г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Работаем 17 лет на рынке МВСП
8 (800) 500-00-51
8 (800) 500-00-51
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00 - 17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (499) 322-02-04
г. Москва, 109012, Большой Черкасский пер., д. 6/7
Пн-Пт: 9:30-18:30 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 109, 108, 102
г. Зеленодольск, 422545, ул. Королёва, д. 28
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (937) 774-70-78
г. Зеленодольск, 422545, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 109, 108, 102
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 148
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 121
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
Заказать звонок
Телефоны
8 (800) 500-00-51
Главный офис
+7 (499) 322-02-04
Москва
+7 (937) 774-70-78
Отдел продаж
+7 (843) 212-20-29, доб. 148
Отдел персонала
+7 (843) 212-20-29, доб. 121
Бухгалтерия

Стрелочные переводы на ЖД путях: что это такое, схема железнодорожной стрелки

26 янв 2024
Стрелочные переводы на ЖД путях: что это такое, схема железнодорожной стрелки
Ключевую роль при эксплуатации транспортной линии играют не только опорные или направляющие, но и переходные узлы. Они заслуживают подробного рассмотрения, поэтому предлагаем взглянуть, что такое стрелочный перевод: сразу скажем, что это конструкция с важным предназначением, так что просто необходимо проанализировать ее особенности, а также проблемы или неисправности, которые могут появляться в течение ее активного использования. Максимум внимания к деталям – для верного выбора в процессе проектирования и правильных решений при строительстве.

Актуальность данного устройства сложно переоценить – для современных ВСП оно обязательно, так как благодаря ему пассажирские и промышленные составы успешно проходят через разъезды и обгонные пункты, принимаются на станциях, отправляются с начальных точек маршрутов. Его наличие – залог оптимизации логистики: благодаря ему серьезные расстояния преодолеваются быстрее и с меньшими рисками возникновения аварийных ситуаций.

Содержание

  1. Железнодорожный стрелочный перевод: схема, типы, элементы, неисправности
  2. Классификация, подразделения, из чего состоит такая конструкция на ЖД-путях
  3. Основные элементы
  4. Как обустраивают стрелочный перевод
  5. Терминология
  6. Частые из возможных неисправностей

Железнодорожный стрелочный перевод: схема, типы, элементы, неисправности

По своей сути, это конструкция, размещаемая на укороченных шпалах, деревянных или ЖБ (кроме размеров, они по следующим своим параметрам идентичны стандартным опорным основаниям). Ее установка и эксплуатация помогает решать ключевые практические задачи:

  • объединять несколько соседних колей;
  • разветвлять общую линию на 2-3 рядом идущих (и отходящих от соседнего все дальше);
  • стыковать пересекающиеся или параллельные полотна.
С помощью этих узлов ВСП сокращают затраты времени и средств при прокладке транспортной сети, делают ненужными окружные маршруты. Благодаря им локомотивы, вагонетки быстрее приезжают из начала в конец.


iStock-687099914.jpg

  И еще пара слов о базовых определениях (остальные, более подробно – в разделе «Терминология»). Часто понятия «ЖД-стрелка» и «стрелочный перевод» используют как слова-синонимы, и это по-своему правильно, если подразумевать конкретно установленную систему. Но если рассматривать вопрос с точки зрения конструкции, то первая является основным функциональным элементом второго и отвечает за непосредственное переключение.

Классификация, подразделения, из чего состоит такая конструкция на ЖД-путях

Сегодня разделение осуществляется по ряду параметров, среди которых:

  • число и характер размещения; 
  • вид переходных систем; 
  • вариант крепления рамных рельсов;
  • марка крестовины.
Второстепенные нюансы тоже важны: нужно обращать внимание на поперечные связи с остряками, балластный слой, наличие/отсутствие подкладок, колесную пару, нагрузку от проезжающих поездов. Главное – выбрать такое устройство, направляющие металлоконструкций которого будут надежно сцепляться с подвижными частями транспорта, иначе повысится риск сходов и возникновения аварийных ситуаций.

На какие виды подразделяются

Стрелка на железной дороге может быть:

Одиночная – после нее единая колея разветвляется на две, причем какого-то из следующих типов:

  • обычная – с как минимум одним полностью прямолинейным вектором; 
  • с отходом обоих направлений под равными радиусами и углами, что минимизирует R кривой и габариты самого переходного механизма; 
  • асимметричная – у нее ветки идут в стороны, либо смотрят в одну, но под другим углом.
Двойная – 2 ее линии лежат по соседству, а сам путь после нее разделяется на 3. 


Фото
GettyImages-1127723666.jpg


  Она бывает:

  • симметричная – с парой идентичных отрезков и третьим прямым, за счет чего часто так прозван на профессиональном жаргоне – «тройник»;
  • асимметричная – с 3 разными отклонениями и/или векторами.
Перекрестная – устанавливается там, где две колеи пересекаются, бывает следующих типов:

  • одиночная – у нее по два остряка и переводных узла, обеспечивающих 4 полотна, по каждому из которых транспорт едет прямо, а по 2 из них – в том числе и с поворотом;
  • двойная – обладает уже четырьмя комплектами, с 2 контролирующими системами и 4 крестовыми пересечениями (2 тупых и столько же остроугольных); из-за специфической конфигурации прозвана «крокодилом», также иногда называется «американкой».

