ЗАЯВКИ ПРИНИМАЮТСЯ 24 ЧАСА
Оставить заявку здесь

Узкоколейные железные дороги: размеры и ширина ЖД-колеи, их преимущества и недостатки, назначение рельс Р24, Р18, Р11, Р8 для узкой колеи, история использования, технические характеристики, монтаж

рельсы узкоколейные

Важно всесторонне знать особенности проектирования не только крупных магистральных линий. Поэтому сегодня объектом анализа становятся узкоколейные железные дороги (УЖД): посмотрим что это, какими плюсами и минусами обладают, какой историей могут похвастать, что за судьба у них в последние годы, какие перспективы намечаются в ближайшем будущем и более далекой перспективе.


Содержание
Эта подробная, но интересная и полезная информация. Во-первых, вы узнаете целый ряд занимательных фактов, во-вторых, поймете, в каких сферах их можно продолжать использовать сейчас, в-третьих, получите все предпосылки для эффективного планирования и безошибочной укладки данных элементов ВСП. Чуть-чуть подождем с переходом к достоинствам и недостаткам, особенностям и областям применения – начнем с определения.

УЖД – что это


Она представляет собой железнодорожный путь уменьшенной ширины – от 1200 до 600 мм, тогда как при стандартном ЖД-полотне межосевое расстояние 1520 мм. Более компактные линии тоже есть – их называют микроколейками.

узкоколейная

Почему их вообще начали прокладывать? Из-за сравнительной быстроты, простоты и экономичности их организации. Правда, их конструктивные особенности обладают не только эксплуатационными плюсами, но и определенными минусами, о которых нужно знать.

Преимущества и недостатки узкоколейных ЖД-дорог


В числе очевидных достоинств:

  • небольшие затраты – из-за сокращенного межосевого расстояния (из чего применяются шпалы меньшей длины) и меньшей металлоемкости рельс ввиду их небольшой величины;
  • вся конструкция пути, включая подвижной состав, значительно легче, она не столь сильно давит на балластную подушку, а значит ее можно укладывать на болотистых или слабых грунтах;
  • выполнение всех работ по рытью или бурению тоннелей максимально быстрое, что значительно сокращает сроки строительства на пересеченной местности с обилием холмов и гор;
  • устраивать насыпь не обязательно;
  • можно монтировать кривые малого радиуса.

узкая колея жд

Но есть и недостатки, а именно:

  • По таким дорогам нельзя перевозить тяжелые или крупногабаритные грузы: во-первых, вагоны для транспортировки могут оказаться слишком малыми, во-вторых, приходится ограничивать тяговую мощность локомотива, иначе элементы ВСП не выдерживают значительных нагрузок.
  • Устойчивость передвижения снижается пропорционально развитию скорости – быстро перемещаться по сложным участкам попросту опасно: это чревато аварией, повреждением полотна, поломкой спецтехники.
  • Готовая ЖД-сеть, как правило, оказывается замкнутой, не сильно протяженной и отчужденной, так как обычно создается для нужд конкретного предприятия; исключения тоже существуют, но для труднодоступных районов, и их общая доля мала.

История узкоколейки и ее назначение в течение лет


Такие линии стали появились позднее стандартных. Впервые локомотив на узком пути использовали в 1836 году в Великобритании, в Северо-Западном Уэльсе для перевозки сланца. Эту дату можно считать рождением узкоколейных жд-дорог. В нашу страну они пришли в 1871 году, и сразу обрели популярность. С момента внедрения и начала активной эксплуатации ключевой сферой было промышленное использование.

история узкоколейки

С их помощью подвозили сырье в цеха, отправляли готовую продукцию и реализовывали схожие рабочие задачи на следующих объектах:

  • Места добычи торфа и лесозаготовки – по той же Шатурской дороге с 1918 по 2008 вывозили подобные грузы для нужд близлежащих электростанций. Когда последние перешли на другое топливо, линия закрылась.
узкоколейные дороги

  • Освоение целины – на безлюдной местности в условиях отсутствия инфраструктуры целесообразнее было монтировать сначала те ЖД-полотна, строительство которых сопровождалось минимальными затратами средств и времени. Именно поэтому в 50-60-х годах XX века узкоколейные железные дороги повсеместно укладывались на землях Урала, Поволжья, Дальнего Востока, и активно эксплуатировались. Заменять их на стандартные стали через 20-30 лет.
  • Угольные шахты и закрытые рудники – добытые в них ресурсы доставлялись именно по веткам с уменьшенным межосевым расстоянием для подвижных составов. Протянувшиеся по Ямалу маршруты могут служить лучшим тому примером.
история узкоколейных железных дорог
  • Промышленные предприятия, занятые ремонтом и/или выпуском крупногабаритных деталей или механизмов. На базе полотен в 600 мм (и более узких) фабрики и заводы традиционно создавали целые системы сообщения между цехами и производственными помещениями, по которым транспортировали сборочные единицы, отгружали на склады готовую продукцию и даже перевозили рабочих.
  • Важная глава истории узкоколейных железных дорог написана во время Великой Отечественной войны. Так как это было сделать проще, быстрее и дешевле всего, именно их прокладывали в начале 40-х – часто прямо на асфальтовые, бетонные, грунтовые и насыпные покрытия. Применялись:
    • для доставки продовольствия, оружия, техники и солдат к местам боевых действий; 
    • для перемещения снарядов и других грузов внутри укрепленных форпостов;
    • для оперативного вывоза раненых из зоны сражений.

