Предлагаем подробно рассмотреть направляющие для перемещения грузовой спецтехники: подкрановый путь крана мостового, его устройство, эксплуатация, схема, требования к размещению, ремонту и обслуживанию и т. д. Когда вы узнаете все нюансы и сделаете выводы, поймете причины их востребованности, на каких объектах их используют.
А они сегодня используются повсеместно – как на крупных производствах или на ключевых транспортных узлах (если те неразборные), так и в средних частных мастерских. По ним передвигаются самые разные модели захватного оборудования, которые быстро и безопасно выполняют перемещение не только обычных, но и сыпучих, и даже токсичных и ядовитых веществ. Они рассчитаны как на нормальные, так и на интенсивные и даже на экстремальные условия эксплуатации.
Содержание статьи:
Начнем с того, что они из себя представляют: по своей сути это те же рельсы для передвижения грузовой спецтехники, просто устроенные по-другому. Как именно? У них есть:
одовое полотно, зафиксированное на балках, – на сваренных между собой двутавровых металлоконструкциях;
вертикально ориентированные костыли, низкомодульные подкладки и пружины;
упорные блоки, останавливающие тележку, а также осуществляющие направляющую функцию.
По своей роли и степени важности составляющие из первой группы считаются основными, из второй и третьей – вспомогательными.
Нужно, чтобы в сборке все эти элементы не просто позволяли тележке оборудования быстро передвигаться, но и эффективно распределяли нагрузку от нее по всему опорному основанию. Поэтому при выборе подкранового пути просто необходимо учитывать то, какие рабочие задачи он будет выполнять, на какую его рассчитывать грузоподъемность:
при небольшой, в 5-10 т, достаточно стандартных профилей, используемых на железнодорожных линиях – Р-50, Р-65 или даже Р-43 (Р-75 – уже чересчур);
при значительной, от 20 т, подойдут уже особые изделия металлопроката, стальные, повышенной прочности.
Также просто необходимо помнить о весе самой тележки и о том, что в процессе эксплуатации она развивает высокую скорость. А значит, ее установка должна быть качественной, то есть исключающей вероятность схода спецтехники с колеи. Важно, чтобы полотно было уже, чем те колеса, которые по нему проедут, причем, если они конические, то хотя бы на 40 мм, а если цилиндрические – на 30 мм.
Обычно подкрановый путь мостового крана состоит из двутавровых балок, в местах стыка которых предусмотрены допуски перепада высот и тепловые зазоры величиной в 2 мм. Они необходимы для восполнения сильных нагрузок в процессе эксплуатации и предупреждают преждевременный выход подвижных частей из строя.
От правильности прокладки, установки, скрепления напрямую зависит продолжительность службы направляющих. Соединять отдельные элементы между собой можно при помощи сварки, скобами с прижимными накладками и сборно-разборным методом. Именно последний вариант наиболее практичен, так как дает возможность быстро демонтировать отдельный участок в случае его повреждения и провести его замену с минимальными затратами времени и средств.
Их классификация несколько проще, чем у самой спецтехники, различные модели которой можно разбить на группы и по конструкции моста (одно- и двухбалочные), и по грузозахватному механизму (крюковые, грейферные, магнитные), и способу передвижения (линейные, радиальные, поворотные, кольцевые).
Направляющих всего 4 вида. Они делятся по способу размещения – на земле и над землей, причем вторые различаются по принципу исполнения – могут быть опорными и подвесными.
Рассмотрим каждую категорию более подробно.
Преимущества:
Экономия свободного пространства – механизм перемещается на высоте и поэтому не мешает рабочим.
Легкость ориентации груза в пространстве – при транспортировке он неподвижен.
Возможность организации какой угодно схемы передвижения, в том числе и с поворотами под нужным углом.
Недостатки:
Последствия схода с рельсов более критичны и опасны (по сравнению с наземными).
Оперативный осмотр при возникновении каких-то неполадок несколько затруднен.
