > 0

? = 0, если t < tMAX MAX

? = ?MAX, если t > tMIN MIN

не меняется


Отсюда понятно, что при постепенном повышении температуры силы сопротивления продольным деформациям планомерно ослабевают, и концы начинают перемещаться в рамках стыкового зазора – вплоть до состояния свободного стержня.

 

Кроме того, нужно понимать, что такое бесстыковой путь и чем он отличается от обычного. Если отталкиваться от технических указаний (регламентирующих условия устройства, монтажа, эксплуатации и ремонта), а также от наиболее авторитетных определений, это ЖД-линия, у которой:

  • средняя часть остается неподвижной при любом изменении температуры и каком угодно перемещении концевых участков;
  • и/или в толще металла возникают продольные силы, компенсирующие термические влияния;
  • расстояние между стыками существенно превышает стандарт в 12,5 или 25 м.

На практике такая колея, которая визуально проще звеньевой, испытывает весьма значительные нагрузки и успешно их выдерживает в течение десятилетий.

 

  жд рельсы

Какие рельсы бывают: классификация

 

Двутавры, используемые при проектировании и строительстве железных дорог, различают сразу по нескольким параметрам.

 

Выделяют ряд от Р-8 до Р-75. Наиболее ходовыми вариантами считаются: Р-65, Р-50 и Р-75.

 

По способу выплавки их делят по следующим видам стали:

  • мартеновская – получают маркировку М;
  • конвертерная – отмечаются литерой К;
  • электросталь – в названии буква Э.

По методу противофлокенной защиты готовые изделия могут быть:

  • прошедшими изотермическую выдержку;
  • подвергнутыми контролируемому охлаждению;
  • выполненными из вакуумированной стали.

Также классифицируются по таким моментам, как категория качества, наличие (или отсутствие) болтовых соединений. Каждая из этих характеристик, в том числе и длина рельса железнодорожного пути в России будет более подробна рассмотрена ниже. Пока же отметим еще один важный показатель.

 

По виду исходных элементов для производства идет разделение на:

  • слитки, из которых после выполняется конструкция необходимой формы;
  • НЛЗ, то есть непрерывно-литые заготовки.

По месту укладки различают металлоконструкции для:

  • узкоколейной ЖД;
  • широкого полотна;
  • наземных магистралей;
  • подвесных линий.

Ключевые характеристики каждого используемого элемента указываются в маркировке, которая может быть как постоянной, буквенно-символьной (выбивается клеймением на шейке и на торцах головки), так и временной, цветовой (наносится краской).

 

Какой длины бывают рельсы

Действующие стандарты


На этот вопрос, отвечают следующие ГОСТы:

  • 19240-73 – задает сортамент элементов, используемых для обустройства всевозможных путей;
  • 7173-54 – обуславливает проектирование дорог для транспорта именно промышленного назначения;
  • 6368-82 и 6726-53 – узкий и широкий размеры колеи соответственно;
  • Р 51685-2013 – общий стандарт современного образца.

Отдельной строкой идет ГОСТ Р 53866-2010, определяющий характеристики крановых. Также нужно ориентироваться на условия и технический паспорт, предъявляемые различными производителями. Все двутавры из каталога компании «ПромПутьСнабжение» соответствуют самым высоким требованиям.

 

Размеры стандартной ЖД рельсы

Основные габаритные характеристики наиболее популярных моделей сведены в следующую таблицу:


Параметр, мм

Тип

Р-50

Р-65

Р-75

высота

шейки

83

105

104

полная

150

180

192

ширина

подошвы

132

150

150

головки

72

75

75

толщина шейки

16

18

20

высота пера

10,5

11,2

13,5

 

Также важным показателем является вес металлоконструкции, ведь он отражает ее мощность и надежность. Чем сильнее действующие на опорный элемент нагрузки и чем выше скорость движения транспорта, тем большей должна быть масса направляющих. Рассчитывается данная характеристика в килограммах на погонный метр кубический и будет приведена в размерных таблицах ниже.

 

Отдельно и подробно нужно отвечать на вопрос, какой длины железнодорожные рельсы используются на ЖД путях в России по сравнению с другими государствами. Потому что она может значительно отличаться в зависимости от страны. Так, в Германии она достигает 60 м, с шагом в 15 м (то есть бывают модели и 30, и 45 м). В США еще более нестандартная градация – 11,89 и 23,96 м (сравнительно короткие конструкции), в Великобритании – 18 и 29 м, во Франции – от 18 до 36 м (еще используются 24-метровые, но реже).