В период 1941-1945 годов сотни километров УЖД, номинально не рассчитанных на такую протяженность, были вполне обычным делом. Вскоре их стали переориентировать под нужды производств (там, где это было возможно), заменять и разбирать.

При подготовке к предстоящим боевым действиям или непосредственно во время сражений оперативно создавались рокадные узкоколейные пути – по ним в срочном порядке перебрасывались войска и грузы медикаментов, провизии, оружия. Свою роль играл тот факт, что монтировать такое полотно можно было быстро, что позволяло в сжатые сроки создать маршрут протяженностью в 50-100 км.

узкоколейный путь

Еще один плюс заключался в том, что проложить линию было реально прямо внутри фортификаций – чтобы уменьшить риски при подвозе габаритных боеприпасов.

Детские железные дороги


В эту категорию входят все ЖД-участки, на которых несовершеннолетние лица проходят практическое обучение – на машиниста, монтера, оператора и по другим связанным специальностям. И они обладают следующими параметрами:

  • межосевое расстояние в 500 мм;
  • протяженность в 1-11 км;
  • изолированность от других полотен;
  • условия работы, приближенные к реальным.

узкоколейные поезда

Ширина колеи узкоколейной железной дороги


Стандарт сохранился с еще дореволюционных времен – 750 мм, ему соответствовало примерно 90% линий в момент наиболее активного их использования.

Подобная унификация серьезнейшим образом упрощала эксплуатацию и обслуживание (как полотна, так и подвижного состава) и снижала расходы времени и средств на стыковку новых и старых маршрутов. Самым известным примером с такими показателями может быть Ириновская УЖД, запущенная еще в 1882 стараниями барона Корфа – крупного промышленника XIX века.

узкоколейка история в России

Она сначала использовалась для транспортировки торфа на заводы и фабрики, после – для пассажирских перевозок, в период блокады Ленинграда вообще была составной частью единственной магистрали, связывавшей город с остальной страной.

Также оставались актуальными полотна с межосевым расстоянием в 600, 900, 1000 мм – в виде сравнительно распространенных исключений.

Наиболее габаритными в рассматриваемой категории были пути в 1067 мм, которые эксплуатировались на Сахалине еще тогда, когда остров наполовину принадлежал Японии. В начале XXI века она была переделана под стандартные параметры и современные локомотивы с вагонами.

Технические характеристики, монтаж


Теперь рассмотрим габариты российской рельсы для узкоколейки: размеры сведены в следующую таблицу.

ТипПолная высота, h, ммШирина, ммДлина, мМасса, кг
Головки, bПодошвы, b
р86525545,564
р1180,53266688
р189040808143
р2410851928199

Р8

рельсы узкоколейки

Р11

узкоколейные рельсы

Р18

размеры узкоколейных рельсов

Р24

узкая колея рельсы характеристики

Геометрию металлоконструкций отечественного производства определяют ГОСТ 6368-82 и ДСТУ 3799-98. При укладке, а также реконструкции или ремонте линий допустимо использовать не только новые элементы ВСП, но и с хранения, и даже I группы износа – главное, чтобы они соответствовали требованиям приведенных межгосударственных стандартов. Помните, даже щадящие условия эксплуатации все-таки предполагают определенную нагрузку, которую необходимо выдерживать.

Регламентируемая ГОСТом сталь 50Сп является оптимальной по твердости и пластичности для узкоколейных железных дорог. Хорошо изгибаются при установке кривых малого радиуса. Довольно износостойка.

В современном производстве используется 70Пс и 60, которые тверже с повышенной по отношению к предыдущим износостойкостью так как нашли широкое применение в устройство кранового хозяйства.

Рельсы узкой колеи р24, р18 изготавливаются в соответствии с ГОСТом длинами 8м. А так же применяются размеры длины в 7,8 и 6 метров.

Выпуск р5, р8, р11 на данный времени прекращен в виду отсутствия широкого применения в народном хозяйстве. 

Узкоколейный жд металлопрокат р18, р24 продолжает активно использоваться на предприятиях в технологических процессах производства, где экономически не выгодно использовать рельсовые опоры широкого профиля: на складах под кран-балку, таль электрическую, подземных путях шахт, на передаточных внутрицеховых путях, на стрельбищах, испытательных полигонах, для прочего строительства.  

Монтаж узкоколейных железных дорог осуществляется как правило на деревянные пропитанные шпалы размерами от 1400мм до 1350мм. С использованием подрельсовых подкладок в соответствии с типом жд металлопроката, и с использованием костылей железнодорожных 14х14х130 и 12х12х120.

