РАБОТАЕМ ПО ВСЕЙ РОССИИ С 2006 ГОДА

Виды и размеры железобетонной шпалы: вес, длина и ширина ЖБ опоры на железной дороге

Создавая проект полотна, нужно знать все характеристики его главных элементов. Сегодня мы рассмотри железобетонная шпала: ее размеры, вес, объем и другие параметры. Также затронем их типы, область и условия применения, достоинства и недостатки, предъявляемые к ним требования, технологию их выпуска, особенности монтажа и другие сопутствующие моменты. И поможем выбрать, дав несколько практических советов.

В результате вы не только правильно купите нужное количество изделий, но и будете знать, как их транспортировать, укладывать, ремонтировать и утилизировать. Столь полезная информация существенно облегчит устройство и эксплуатацию пути.

жби значения

Содержание

  1. Железобетонные шпалы (ЖБ) сегодня
  2. Определение
  3. Сфера и условия применения
  4. Преимущества и недостатки
  5. Типы
  6. Основные характеристики
  7. Чертежи
  8. Производственные технологии
  9. Требования, предъявляемые к бетонным шпалам стандартного размера
  10. Особенности монтажа, ремонта и утилизации
  11. Советы по выбору
  12. Правила перевозки и хранения

Железобетонные шпалы (ЖБ) сегодня


В последние годы эти опорные конструкции под рельсы пользуются все большей популярностью. Ожидается, что данная тенденция будет сохраняться на протяжении как минимум нескольких десятилетий.

размеры жб-элемента

На каждый км их требуется 1600 штук, если линия второстепенная, и 1840 или 2000, если главная. Востребованность отмечается при создании бесстыкового (бархатного) полотна, так как помогают сохранять предельно значительную скорость передвижения транспорта, и пассажирского также, с обеспечением должной степени безопасности и удобства.

Общее представление 


ЖБ шпала (размеры, вес и другие характеристики которой мы рассмотрим ниже) – это рельсовая опора, изготовленная из железобетона и выполненная как цельная балка (по сути – бруса) с переменным сечением, с арматурным элементом внутри и установочными площадками снаружи. Для прочности используется стальная проволока, толщина которой зависит от типа конечного изделия и достигает 3-6 мм.

При создании производители, как правило, принимают во внимание такие нюансы:

  • раствор для заливки необходимо довести до однородного состояния;
  • от значений габаритов не допустимо отходить, в противном случае, нет получится обеспечить надежность стыка с рельсами;
  • прочность нужно проверять, чтобы быть уверенным в должной передачи напряжения от ВСП на подушку грунта.
элементы жд-путей

Сфера и условия применения


Основная ниша использования – строительство колей общего и подъездного значения.

При унифицированной длине Ж Б шпалы (железнодорожные бетонные) практически полностью исключили старые деревянные. Причина тому повышенная прочность (если сравнивать) и степень соответствия требованиям, выдвигаемым по отношению к тем опорным элементам, которые сейчас эксплуатируются при сезонном изменении климата, постоянных циклах потепления/похолодания, при значительных механических напряжениях.

Важную роль играет продолжительный срок службы и быстрое изготовление. Сделать такую опору можно за несколько часов, а чтобы просушить древесину потребуется недели. Скорость производства учитывается при прокладывании магистралей или масштабных линий, когда нужно на постоянной основе поставлять строительные материалы в больших объемах. Также стоит помнить о ремонтопригодности.


Немного истории


Естественно, при строительстве железных дорог не сразу стала повсеместно использоваться именно шпала бетонная, размеры, вес, объем которой мы рассматриваем. Сначала под пути подкладывали камни. Но трудозатраты были колоссальными, к тому же под постоянными механическими воздействиями такие подпорки быстро трескались, так как обладали низкими амортизационными свойствами.

характеристики жби

Поэтому проектировщики и строители перешли на древесину: брусья укладывали в колею, предварительно просмаливая, чтобы защитить от воздействия окружающей среды. Но и самая прочная хвойная порода, даже обработанная антисептиками, рано или поздно начинала гнить – из-за разрушительного влияния осадков, сезонных циклов нагрева-охлаждения. Необходимость проведения ремонта возникала слишком часто, и это при сравнительно высокой цене пиломатериалов.

