РАБОТАЕМ ПО ВСЕЙ РОССИИ С 2006 ГОДА

Особенности крановых рельс (кр 70, 80, 100, 120, 140): размеры, вес 1 метра, марки стали по ГОСТу 4121 96

жд-путь

Когда создаются линии для передвижения специальной техники, важно грамотно подбирать элементы ВСП. В связи с этим рассмотрим типы крановых рельс согласно их размерам: КР 70, 80, а также другие, часто используемые на сегодняшний день. Насколько это возможно, подробно. Постараемся рассказать об их габаритах и геометрии, проанализируем их особенности, после чего у вас сформируется ясное понимание того, что из себя представляют подобные металлические конструкции, в чем их преимущества и недостатки, на каких объектах лучше их укладывать и так далее.

Отдельное внимание уделим межгосударственным стандартам, регламентирующим нормы производства прокатных изделий. Также пройдемся по существующему сортаменту, предъявляемым техническим требованиям, правилам приемки и нюансам транспортировки.

Содержание

  1. Область применения
  2. Нормативные ссылки
  3. Подкрановые рельсы для путей: маркирование и особенности производства
  4. Основные параметры и размеры, сортамент рельсов крановых
  5. Технические требования
  6. Правила приемки
  7. Методы испытаний
  8. Транспортировка и хранение


Область применения


Рельсы крановые КР-70 (ГОСТ 4121-96) и другие, выпущенные по нему же, задействуют при формировании путей, по которым будут передвигаться краны разных моделей. Их производят методом горячего проката из высокоуглеродистой стали (марки К63).

ж/д полотно

Их укладывают на приготовленные опорные элементы (шпалы) и укрепляются на них нераздельными, раздельными или смешанными скреплениями в стык электродуговой сваркой или с помощью накладок. Возможно делать в них отверстия и производить монтаж, используя машиностроительные болты, шайбы и гайки.

Область применения:

  • большие стройплощадки;
  • крупные промышленные заводы на большой площади;
  • морские порты с обширной территорией;
  • сырьевые базы.

Укладка рассматриваемых металлоконструкций актуальна везде, где требуется регулярно применять подъемную габаритную спецтехнику. Главное, чтобы выбранные прокатные изделия соответствовали предъявляемым техническим требованиям и могли в течение длительного времени выдерживать сравнительно высокие нагрузки, сохраняя свой прочностной потенциал, равномерно распределяя воздействия и обеспечивая надежность сцепления полотна с подвижными частями проезжающих машин.


Нормативные ссылки


Регламентирующий условия выпуска всех рассматриваемых элементов ВСП (например, крановых рельсов КР-100) ГОСТ 4121-96, в свою очередь, опирается на ряд межгосударственных стандартизаций, а именно следующих:

  • Р 51685-200 – общие ТУ производства металлоконструкций;
  • ИСО 6892-82 (аналог – 1497-84) – для испытательных операций, проверяющих прочность на растяжение;
  • ИСО 377-2-89 (7565-81) – отбор проб, с помощью анализа которых определяется химический состав;
  • Р 8.563-2009 – актуальные и сегодня измерения согласно госсистеме единого стандарта;
  • 7502-98 – ТУ к измерительным рулеткам;
  • 7566-94 – правила приемки и нескольких вариантов нанесения обозначений, хранения и перевозки готовой металлопродукции;
  • 18895-97 – нормативы для проведения фотоэлектрического спектрального анализа;
  • ИСО 6506-81 и 410-82 (9012-59) – определение твердости по шкале Бриннеля;
  • 22536.0-87 – критерии, ставящие целью проанализировать состав нелегированного чугуна и углеродистой стали.

скоростной поезд

При выпуске рельсовых металлоконструкций для кранов, ГОСТ 4121-96 ссылается на ряд стандартов серии 22536, задающих методику выявления процентного содержания фосфора, графита, кремния, серы, никеля, марганца, мышьяка, меди в составе сплава марки К63.