Основные элементы

Основные элементы стрелочного перевода

Элементы одиночного обыкновенного стрелочного перевода

Элементы одиночного обыкновенного стрелочного перевода


Состав

Его конструкция включает в себя:

  • рамные рельсы – двутавровые жд профили, воспринимающие нагрузки от проезжающих поездов;
  • остряки стрелочного перевода, соединенные тягами – прокатные изделия специального профиля, меняющие вектор движения за счет отклонения;
  • переводной механизм – переключает положение участков, может быть как электрическим, так и механическим;
  • крестовина – металлоконструкция, осуществляющая переезд колес между колейными нитями;
  • контррельсы – направляют гребни в нужные желоба, помогая без проблем пройти опасное место от горла (между гранями усовиков) до сердечника;
  • брусья – требуются для скрепления металлических деталей, обеспечивают достаточную жесткость и устойчивость (и вертикальную, и горизонтальную).


1647956483.jpg

Как обустраивают стрелочный перевод

Делается это следующим образом:

  • прорисовываете разметку – указываете расположение фундаментных угольников и просверливаете отверстия для болтов;
  • осуществляете монтаж изолирующих серег и всех трех тяг;
  • проводите проверку работоспособности (электропривода и подключенных к нему узлов) – путем переключения курбеля;
  • завершаете подготовку к эксплуатации – загибаете стопоры, шплинтуете крепеж, делаете фартук и закрутки;
  • красите двигатель черным, наносите маркировку на его крышку, ставите сбрасыватель на размыкание (по умолчанию).
Чтобы переставить транспорт с основной колеи на запасную или наоборот, нужно перевести железнодорожную стрелку, устройство и фото которой мы рассмотрели в разделе, посвященном ее составляющей. Она может находиться в двух позициях: в одной подвижные участки будут образовывать зазор под колесный гребень справа, в другой – слева. Так выбирается полотно, по какому направится локомотив. Чтобы движение было максимально безопасным, остряки замыкаются специальным механизмом – закладкой.


1617088179.jpg

Функциональные особенности


Ключевую функцию выполняет также управление таким переключателем (от него даже зависит характер проезда). Есть два варианта:

  • автоматический (централизованный) – чтобы изменить положение, дежурный жмет кнопку на пульте;
  • мануальный – перевод ручной стрелки осуществляется работником лично.
Переводные отрезки перемещаются разными способами, но по идентичному принципу. Один плотно прилегает к рамному рельсу, тогда как второй – с определенным зазором от него отходит. Качество контакта и выдерживаемую дистанцию механически контролирует закладка, и она же выполняет роль фиксатора, защиты от случайного срабатывания.

Тяги тоже важны, так как помогают удержать прокатные изделия в заданной позиции и переменить ее тогда, когда это необходимо. Переключаться они могут как через одну – такие называются короткими, специального назначения, – так и через две-три – пологие.

Все подвижные участки с двумя концами: толстым корнем (зафиксирован) и тонким острием (в движении). Но в каком бы положении они ни находились, в процессе перемещения транспорта конструкция испытывает комбинированные нагрузки.

Терминология

Продолжая рассматривать, из чего состоит стрелочный перевод на ЖД-путях, дополнительно уделим время ключевым практическим особенностям элементов стрелки. Также обратим ваше внимание на колёсные пары и другие термины.

Крестовое пересечение рельсовых направляющих

Главное, какая у нее марка: на дорогах СНГ подавляющая доля у 1,11 – усиленной, литой, сравнительно гибкой. Благодаря этому материала сердечник делают перемещающимся, обеспечивая возможность его плотного прилегания к рамным рельсам при воздействии. Данное конструктивное решение позволяет поддерживать высокое качество полотна для движения колес на скоростях до 160 км/ч ( на прямых отрезках линии). Для боковых и ненапряженных колей актуальна 1,18, с которой поезд может ехать 80 км/ч без повышения риска появления аварийной ситуации – если ВСП в отличном состоянии, без повреждений или других неисправностей, сход практически исключен.

Посмотрите, как выглядит крестовина стрелочного перевода, фото ниже дает наглядное представление.