Поэтому нужно было найти что-то более практичное, и таким вариантом в середине XX века стал напряженный железобетон, к плюсам и минусам которого мы как раз и переходим.

Преимущества и недостатки


При стандартном весе, длине, размере ЖБ шпалы могут похвастать десятком важных достоинств. В него входят:

  • длительный срок службы – при благоприятных условиях эксплуатации ресурс достигает 60 лет;
  • выдерживание значительных механических напряжений;
  • неподверженность коррозии и гниению;
  • значительная сопротивляемость вредному воздействию погодных и климатических факторов;
  • устойчивость к перемещениям (их не коробит и не «ведет»);
  • сравнительно малая цена, особенно выгодная при больших объемах выпуска и заказа;
  • возможность установки при любом уровне загруженности;
  • укладка без существенных физических усилий – простая и быстрая;
  • малые финансовые затраты на обслуживание;
  • достаточно легкий демонтаж с опцией последующего повторного использования в течение длительного времени.

изготовление жби

Отдельно отметим, что все они выпускаются строго по межгосударственным стандартам (ГОСТ 10629-88, 54747-2011 и 33320-2014), поэтому длина и ширина шпал железнодорожных железобетонных одной марки всегда унифицированы. Данный факт упрощает перевозку, разгрузку, укладку.

Похожие новости

  • Железобетонная шпала ш3: вес, размер, длина, ширина — описание всех характеристик
  • Железнодорожные деревянные брусья для стрелочных переводов: назначение, ГОСТ, размеры, вес
  • Характеристики шпалы железобетонной Ш1: размеры, вес по ГОСТу
  • Шпала деревянная пропитанная тип 1, 2: срок службы, сколько весит, размер по ГОСТу
  • Размеры железнодорожной деревянной шпалы: длина ЖД опоры, описание, ГОСТы, ТУ
  • Недостатки тоже есть, и в их числе:

    • накапливаемое усталостное разрушение, требующее регулярно проводить осмотр построенной колеи;
    • необходимость установки упругих прокладок и подкладок для снижения жесткости;
    • обязательность проведения изоляции – для снижения электропроводности (которая номинально высока);
    • сравнительно большой вес железобетонной шпалы железнодорожной, предполагающий использование спецтехники для укладки полотна.

    Как видите, плюсы значительно перевешивают минусы, что и объясняет повсеместность их применения.

    Типы

    Разделение по сорту следующее:

    • первого (I) – геометрия должна строго соответствовать стандартам;
    • второго (II) – к форме уже не предъявляют столь жестких требований, допускается возможность менее серьезной сопротивляемости к образованию трещин.


    рельсовые элементы

    Классификация по креплениям такая:

    • Ш-1 – раздельное, КБ (клеммно-болтовое), с двумя моментами угла наклона упорных кромок:
      • Ш-1-1 – 55 °;
      • Ш-1-2 – 72 °.
    • Ш-2 – фиксация уже нераздельная, тоже КБ, но уже с притяжкой болтом к рельсовому жд металлопрокату или прокладке;
    • Ш-3 – аналогичная предыдущей, но соединение осуществляется уже только и строго с рельсом;
    • Ш-5-ДФ – монтаж шурупно-дюбельного вида;
    • ШС-АРС – с анкерным крепежом.
    • Фастклип (Пандарол-350) – с особым, разработанным в Великобритании и запатентованным вариантом фиксации, рассчитанным на эксплуатацию в условиях высокоскоростного движения транспорта по грузонапряженным участкам. 

    параметры рельсовых элементов

    Также, при стандартном объеме, весе, размерах, бетонные шпалы железнодорожные различаются по классу, выбранной арматуре, степени электроизоляции. 