Соответствие нормативов удобно проверять по всеобщей базе, представленной на сайте Федерального агентства, цель которого – метрологические исследования. Еще один надежный источник – «Национальные стандарты» – периодический справочник, в котором собирается вся информация по состоянию на 1й день первого квартала. Если же была выполнена замена (обновление, корректировке) положений, следует руководствоваться следует самой поздней из их версий.


Подкрановые рельсы для путей: маркирование и особенности производства


Классификация этих двутавровых балок достаточно проста – в первую очередь они подразделяются по толщине головки, и эта характеристика в обязательном порядке указывается в их названии. 
Еще один показатель – насколько точно обкатали профиль на предприятии, и в соответствии с н готовые изделия получают маркировку:

  • В – обычная,
  • Б – повышенная.

При производстве нужно учитывать, что выпускаемые элементы ВСП в процессе эксплуатации неизбежно столкнутся с повышенными нагрузками, так как по ним будет ездить габаритная спецтехника. Значит, необходимо обеспечить им достаточно серьезный прочностной потенциал. Для этого при выпуске по ГОСТ подкрановых рельсов по размерам стандартной линии КР 70-140 принимают следуют таким решениям:

  • закругляют головку для того, чтобы улучшить взаимодействие с подвижными частями грузоподъемной машины;
  • увеличивают боковые стенки профиля для большей устойчивости к воздействиям;
  • делают ниже двутавровую балку, чтобы предупредить чрезмерное напряжение;
  • делают больше опорную поверхность, чтобы распределить нагрузки по всей поверхности прокатного металлического изделия.

жд-рельсы

При этом должны отсутствовать флокены, трещины и расслоения, загрязнения и прочие изъяны. Все нюансы допускаются в установленных рамках, торцы обрезаются ровно и аккуратно.

Похожие новости

жд-конструкцияОсновные параметры и размеры, сортамент рельсов крановых


Геометрия профиля и ключевые габариты прокатного изделия обязаны соответствовать значениям, указанным на чертеже и таблице ниже.

Тип, 

КР

b1

b2

h

S

Метров в тонне

Вес 1 м

мм

кг

70

70

120

120

21,69

46,1

80

80

130

130

32

16,72

59,81

100

100

150

150

38

12,04

83,09

120

120

170

170

44

8,81

113,47

140

140

170

170

60

7,06

141,7


чертеж жд-рельс

КР120

металлоконструкция

КР 140

железные дороги


При нарезании калибров возможно уменьшение показателей h1 и h2, но оно не должно превышать 2%.

Все изготавливаемые металлические конструкции могут быть:

  • мерные – от 9 до 12 м с шагом в 0,5 м;
  • немерные – от 4 до 12 м с произвольным шагом.

Иногда производитель предлагает обеспечить нестандартную длину крановых рельсов КР-70, КР80 (или других заказанных). Но при этом все параметры готовых изделий в любом случае не должны выходить за рамки допусков, приведенных в нижеследующей таблице.

Тип,

КР

Предельное отклонение при установленной точности прокатки, мм

по b

по b2

по h

по S

по L


В

Б

В

Б



70

+ 1,0

+ 1,0

+ 1,0

+ 1,0

± 0,8

+ 1,0

± 50

80

- 2,0

- 3,0

- 2,5

- 1,5

100

120

+ 1,0

+ 1,0

+ 1,0

± 1,2

+1,2

140

- 2,5

- 3,5

- 3,0

- 1,7



Для тех показателей, которые требуются для калибровки, допуски не указываются, а отклонения находятся под контролем при выпуске валков. При этом отступы от симметричности по вертикальной оси должны быть до 2,0 мм в подошве, и до 0,6 мм – в головке.

монтаж жд-рельс

Крановые рельсы КР 70 или 80, размеры которых представлены выше (а также любые другие из этой категории), по умолчанию исполняются без болтовых отверстий. Просверлить последние как на обоих концах, так и только на одном, производитель может по желанию покупателя – в тех местах и с таким диаметром, которые укажет заказчик.

Показатель общей кривизны, по отношению к L металлоконструкции, обязан быть не более:

  • 0,06% – по вертикали,
  • 0,08% – по горизонтали.

