ЗАЯВКИ ПРИНИМАЮТСЯ 24 ЧАСА
Оставить заявку здесь

Все о железнодорожных шпалах.

Деревянные шпалы практически не изменили свою форму за последние 140 лет. На первых железных дорогах укладывали пропитанные шпалы, древесина которых выходила из строя через 8 - 12 лет. Следует отметить, что уже при строительстве дороги С.-Петербург - Москва шпалы пропитывали под давлением. В настоящее время на всех дорогах мира в путь укладываются деревянные шпалы, пропитанные антисептиком, что повышает срок их службы не менее чем в 2 раза.

Все о железнодорожных шпалах.

В ходе развития и модернизации мир освоил производство железобетонных и металлических шпал, срок службы которых достигает 50-60 лет. Однако о этой категории шпал мы подробно поговорим в следующих статьях.

Итак, предназначение шпал — опора для рельсов в виде брусьев.

Деревянные шпалы обладают многими достоинствами: упругость, лёгкость обработки, высокие диэлектрические свойства, хорошее сцепление с щебёночным балластом, малая чувствительность к колебаниям температуры. Важнейшим свойством является возможность расширения рельсовой колеи в кривых радиусом менее 350 м.

В зависимости от назначения деревянные шпалы изготавливаются трех типов, отличающихся размерами трех типов (схема 1):
ɪ - для главных путей;
ɪɪ - для станционных и подъездных путей;
ɪɪɪ - для малодеятельных подъездных путей промышленных предприятий.

Все о железнодорожных шпалах.

Деревянные шпалы изготавливаются по ГОСТ 78-2004 и бывают 2 типов.

  • Шпала 1 типа, пропитанная — используется для главных путей
  • Шпала 2 типа, пропитанная — используется для подъездных и станционных путей

Шпалы из дерева подразделяются на три вида:
1. обрезные (отёсанные со всех 4 сторон)
2. полуобрезные (отёсанные только с 3 сторон)
3. необрезные (отёсанные только сверху и снизу)

Комплекты деревянных брусьев для стрелочных переводов (по ГОСТ 8816-70), смотреть схему 2.

Все о железнодорожных шпалах.

Порода древесины для шпал может быть различной от красного клена и эвкалипта до сосны, на ваше усмотрение. Для предотвращения гниения шпалы пропитывают антисептиками. Антисептики в 21 веке различны, хотя в основном используют креозот. В таблице ниже разберемся почему.

Таблица сравнения антисептиков:

Все о железнодорожных шпалах.

* Классы защиты древесины по ГОСТу 20022.2-80:
IX-X: изделия, подвергающиеся воздействию атмосферных остатков (верхние строения открытых сооружений);
XI-XIII: изделия, подвергающиеся воздействию почвенной влаги и загрязнений органического характера (сваи, опоры линий электропередач, шпалы и т. п.)
XIV-XVI: изделия, подвергающиеся воздействию теплой воды металлургических и других заводов либо речной и болотной воды. В том числе в условиях тропического климата (оросители градирен, деревянные конструкции береговых сооружений);
XVII-XVIII: изделия, подвергающиеся воздействию морской воды.

Итоги таблицы таковы, что:

1.Каменноугольное масло. В этом антисептике нет фенола, нафталина и летучих углеродов. Он может вызвать слабое раздражение кожных покровов и слизистых оболочек глаз при непосредственном контакте.

2.ЖТК, состав горючий. Температура вспышки 110 С, а самовоспламенения — около 350 С. Качество пропитки древесины ЖТК и каменноугольным маслом и сроки эксплуатации примерно одинаковы, поэтому стоит сравнивать их только по экологичным и экономичным показателям. Если в плане экологии ЖТК превосходит каменноугольное масло, то в плане экономики все скорее наоборот.

3.ССА в России аналогичен импортным антисептикам, был разработан в 1970-х годах профессором Уральского лесотехнического института Д.А. Беленковым. В Европе давно уже пропитывают древесину и в первую очередь опоры ЛЭП именно этими составами.

