ЗАЯВКИ ПРИНИМАЮТСЯ 24 ЧАСА
Оставить заявку здесь

Путевой ЖД-шуруп: размеры, вес, ГОСТ, производство


Содержание статьи
  1. Технические характеристики
  2. Межгосударственные стандарты производства
  3. Область применения
  4. Описание
  5. Чертежи
  6. Стоимость
  7. Шуруп путевой: размеры
  8. Вес путевых шурупов
  9. Как производят глухари
  10. Технические требования
  11. Методы контроля
  12. Маркировка и упаковка

Рассмотрим элемент, использующийся для фиксации рельсовых скреплений, пересечений, соединений. В фокусе сегодняшнего внимания – ЖД-шуруп путевой: вес, размеры и другие его параметры, область его применения и предъявляемые к нему требования. Остановимся на каждом ключевом моменте, от чертежей до нанесенной маркировки и конкретных объектов использования – чтобы вы понимали, для чего и в каком количестве покупать такие расходники, как производить их монтаж и тому подобное.

Небольшое уточнение: еще одно распространенное название данного крепежа – «глухарь», и оно достаточно метко отражает его суть. Также добавим, что закручивать его необходимо ключом или бензогайковертом, поэтому перед началом установки стоит запастись специальным инструментом.

Технические характеристики

Посмотрим, что из себя представляет стандартный путевой шуруп 24х170: вес 1 шт., геометрические размеры и другие важные показатели сведены в таблицу ниже.

Параметр

Значение

Единицы измерения партии

тоннаж

Масса одной штуки

560 г

Класс точности исполнения

С (грубая)

Материал изготовления

сталь марки 20

Количество в тонне

1785 шт.

ДхШхВ

185х43х24 мм

Длина

общая

185 мм

части с нанесенной резьбой

170 мм

Диаметр резьбы

24 мм



Этими данными удобно оперировать при расчетах во время конструирования линий и веток.

развязка

Межгосударственные стандарты производства

Выпускаются шурупы путевые по ГОСТам 809-71 и 809-2014. Эти своды правил регламентируют условия изготовления, определяют требования к их конструкции, допускам, методам контроля, приемки, маркировки и транспортировки.

Область применения

Рассматриваемые глухари используются для прикрепления рельсов с подкладками к деревянным шпалам. Их необходимо закручивать с достаточным усилием, любым подходящим инструментом (например, бензогайковертом или ключом специальной конфигурации), навешивая двухвитковую пружинную шайбу, выполненную по нормам 21797-76. Таким образом обеспечивается надежность конструкций ВСП, а также их соединений и пересечений.

Описание

Есть три популярных исполнения, отличающиеся между собой длиной:

  •  стандартный – 170 мм;

  •  укороченный – 150 мм; 

  •  удлиненный – 195 мм. 

Также наблюдается разница в формах конца и головки.

По предварительной договоренности с покупателем большинство российских заводов-производителей готовы выпускать глухари измененной длины – любой в диапазоне 140-200 мм. Хотя шаг резьбы во всех случаях должен быть одинаковым – 12,5 мм, какие-то варианты остаются только в допусках к нему – погрешность может составлять или ±0,6, или ±0,2 мм.

Рассматриваемый нами в общем случае шуруп путевой М24х170 обладает головкой и стержнем с гладкой частью (40 мм), сбегом (30 мм) и нарезанной резьбой (все остальное). При выборе материалов для его изготовления учитывается, что он обязан обеспечивать прочность и надежность скрепления в любых климатических условиях, в том числе и при эксплуатации рельсовых нитей при очень низких, сверхвысоких или резко меняющихся температурах. Поэтому допустимы следующие марки стали: Ст20, Ст20кп, Ст10кп, Ст3.