При этом допускаются местные отклонения прокатного изделия от прямолинейности – до 1,5 мм на каждый метр. Концы же могут отклоняться – до 2,0 мм на 1 м. Предел скручивания – 1,5 мм.

При стандартной высоте подкранового рельса КР 70, 100 или любого другого (от 120 до 170 мм, в зависимости от типа), недопустима вогнутость подошвы. Последняя может обладать лишь незначительной выпуклостью – до 0,5 – 1,0 мм в средней части и до 1,25-2,5 мм в общем. Также необходимо, чтобы обрезка концов была сделана ровно и аккуратно. Предельная косина торцов – 5 мм, с заусенцами до 4 мм.

В условном обозначении металлоконструкции по порядку указаны: наименование, вид профиля, точность исполнения (обычная или повышенная), межгосударственный стандарт, регламентирующий параметры исполнения.

Столь ответственный подход позволяет обеспечить соответствие показателей, минимизировать количество ошибок и заводского брака, максимизировать срок службы двутавровых балок и выложенной из них ЖД-линии.


Технические требования


По ГОСТу марка стали крановых рельсов КР70, КР 80 (и любых других серии) – высокоуглеродистая К63: ее прочностной потенциал достаточно высок, чтобы стабильно выдерживать нагрузки от габаритной спецтехники. Но расчетная надежность металла достигается только в том случае, если по итогам ковшевой пробы включения в составе соответствуют представленному в таблице ниже.

Элемент

Массовая доля, %

Предельный допуск, %

Марганец

0,6-1,0

± 0,03

Углерод

0,53-0,73

- 0,02 … + 0,03

Кремний

0,15-0,35

Сера

до 0,035

+ 0,005

Фосфор

до 0,04

Никель

до 0,3

Медь

Хром



Нестандартные примеси обеспечивает завод-изготовитель – но в рамках договора с заказчиком.

Все металлоконструкции серии – возьмем в качестве примера крановые рельсы КР-100 и 120, вес которых равняется 113,47 и 141,7 кг/м соответственно – также обязаны обладать следующими параметрами:

  • предел текучести – от 370 (68) Н/мм2 (кгс/мм2); 
  • временное сопротивление – от 730 (74) Н/мм2 (кгс/мм2);
  • твердость – от 212 НВ;
  • величина относительного удлинения – от 6%.

крепления

На плоскости остывшего проката не должно быть повреждений – закатов, сколов, трещин, раскатных загрязнений. Дефекты можно зачистить или удалить пологой (но никак не поперечной) продольной вырубкой, но только в том случае, если они залегают на глубине до:

  • 1,5 мм (0,7 в средней трети);
  • 2,0 мм (1,0 мм).

Внимание, заварку проводить запрещено. Отметим, что рельс КР-100, характеристики которого стандартны (или любой другой из серии), может нести на себе риски, пузыри, рябизну, даже вмятины, если те залегают на 0,35-0,75 мм или 0,5-1,0 мм. По всей толще металлоконструкций недопустимы флокены, торцы обязаны исполняться без расслаивания, раковин с усадкой и расколов.

Долг производителя – правильно выполнить маркировку. На стойку отлитого горячего изделия наносят специальные рельефные обозначения:

  • логотип завода;
  • вид профиля;
  • год выпуска – последние две цифры;
  • стрелка, указывающая на место завершения проката.

Рельс КР-70, вес 1 м которого равен 46,1 кг, получит маркировку КР700-А-ГОСТ 4121-96.

Также на стойке производят путем клеймения номер плавки. Это же обозначение делают после охлаждения и на подошве, а на головке выполняют приемочное клеймо, обозначающее, что двутавровая балка прошла ОТК.

Кроме того, возможна дополнительная маркировка – обведение контура торца стойкой белой краской. По требованию заказчика можно упаковать выпущенную металлопродукцию с последующей связкой согласно межгосударственному стандарту ГОСТ-7565.