 

Объясним, чем обусловлен такой разброс. Те, кто гонятся за экономией при проектировании и строительстве, выбирают и применяют как можно более крупные элементы. Такое решение позволяет минимизировать количество стыков и затратить меньше металла на прокладку линии (а также снизить уровень аэродинамического сопротивления при движении локомотивов и составов). А это имеет не только техническое, но и экономическое значение, поскольку позволяет снизить время в пути и скорость износа агрегатов состава.

 

 Сечение рельса

 

В нашей стране эти параметры – 12,5 или 25 м. Это дает возможность сочетать рациональность с надежностью и монтировать полотно, способное выдерживать значительные нагрузки и при этом не деформироваться при повышении температуры окружающей среды. Внимание, помимо стандарта, такие образцы могут быть еще и укороченными – на 40, 80 или даже 120 мм (при 12,5 м) и на 80 или 160 мм (при 25 м). Их применяют при обустройстве внутренних нитей криволинейных участков.

Различие по категории качества

  • высшего – с маркировкой В;
  • термоупрочненные – с пометкой Т1 или Т2;
  • обычные (не прошедшие термическую обработку) – Н.

Помимо этих, на готовое изделие металлопроката наносятся и другие обозначения, говорящие об уровне исполнения. Неважно, какой стандартной длины бывают железнодорожные рельсы РЖД, если на торце головки вы увидите 1 керн и 1 ключ с молотком, это означает, что она I-го сорта, а если 2 – то II-го. Литера «К» в нижней четверти шейки скажет, что закалены только концы, а «З» – что весь двутавровый профиль.

Наличие болтовых соединений

  • их нет (востребованы при обустройстве бесстыковой колеи);
  • отверстия круглые, просверленные на обоих концах.

Во втором случае форма определяется технологией изготовления с особым расчетом, не нарушающим общую прочность металлоконструкции. По этим же соображениям отверстия выполняют строго перпендикулярно по отношению к продольной плоскости. После чего зачищают, чтобы не было наплывов стали или заусенцев.

 

Внимание, расстояния между осями отверстий зависят от типа и, соответственно протяженности отрезка проката. В случае с Р-50 от торца отступают 66 мм, после чего делают первое просверливание, второе – на дистанции 150 мм, третье – уже через 140 мм. У Р-65 и Р-75 эти расстояния равны уже 96, 220 и 130 мм соответственно. А вот допуски везде идентичны и составляют плюс-минус 1 мм.

 

При этом концы обязаны быть отфрезерованы, перекос допустим, но не выше 1 мм в каком угодно направлении. По нижней кромке головки можно снять фаску, но не глубже 1-1,15 мм.

 

 Стандартный рельс

 

Условные обозначения на схемах и чертежах

 

Важно, чтобы унифицированы были не только сами изделия металлопроката, но даже те документы, по которым они производятся. Одинаковая маркировка поможет избежать ошибок. Представим чертеж – для максимальной наглядности:

 

 Рельс РЖД

 

Основные значения здесь:

  • B – подошва, то есть ширина основания;
  • b (часто маркируется b1) – ширина головки;
  • h – высота шейки;
  • H – полная высота;
  • e – толщина шейки;
  • m – высота пера.

 

Также допускается целый ряд отклонений – профиля на асимметричность, подошвы на равномерную выпуклость, поверхности катания головки по оси.

 

Чтобы окончательно разобраться, предлагаем взглянуть на еще один чертеж (Р-65 как самой популярной разновидности двутаврового металлопроката) – с уклонами и переходными радиусами, с осью болтовых отверстий и линией центра. На нем также представлены конкретные числовые значения, включая разрез и сечение железнодорожного рельса.

 

 Сечение железнодорожной рельсы

 

Таблицы размеров

 

Их 2 вида – для металлоконструкций разных сфер применения.

Железнодорожные

Тип

Параметр, мм

Масса, 1 погонный метр на килограмм

b (b1)

B

e

H

Р-8

25

54

7

65

8,42

Р-18

40

80

10

90

17,91

Р-24

51

92

10,5

108

24,9

Р-38

68

114

13

135

38,416

Р-50

72

132

16

152

51,67

Р-65

75

150

18

180

64,72

Р-75

75

150

20

192

74,41

Крановые

Тип

Параметр, мм

Масса, 1 погонный метр на килограмм

b (b1)

B

H

КР-70

70

120

120

46,1

КР-80

80

130

130

59,81

КР-100

100

150

150

83,09

КР-120

120

170

170

113,47

КР-140

140

170

170

141,7

Теперь, когда известно, какая длина ЖД рельсы и что за характеристики у каждого типа, можно переходить непосредственно к проектированию. А все комплектующие для строительства по привлекательным ценам вы найдете в каталоге компании «ПромПутьСнабжение».

Назад    Наверх