состав

При 1 исполнении покрытие отсутствует, при 2 или 3 (по желанию заказчика) его можно нанести: тогда оно будет представлять собой 9-18-микрометровый антикоррозионный слой цинка с хроматированием (согласно межгосударственному стандарту 9.301-86). Каждый выпущенный глухарь проходит испытание на изгиб: его подвергают проверке в холодном состоянии, и по результатам тестов годное изделие должно остаться без трещин или надрывов.

Чертежи

Вариант популярной конструкции указан на схеме ниже:


схема

Внимание, * помечены справочные величины, а ** учитывает облой – на каждую из сторон до 2 мм.

Стоимость

Цены постоянно меняются, так как мы стараемся поддерживать их актуальными и максимально выгодными для вас, так что их лучше уточнить у менеджеров, позвонив в «ПромПутьСнабжение». Но все наши предложения из раздела «рельсовый глухарь» можно условно разделить на 4 подкатегории, в порядке удешевления:

  •  новые;

  •  из госрезерва (хранившиеся, но не использовавшиеся);

  •  бывшие в употреблении;

  •  восстановленные.

Шуруп путевой: размеры

Из приведенной ранее информации вы уже знаете, что есть 3 разных их типа, с длиной в 150, 170 и 195 мм, плюс, нестандартные варианты 140-200 мм. Но и для последнего случая есть важное уточняющее правило: шаг при исполнении 1 должен быть кратным 10 мм, при 2 или 3 – уже 5 мм. Зато укорачивать или увеличивать стержень можно как в ущерб гладкой его части, так и изменением резьбовой.

Форму головки изготовитель и заказчик могут согласовать между собой, тогда как геометрию конца определяет только завод-производитель. Такая стандартизация помогает обеспечить унификацию, а значит, и качество крепежа рельсовых нитей к шпалам.

Вес путевых шурупов

Справочная масса одного стандартного глухаря составляет 560 г. Естественно, она меняется при уменьшении/повышении длины – за каждые 10 мм:

  •  на 20 г – на участке с винтовой нарезкой;

  •  на 36 г – по цилиндру. 

Как производят глухари

Все виды данных крепежных элементов изготавливаются в два этапа:

  •  Первый – формирование головки и основы (болванки). Осуществляется на станке, похожем на гвоздильный аппарат, – он-то и задает все геометрические параметры, кроме двойного радиуса, который сразу определяется величиной сечения взятой проволоки. 

  •  Второй – создание резьбы, ее наносит специальный автомат. Заготовки загружают в бункер, и оттуда они, за счет вибрационного транспортера и анкерного механизма, поштучно поступают в рабочую зону. При этом будущие изделия четко ориентированы на плоские плашки. Последние перемещаются перпендикулярно оси детали и параллельно по отношению друг к другу, и обязательно с плотным прижатием к стержню. 

пути

Внимание, по такой схеме проходит изготовление крепежных элементов диаметром 10-12 мм, а наш случай – это 24 мм. Производство путевого шурупа осуществляется методом горячей штамповки, позволяющим достаточно быстро и с заданной точностью реализовывать все 3 варианта исполнения, причем с нужными шлицами и головками, которые также могут быть разных видов:

Потайная – названа так, потому что утапливается в материал фиксируемого элемента, оставляя его поверхность ровной; в ряде случаев делается двойной, то есть усиленной, выдерживающей повышенные нагрузки и ориентированной на ударный монтаж; также выпускается усеченной, с нижней площадкой, перпендикулярной вектору давления, что обеспечивает улучшенное качество прижима.

«Рожок» – слегка загнутая вверх, полукруглая и за счет чего оптимально воспринимающая нагрузку на разрыв. Благодаря этому укладываемый объект закрепляется с особенной надежностью, правда, его геометрия может несколько нарушаться.

С пресс-шайбой – обладает интересной конфигурацией, тоже являющейся по-своему эффективным. Ее несущая поверхность расширена, а значит, замечательно подходит для крепежа тонких и листовых деталей (случай не совсем для организации железнодорожных линий, но в общем достойная альтернатива болтам).