Правила приемки


Крановые рельсы КР-70, 80, вес 1 метра которых равен 46,1 и 59,81 кг соответственно, равно как любые другие, принимаются сразу партиями, то есть группами одного вида и плавки, обладающими общим сертификатом качества. Это документ, в котором указаны габариты, использованный материал, количество штук, дата выдачи, номер транспортного средства и даже реквизиты покупателя. Подписывает его служба ОТК завода-изготовителя, она же осуществляет и приемку, включающую в себя испытания.

Чтобы проверить качество исполнения, в единственном экземпляре берут:

  • с помощью ковшевой пробы – выясняют наличия/отсутствия примесей в химическом составе;
  • профиль или его обрез – чтобы проверить, соотношение твердости и гибкости и другие свойства.

После каждой пятой плавки контролируется наличие флокенов.

Если вес рельса КР-70, 1 метра или всей металлоконструкции стандартен, но суммарная массовая доля содержания углерода и марганца в нем превышает показатель в 0,72%, его свойства определяются не в обязательном порядке, а опционально – по желанию покупателя.

Если даже по одному параметру выйдет неудовлетворительный результат, проверку повторят, но уже с удвоенной выборкой. Полученные итоги в таком случае будут признаны окончательными.


Методы испытаний


Состав химических элементов определяют согласно межгосударственным стандартам 12359, 22536.0, 22536.9 или другим, но обязательно аттестованным по Р 8.563.

Для выяснения твердости или степени растяжения не нужен весь рельс КР-70, масса 1 метра которого 46,1 кг, достаточно взять образец длиной 50 мм и толщиной 10 мм, отрезав его от угла верхней части. По поверхности его катания и можно определить соответствие нормативам.

Кривизну можно увидеть, но более точно ее можно рассчитать по стреле прогиба, измерив зазоры между гранью двутавровой балки и натянутой струной. Таким же образом без труда находятся и отклонения от прямолинейности. Скручивание будет заметно, если удастся засунуть щуп между подошвой прокатного изделия и контрольным стеллажом.

Отсутствие флокенов каждый завод выявляет по собственным методам, расслоение на торцах – оценкой стружки, вырубленной зубилом.

Пара слов о местах для исследований. Для примера возьмем рельс подкранового пути типа КР-100: размеры его проверяются на отрезке от 100 до 200 мм от торцевой грани, с помощью шаблонов. Эти измерители обязаны быть четко откалиброваны, чтобы точно соответствовать требованиям прокатки металлоконструкций того или иного вида. 


Транспортировка и хранение


Готовые прокатные изделия перевозят железнодорожным, морским, речным и другими подходящими для этого видами транспорта, согласно всем актуальным для него правилам, а также стандарту 7566.

Загрузка производится в полном соответствии с положениями ТУ, регламентирующими положение и крепление грузов в контейнерах и вагонах, – кроме отдельных случаев, согласованных с потребителем и возможных с точки зрения безопасности. В таких ситуациях все металлоконструкции (в том числе и непрямого предназначения, вроде подкранового рельса КР42, 43 ГОСТ 7173-54) плотно увязываются в пачки или фиксируются поштучно.

В течение цикла погрузки/разгрузки или при транспортировке нельзя ронять двутавровые балки с высоты от 1 м над уровнем пола или повреждать их, случайно или намеренно. На протяжении всего срока хранения профили должны быть уложены в штабеля, причем так, чтобы со временем не ухудшалась их прямолинейность и не возникали деформации.
схема жд-путей
Мы постарались как можно более подробно рассмотреть область использования, применяемые стандарты, геометрию и другие особенности популярных изделий металлопроката. Теперь, когда вы знаете, какой вес одного метра подкранового рельса КР-70, что за длина у КР-80, а также характеристики других подобных опорных металлоконструкций, не составит труда рассчитать, сколько их понадобится, чтобы организовать подъездную колею для вашей спецтехники.

Ну а заказать металлоконструкции в нужном объеме и по удобным ценам вы сможете в компании «ПромПутьСнабжение».

____________________

Почитать о других типах рельсов вы можете у нас на сайте. Также у нас есть статьи о креплениях разных типов жд металлопроката и о видах опор – деревянных и железобетонных.

Назад    Наверх