1666604067.jpg

Переводной механизм

Переключает устройство стрелки на ЖД-путях по схеме из одного рабочего положения в другое автоматически, либо вручную. В первом случае – с помощью электропривода, либо дистанционно, с пульта управления (централизованная система). Двигатель может быть любым, не обязательно врезным, но наиболее популярны серии СПГ и СП, с нераздельным ходом, синхронно перемещающимися линейками, обеспечивающими чуткий контроль, замыкающим шибером. Во втором варианте потребуется затратить физическую силу: кому-то из обслуживающего персонала железной дороги придется вовремя потянуть за рычаг.


istock-868068220_2_1200.jpg

Колесная пара

Подвижные части локомотивов и вагонов также важны для обеспечения безопасного переправления, как организация ВСП, поэтому заслуживают внимания. Все колеса обладают гребнем – специальным наростом, обеспечивающим сцепление с полотном дороги. Благодаря ему в нормальных условиях езды нет соскальзывания с колеи в какую-либо сторону (наружу или внутрь) – транспорт надежно удерживается и перемещается в заданном направлении. При повреждениях обода качество контакта ухудшается, что оборачивается повышением риска возникновения аварийной ситуации.


Колесная пара.png


Схема устройства колесной пары


Съезды

Часто используемые соединительные элементы, отличающиеся несколькими вариантами расположения относительно соседнего:

  • обычные – с парой одиночных переходов и путем, лежащим между остряками стрелки;
  • перекрестные – двойные, с 4 ветками и 1 тупиком, широко применяются тогда, когда нельзя проложить 2 обыкновенных, к примеру, когда на местности для этого недостаточно ровных участков;
  • сокращенные – подвид предыдущих, но способные переключить направление под острым и даже под прямым углом. В первом случае представляют собой конструкцию из четырех крестовин (2 из них тупые), сделанных из стали 2,9 и 2,11 марок.

Фото обыкновенной развилки

Фото обыкновенной развилки

Стрелочная улица

Под данным термином подразумевается совокупность последовательных переходов, служащих одной цели. В ситуации со стрелками РЖД схемы и разновидности таких магистралей (еще одно встречающееся название) следующие:

  • Простые – протяженные, с разнесенными на значительные расстояния осями. Удобны в обслуживании, легко просматриваются даже издалека, но очень длинные, занимают много места, поэтому используются только на крупных разъездах.
  • Неконцентрические (веерные) – все их кривые участки укладываются с одинаковым радиусом. Применяются, чтобы увеличить междупутья главного маршрута, правда, при их монтаже необходимо выполнить значительные земляные работы.
  • Сокращенные – уменьшают количество отрезков, но также снижают маневренность проезжающего транспорта. Поэтому актуальны там, где не так важна скорость, на складах, базах, грузовых площадках.
  • С крестовиной под двойным углом – с ними зона централизованных и ручных стрелок железнодорожных становятся короче (по своей общей длине), качество движения при этом не ухудшается. Нашли свою нишу на объектах с большим количеством колей: это горловины пунктов приема-отправки и сортировочные узлы.
GB1906.jpg

Зима

В холодное время года, в условиях низких температур следует защитить транспортную сеть от влияния осадков. Для этого следует регулярно очищать все участки пути, в том числе и переходные, от снега и оледенения. Также нужно принять все меры по предотвращению заносов – для этого стоит:

  • высадить лесополосу параллельно трудным местам полотна – деревья будут естественной преградой;
  • монтировать в проблемных точках передвижные щиты или поставить ЖБ-заборы.
С уже наметенными сугробами борются при помощи уборочных машин из серии СМ (модели 2М, 4М и 7М) или очистителей СДП-М2. Для защиты стрелки (с подвижным сердечником и со стационарным) устанавливают пневматические обдуватели с дистанционным управлением или, реже, электрические и газовые обогреватели.

Песок

Если колея проложена в районе пустыни, ее следует защитить от разрушительного воздействия жары, слабого грунта, пыли, заносов. Балластный слой и элементы ВСП в таких условиях важно правильно закрепить – зелеными насаждениями, покрытием из суглинка (полимерной суспензии, битума или иного подходящего материала) или возведением защитных сооружений.

Проанализировав все варианты, обычно создают лесополосу – деревья, кустарники и даже травы упрочат опорную подушку, окажут самое положительное влияние на микроклимат, внесут эко-нотку в окружение.

Частые из возможных неисправностей

 Под действием комплексных нагрузок на практике возникают следующие проблемы:

  • излом усовиков и/или рамных металлоконструкций;
  • разрыв болта контррельсов;
  • отставание остряков на 4 мм и более и/или их понижение хотя бы на 2 мм;
  • выкрашивание подвижных узлов и/или их разъединение с тягами;
  • вертикальный износ любого из названных составляющих.
Как только появляется хотя бы одна из данных поломок, переходной участок следует закрывать вплоть до исправления ситуации, так как дальнейшая эксплуатация небезопасна и грозит зажатием колес транспорта во время движения, сходом составов, а значит и авариями.

Наиболее распространенные неисправности

1666603901_37-1.png



Надеемся, что теперь, когда вы увидели устройство, схему и даже фото стрелочного перевода, а также близко познакомились с его элементами, принцип его работы стал максимально понятен. 

Также вы можете посмотреть видео.



  Если у вас остались какие-то вопросы, смело задавайте их специалистам компании «ПромПутьСнабжение» – они и консультацию предоставят, и нужные для ЖД-объекта детали помогут заказать.
Читайте также