    Еще один классификатор – сфера использования, и по нему опоры разделяют на:

    • М – мостовые – из названия ясно, где они используются;
    • Ч – челночные – актуальны при обустройстве тоннелей;
    • К – для кривых участков, радиус которых менее 350 0;
    • Ш-3 Д 750 – для создания детских ЖД-линий на основе Р-43;
    • для стрелочных переводов – представляют собой деревянные брусья;
    • трансформаторные – для создания мест перекатки оборудования на электрических подстанциях, обладают полностью прямоугольным сечением;
    • для совмещения разных по ширине – на 2, 3 или 4 нити;
    • полушпалы – для крановых путей.

    Главные характеристики


    Такие параметры, как размер Ж Б шпалы и вес, для удобства сведены в следующую таблицу:

    Типы рельсовых опор
    д/ш/в
    Масса, кг
    ш-1 (новая или б/у)
    2700/300/230
    250
    шс-арс (анкерная)
    259
    ш-арс-м (мостовая)
    269
    ш-арс-ч (челночная)
    288
    пшп-310 (полушпальное основание)
    1340/300/230
    177


    Чертежи


    Ш-1


    чертеж рельсовых конструкций

    ШС-АРС


    параметры жд-элементов


    Ш-АРС-М


    основные значения при изготовлении жд-шпал

    Ш-АРС-Ч


    жд-элементы построение

    ПШП 310


    изготовить жби
    Изготавливают их из бетона прочностью М500 и выше (марки от B40) и морозостойкостью от F200. Заполнителем при этом может выступать только мелкий щебень (зерна не превышают 5-20 мм) из гравия или природного камня. В отдельных случаях, согласованных с заказчиком, производитель использует и фракции в 20-40 мм, но их доля все равно нельзя превышать более чем на 10%.

    При таком подходе объем железобетонной (ЖБ) шпалы составляет 0,108 м3 (в среднем). Расход материала сравнительно небольшой, что объясняется использованием арматуры. Для усиления берут следующие изделия металлопроката:

    • холоднодеформированная проволока сечением 3-8 мм или стержни 8-10 мм;
    • термически обработанные или горячекатаные профили диаметром 8-10 мм;
    • канаты толщиной 6-14 мм.

    жб-шпала

    Конкретный вариант выбирается в зависимости от того, насколько прочной должна быть конечная рельсовая опора, и какие требования предъявляются на месте ее эксплуатации. Чем серьезнее предположительные нагрузки, тем существеннее обязано быть армирование.

    Также отдельного внимания заслуживает высота шпалы железобетонной: наибольшая ее величина – 230 мм (как записано в таблице), но в среднем сечении она составляет всего лишь 160 мм, а на торцах – 185 мм. Откуда такая разница? Она возникла из-за необходимости предусмотреть площадки под монтаж рельсов. Параллельно с этим, проектировщикам нужно было оставить место для технических отверстий под элементы крепежа, поэтому расстояние между осями болтов составляет 310 мм, тогда как между упорными кромками одного конца – 392-404 мм, вообще – 2000-2012 мм (все данные приведены для Ш-1), в зависимости от угла наклона.

    Производственные технологии


    Добиться точных показателей длины, высота, веса ЖБ-шпалы железнодорожной можно разными способами. Сегодня наиболее распространены 4 методики, рассмотрим каждую.

    где сделать жд-детали


    Карусельного типа с задержкой


    • готовую смесь заливают в разборные кассеты и уплотняют;
    • обеспечивают предварительное натяжение арматуры;
    • дожидаются затвердевания до нужной прочности, демонтируют каркас.
    После чего цикл повторяется. Такой алгоритм получил звание наиболее перспективного в Западной Европе.

    Линейная


    • на идущем конвейере последовательно размещены формовочные емкости – в цепочку длиной не менее 100 м; 
    • через торцы с помощью специальных устройств на прутья передается нагрузка, которая влияет на бетон в процессе его высыхания.

    конструкция жд-путей

    Технология удобна сравнительно большими объемами производства.

    Со снятием формы и последующим напряжением


    • вместо металлоконструкций для усиления вставляются шаблоны;
    • смесь заливается и уплотняется;
    • штыри с механическим усилием вставляются в толщу будущей опоры по мере ее застывания;
    • каркас демонтируют и цикл повторяют.