Узкая – конструктивный антипод предыдущего варианта, полностью утопающая в поверхности. Может быть трапециевидной формы и со стопорными насечками.

Но актуальная в нашем случае – это головка с 6 сторонами. Она настолько распространена, что глухарь с нею так и называют – шуруп путевой шестигранный, – и заслуживает отдельного рассмотрения. Почему она так часто применяется? Потому что обладает рядом практических преимуществ:

  •  стандартизирована под ключи, что сильно упрощает установку и монтаж – крепеж быстро осуществляется даже без применения электроинструмента; 

  •  обладает большей несущей поверхностью по сравнению с пресс-шайбой, а значит, лучше воспринимает и равномернее распределяет силовые воздействия и дольше прослужит на грузонапряженных участках колеи; 

  •  стабильно популярна, а значит, комплектующие с нею выпускаются целым рядом заводов-изготовителей, и всегда можно купить их в нужном количестве, они не являются дефицитом, что положительным образом сказывается на их цене. 

Обратите внимание, вес шурупа путевого с шестигранной головкой составляет 660 г. Повышенная масса объясняется габаритами, ведь длина равняется уже 195, а не 170 мм. И с точки зрения надежности она является скорее плюсом, чем минусом.

Технические требования

Готовые глухари должны полностью отвечать нормам межгосударственных стандартов 809-71 и 809-2014. В соответствии с ними, в качестве материала для производства допустима сталь Ст3, Ст10кп, Ст20, Ст20кп. Но если крепеж будет использоваться на Крайнем Севере или в другом регионе со стабильно низкими температурами, брать кипящую марку для изготовления нельзя.

По умолчанию выпуск производится без покрытия. Но если заказчик пожелает, при исполнении 2 или 3 допустимо нанести цинковый слой, в 9-18 мкм толщиной и с эффектом хроматирования, по всем правилам положения 9.301.

Готовый к использованию шуруп путевой, 24х150 или любого другого размера, обязан быть без дефектов, поэтому на его поверхности недопустимы:

  •  пережженные участки, расслоения, трещины; 

  •  риски и раковины, причем различной глубины, в зависимости от исполнения – при первом – более 0,5 мм, при втором – 0,3 мм; 

  •  изогнутость стержня – она не должна превышать 1 мм при первом варианте и 0,5 мм – при втором; 

  •  притупление ребер головки, при котором диагональ квадратной формы будет выведена за рамки предельных показателей; 

  •  наличие лунки от 10 мм в концевой части; 

  •  смещение осей друг относительно друга на величину более 1 мм; 

  •  швы или ступеньки от разъема/сдвига матриц, превышающие 0,5/0,3 мм соответственно; 

  •  вмятины, заусенцы, забоины, наплывы от 1 мм при первом исполнении и от 0,5 мм – при втором; 

  •  выкрашивания резьбовых нитей и рванины, если они выходят за рамки установленных допусков по наружному диаметру или в общем длиннее половины витка. 

детали

При этом шуруп путевой, 24 на 170 или любой другой, не считается бракованным, если у него есть следующие дефекты:

  •  плены, появившиеся на головке по итогу заштамповки заусенцев; 

  •  скругленные вершины у нарезного соединения; 

  •  уменьшенная на 2 нити высота профиля; 

  •  заусенцы менее 0,5 мм, возникшие после безоблойной штамповки. 

По желанию заказчика изготовитель обязан протестировать выпущенные глухари на сопротивляемость деформациям: испытание следует проводить в холодном состоянии. Удовлетворительным считается результат, при котором внешний угол загиба в 45 градусов выдержан без появления признаков трещин и надрывов.

Методы контроля

  1.  На предмет соответствия внешнего вида шуруп путевой ЦП54 (или любой другой) проверяют визуально, осматривая его без использования оптических приборов и специальных увеличительных инструментов. 