узкая колея детали для крепежа

Стыковые соединения выполняются путем смыкания соединения накладками по типу рельс, соединенными стыковыми болтами по типу рельса 18х88 и 16х72. А также сваркой преимущественно на бес подкладочных путях (передаточные пути внутрицеховые и пути грузоподъёмных механизмов).

крепеж рельсов для узкой колеи

крепления узкоколейных рельсов
При устройстве путей грузоподъёмных кранов на двутавровых балках накладки применятся те же, а промежуточными креплениями задействуют упорно прижимные планки различных типов, например зд 17 (разработанной ООО «компания «Промпутьснабжение» – чертеж прилагается).

рельсы узкоколейные скрепления

При устройстве путей на бетонном основании планки по типу зд 17 так же подходят, используются совместно с самоанкерирующимися болтами, обычно 16х200. Так же существует вариант нераздельного скрепления путем приварки крепежных элементов промежуточных скреплений по типу «петушок».

узкоколейная железная дорога детали

Судьба некоторых узких железных дорог в России


Есть УЖД, которые считаются настоящим культурным достоянием, причем в международном масштабе, а не только в кругу любителей ретро-техники. Самый яркий пример – Кудемская, запущенная в 1949 году и используемая до сих пор. Да, поезда пускают только по 38 километрам из 108, но зато вагоны обновляются и пассажиры довольны общим уровнем комфорта.

узкая железная дорога

А вот Белорецкая магистраль, открытая в 1909, к XXI веку прекратила свое существование. Почти столетие люди, путешествуя на уникальном подвижном составе, могли наслаждаться видами архитектурных объектов региона, но плачевное состояние полотна дало о себе знать. Реставрация оказалась невозможной (в силу недостаточного финансирования), и маршрут закрыли. Единственным напоминанием о прежних временах остался паровоз ГР-231, установленный в качестве памятника.

К наступлению третьего тысячелетия стандартная ширина узкоколейки в России – 750 мм – окончательно перестала быть актуальной для путей общего назначения. Поэтому некоторые направления стали просто исчезать. Такая печальная судьба постигла Висимо-Уткинскую УЖД, проложенную в XIX веке в Свердловской области. Она функционировала до 2006 года, хоть и с многократными ремонтами и реконструкциями, но уже к 2008 не только демонтировали элементы ВСП, но и утилизировали станционные сооружения и подвижные составы.

Ширина узкоколейной железной дороги в других странах и их использование


В Советском Союзе норма была в 750 мм, это мы уже выяснили, а как обстояли дела в Европе? Там был более распространен вариант в 600 мм. Но рекордсменами в минимализме стали британцы.

ширина узкоколейки

Межосевое расстояние на их Romney, Hythe & Dymchurch Railway составляет лишь 380 мм. И эта линия до сих пор используется – для перевозок туристов и школьников.

Линии УЖД сохранились в Европе, США, Китае, причем там о них всячески заботятся, делая нам намек о необходимости более трепетного отношения к объектам культурного значения. И те из них, которые хорошо сохранились, часто превращаются в аттракционы для туристов.

Германия может похвастать сравнительно большим количеством таких маршрутов – практичные немцы хорошо сохранили полотна на острове Рюген и в Саксонии и до сих пор используют их для грузоперевозок, причем пускают по ним поезда на паровой тяге.

ширина узкоколейной железной дороги

Польша тоже расчерчена транспортными линиями с межосевым расстоянием в 600, 785, 1000 мм. Вариантов ширины узкоколейки хватает, правда, почти все они законсервированы с 2001 года и используются лишь сезонно, с наплывом туристов, а остальное время находятся в ведении местных администраций.

Испания сохраняет достаточно крупную сеть (на Майорке, в окрестностях Валенсии и Барселоны) – с магистралью длиной 650 км, огибающей северное побережье.

Швейцария также не отказывается от УЖД, так как они удобны в горных районах, где нужно безопасно перевозить пассажиров.

узкоколейная железная

У японцев крупнейшая сеть, так как капское полотно (с межосевым расстоянием в 1067 мм) считается стандартом. Эксплуатируется повсеместно, не считая линий Синкансен, так как они высокоскоростные. Власти ЮАР руководствуются похожими соображениями.

узкоколейная жд

В Индии сделали упор на 600 мм – именно такие полотна проложены в горах Нилгири и в городе Дарджилинг и являются частью наследия ЮНЕСКО. В Южной Америке и Африке похожая ситуация.

_______________

Мы постарались рассмотреть рельсы узкоколейные: размеры и другие их особенности теперь не являются для вас секретом, а значит вы готовы перейти к проектированию ЖД-пути на их основе. А если понадобится построить такой маршрут, все необходимые для этого металлоконструкции и их расчет заказывайте в компании «ПромПутьСнабжение».

На нашем сайте вы также можете почитать о других
типах жд металлопроката, применяемых на различных путях, о крепеже и критериях изготовления шпал – железобетонных и деревянных.

Также смотрите видео

Назад    Наверх