    ш1 размеры

    Данный процесс можно сделать непрерывным, поэтому он так популярен.

    С предварительным напряженным состоянием


    Процесс повторяет предыдущий, с той лишь разницей, что нагрузка передается через раму, а не посредством арматуры.

    Требования, предъявляемые к бетонным шпалам стандартного размера


    • Достаточная прочность – позволяющая передавать предварительное напряжение уже через считаные часы после монтажа.
    • Однородность консистенции материала для заливки – чем она выше, тем лучше.
    • Строгое соответствие заданным формам – с минимально возможными допусками по углу наклона, габаритам, плотности примыкания к металлическим элементам ВСП.

    У европейских брендов эти требования в полной мере регламентированы стандартом EN 13230, у российских – ГОСТом 26633.

    Особенности монтажа, ремонта и утилизации


    Такие размеры, как ширина, длина, вес бетонной шпалы ЖД-пути, предполагают, что укладываться она будет на заранее подготовленную основу из песка, грунта, щебневой насыпи. Причем подушка должна быть идеально ровной – для предотвращения деформации элементов ВСП после прохождения транспорта по ним.

    Размещать рельсовые опоры необходимо не вручную, а используя шпалоукладчик - техника минимизирует физические трудозатраты, устраняет ошибки, уменьшает себестоимость процесса и убыстряет строительство полотна.

    Учитывайте, что заявленный эксплуатационный ресурс в 60 лет возможен только при уходе за магистральной или подъездной линией, при регулярном осмотре, своевременном выявлении и оперативном устранении поломок и дефектов. Даже состояние метизов, закрепляющих подкладку, оказывает свое влияние: срыв их головок приводит к тому, что накладка болтается, провоцирует чрезмерные усталостные напряжения и микротрещины.

    Как только рельсовая опора разрушится или износится, ее необходимо утилизировать (а вместо нее положить новую). При стандартном размере резать ее алмазными кругами долго и неоправданно дорого. Поэтому ее измельчают с помощью щековой дробилки – до состояния мелкого или среднего щебня, из которого потом можно формировать насыпи и котлованы.

    Советы по выбору


    Перед покупкой или приемкой обязательно проведите визуальный осмотр. Убедитесь, что на верхней поверхности изделия есть маркировка – с товарным знаком, номером партии, отметкой ОТК.

    жби-шпала размер

    Когда приобретаете ЖБИ второго сорта, проверьте, чтобы на обоих их концах была поперечная линия до 2 см толщиной. Если таких полос пара значит это не дотягивающая до стандартов конструкция.

    На опорах для рельс допустимы неглубокие следы в торцевых участках (до 5 мм), а на кромках – отпечатки от выполненных ранее сварных швов. При этом не должно быть наплывов, трещин, выступающих элементов арматуры (что стержней, что проволоки), проворачивания болтов, сколов и раковин, выходящих за пределы допусков.

    Правила перевозки и хранения


    • при транспортировке укладывать их нужно подошвами вниз, в штабеля;
    • каждый ярус должен быть закрыт основанием из бруса 15 на 20 см;
    • между рядами – прокладки из дерева;
    • максимальная высота штабеля не превышает 16 штук;
    • дистанция между рядами – от 1 м;
    • нельзя складывать вместе разные типы и сорта.

    _______________

    Теперь, когда вы знаете, сколько весят шпалы железобетонные Ш1 и размеры ее тоже перестали быть тайной, вы можете точно рассчитать то количество ЖБИ, которое понадобится для нужного вам пути. А все необходимые для проведения работ материалы вы сможете выгодно заказать в компании «ПромПутьСнабжение».

    Стоимость напрямую зависит от состояния: бывшие в употреблении рельсовые опоры обойдутся в 3-5 раз дешевле новых. Также свою роль играет крепление: анкерное повышает цену на 80%, пандарол-350 – на 130%.

    Также смотрите видео

    Назад    Наверх