  2.  Степень шероховатости поверхностей выясняют, сравнивая готовое изделие с образцами-эталонами. Правильность геометрических параметров определяют с помощью шаблонов или универсальных измерителей, кривизну – калибровкой. 

  3.  Итоговые габариты диагонали квадрата головки узнают в строго определенной точке, расположенной в 5 мм от торца. Покрытие также тестируют по верхней части глухаря, убеждаясь, что его толщина и качество отвечают требованиям межгосударственного стандарта 9.302. 

  4.  При подготовке для проведения испытаний на изгиб крепежный элемент следует зажать в тисках или в фиксаторе с закругленными губками и радиусом, равным сечению шурупа для соединения верхнего строения пути. Воздействовать на него нужно в точке перехода резьбы к сбегу. Если в процессе появится незначительное отслаивание плен, это не будет считаться браком. 

  5.  Нарезанные витки проверяют на предмет шероховатости с боковой стороны стержня. 

Приемка готовых изделий, соответствующих С-классу точности, осуществляется на основании ГОСТа 17769. Ее выполняют сотрудники ОТК предприятия-изготовителя: свои оценки они заносят в сопроводительную документацию, дубликат которой хранится в архиве завода в течение 3 лет и более.

Осмотр производится партиями, в каждую из которых входят глухари одного исполнения, сделанные по идентичной технологии, из стали единой плавки. Контролируются следующие параметры:

  •  внешний вид; 

  •  габариты; 

  •  механические характеристики; 

  •  качество итоговых поверхностей; 

  •  правильность обозначений. 

колея

Маркировка и упаковка

Сразу приготовьтесь к тому, что вес шурупа путевого 24х170 (равно как и другие его геометрические показатели) не выбьют на его борту. Это те данные, которые приводятся в приложениях, нашем обзоре, таблицах и справочной литературе. А вот что точно должно быть нанесено, так это товарный знак или логотип (условное обозначение) завода-производителя, чтобы сразу было понятно, кто изготовил крепежный элемент.

Обратите внимание, есть строгие требования к буквам и цифрам артикула: они обязаны быть хотя бы 8 мм в высоту, минимум 1 мм в толщину и с вогнутостью от 0,5 мм. Это нужно, чтобы нанесенная надпись была сразу заметной и хорошо различимой при любой степени чистоты и шероховатости поверхности, чтобы ее не приходилось рассматривать через лупу или какой-либо еще увеличительный прибор.

Упаковывать готовых глухарей требуется согласно всем нормам ГОСТа 18160, и маркировать тару тоже нужно по правилам этого же межгосударственного стандарта. Поэтому каждую укомплектованную партию следует предоставлять заказчику с паспортом качества, в котором будут указаны такие реквизиты:

  •  товарный знак (название) завода-изготовителя вместе с его актуальным юридическим адресом; 

  •  порядковый номер выпуска; 

  •  материалы исполнения (марка стали), с обязательным упоминанием класса прочности; 

  •  реализованный способ защиты от ржавчины, вплоть до срока, в течение которого он будет действовать; 

  •  основные геометрические параметры крепежных элементов, их общее количество, число штук в связке; 

  •  итоги приемки. 

Допустимы примечания, приложения и другая дополнительная информация, соответствующая вышеперечисленным требованиям. Еще один обязательный реквизит в паспорте качества – подпись, поставленная уполномоченным экспертом ОТК, осуществляющим контроль.

Теперь вы знаете, какой массой обладают шурупы путевые размером 24х170 мм, вес 195-миллиметровых ЦП-54 тоже перестал быть загадкой, как и длина, ширина сечения и остальные их параметры. Поэтому теперь вам не составит труда подсчитать, сколько комплектующих понадобится для укладки участка ж/д линии. Купить все необходимые элементы ВСП по выгодным ценам вы всегда можете в компании «ПромПутьСнабжение», обращайтесь для заказа.

Назад    Наверх