В чем преимущество ССА пропитки перед креозотом?

Во-первых, такая древесина после окончания технологического процесса пропитки и фиксации остается чистой, сухой, зеленого цвета и не имеет запаха. Соответственно, она и не выделяет в атмосферу вредных веществ. Антисептик в процессе пропитки в результате химической реакции переходит из растворимого состояния в нерастворимое, кристаллизуется в порах древесины, и в результате древесина, пропитанная антисептиком ССА, относится не ко второму, как каменноугольное масло, а к четвертому классу опасности - «вещества малоопасные».

Во-вторых, глубина пропитки. При пропитке каменноугольным маслом реальная глубина — от 2 до 5 миллиметров, а пропитка водорастворимым составом обеспечивает глубину не менее 85% заболони (внешней части дерева), что составляет от 3 до 7-8 сантиметров. Это легко объяснить. В процессе пропитки сначала создается вакуум, и из пор древесины вытягивается влага. Потом под давлением подается раствор антисептика , который заполняет все пространство, освобожденное от влаги. Снова создается вакуум для откачки излишков антисептика. Проникаемость же водного раствора значительно выше, чем маслянистого антисептика, и за счет этого достигается такая глубина пропитки.

В-третьих, срок службы. У древесины, пропитанной антисептиками ССА, она составляет не менее 40 лет. Некоторые считают, что водорастворимые антисептики вымываются водой, дождями. Но в данном случае это не так. После выгрузки леса из автоклава антисептик в нем фиксируется -то есть обрабатывается горячим паром либо выдерживается при плюсовой температуре в течении не менее 24 часов. За это время антисептик переходит в твердое нерастворимое состояние, вредные вещества-шестивалентный хром и мышьяк-так же перестают быть опасными и превращаются в нерастворимые соли, забивают поры древесины и уже не вымываются.

Ну и наконец пожароопасность. Водный раствор оксида меди, оксида хрома и оксида мышьяка гореть в принципе не может. И пропитка этим составом затрудняет возгорание древесины. Так же очень важно сравнить и экономическую эффективность антисептика ССА с маслянистыми составами. Здесь преимущество водорастворимого антисептика бесспорно.

Производители антисептиков ССА и ОАО «РЖД» начали работу по испытаниям защитных свойств антисептиков ССА и шпал, пропитанных этим составом. Руководством РЖД было предложено провести необходимые исследования на базе ВНИИЖТ. О результатах мы обязательно сообщим в следующих статьях о шпалах.

Ну а пока мы ожидаем новинку на рынке, рекомендуем воспользоваться самым популярным антисептиком-креозотом, потому как это лучшее сочетание доступности, цены и качества.

И наконец, если вы уже выбрали нужный вам тип шпал, пропитку, то теперь необходимо подумать и о транспортировке. Представляем Вам полезную информацию о столь немаловажном моменте - нормы погрузки шпалы:
тип Iа в машину = 250 шт
в вагон = 700 шт
тип IIа в машину 300 шт
в вагон = 800 шт

В заключении столь обширной полезной информации отметим преимущества покупки материалов ВСП у известной Компании «ПромПутьСнабжение», со стажем работы на рынке 9 лет:

1. Здесь вам всегда предложат хороший ассортимент опор для рельсов. А именно брусья, полушпалы, шпалы (деревянные, железобетонные, металлические) разных типов, пород древесины и пропитки.

2. Профессионально проконсультируют по любым техническим вопросам. В том числе выбора правильного типа продукции под ваши нужды, по вопросам укладки, транспортировки и хранения. Тем самым помогая вам значительно экономить на ненужных расходах.

3.Столь известный бренд на рынке строго следит за документацией. Покупая продукцию в такой проверенной временем компании, вы всегда получите на руки все необходимые сертификаты и другую немаловажную документацию.

Счастливых Вам дорог!

Назад    Наверх