Нагружают опорные конструкции, поэтому не всегда подходят для установки в старых и обветшалых зданиях.
Наиболее активно используются в цехах предприятий самого разного масштаба, от мелких и частных до самых крупных производственных. Но в принципе могут устанавливаться на любой крытой площадке, потолок и/или стены которой достаточно прочны, чтобы стабильно выдерживать направляющие, тележку с навесным оборудованием и перевозимые ею предметы (вес которых может достигать нескольких десятков тонн).
В данном случае крановый путь мостового крана – это трасса из рельсов, продолженных по полу. Соответственно, тележка с захватным механизмом едет по ним, опираясь колесами на их верхнюю поверхность. Такая конструкция актуальна для консольных, полу- и полностью козловых моделей спецтехники.
Преимущества:
Способны выдерживать сравнительно более высокие нагрузки за счет наличия шпально-балластного или железобетонного фундамента в качестве опорного основания.
Обеспечивают легкий доступ к установленному грузоподъемному оборудованию, что позволяет предпринимать оперативные меры при возникновении аварийной ситуации.
Недостатки:
занимают полезное пространство и поэтому могут мешать работникам цеха;
обладают только одной поверхностью для перемещения, а значит, способны передвигаться только в двух плоскостях.
Могут использоваться в закрытых помещениях, но особенно востребованы на открытых площадках, а также в условиях, когда стены и потолки слишком старые и вряд ли выдержат вес спецтехники с грузом в несколько тонн.
Рельсы обоих типов, как над-, так и наземные, обязаны соответствовать требованиям ГОСТов: особенности их производства регламентируют государственные стандарты 4121-96 и 5876-82; кроме того, их установка должна проводиться по всем правилам ПБ 10-382-00 и РД-10-117-95.
Выдерживая рекомендованные режимы и своевременно проводя обслуживание (которое мы отдельно рассмотрим ниже), направляющие можно эксплуатировать годами, до 25 лет, не переживая об износе, замене или ремонте.
Надземные подкрановые пути мостового крана могут выдерживать те же нагрузки, что и наземные, так как имеют очень надежные основания. Они предназначены, прежде всего, на специальную технику с однопролетным мостом.
Здесь балки и рельсы зафиксированы на потолке, и колеса несущей части с захватным механизмом перемещаются по нижней поверхности двутавровых направляющих, расположенных под перекрытиями крыши. Это классический вариант, применяющийся в большинстве случаев на складах и транспортных узлах, на строительных и металлургических производствах, а также при вводе различных объектов в эксплуатацию.
Почему они так востребованы? За счет того, что экономят свободное пространство еще эффективнее, чем опорные, а также благодаря той мобильности, которую они обеспечивают тележкам с многопролетным мостом. По ним спецтехника может передвигаться максимально быстро. На их основе легко спроектировать и реализовать самую нестандартную транспортную колею. Единственный минус в том, что они выдерживают сравнительно меньший вес и поэтому ориентированы на электротали средней и малой грузоподъемности.
Производится инженерно-технологический мониторинг площадки, открытой или закрытой, в ходе которого устанавливается мощность фундамента, количество колонн или иных подходящих опор, расстояние между фермами и другие важные факторы.
Изготавливаются металлоконструкции – нужных габаритов и в подходящем количестве, – после чего с их использованием выполняются предмонтажные работы, которые необходимы для сокращения времени сборки подкранового пути непосредственно на объекте.
Создается проект привязки к зданию и его ключевым используемым элементам.
Выполняется транспортировка материалов и комплектующих – в согласованные сроки, на уже подготовленную площадку, с целью безотлагательного проведения работ в соответствии с нормативной документацией.
Реализуется непосредственно монтаж, с последующей сдачей в эксплуатацию и проведением статических и динамических испытаний оборудования; заказчик подтверждает, что его устраивает итоговое качество, подписывая акта сдачи-приемки.
Предполагается установить тележки с различным механизмом подъема груза. Захват производится крюками, грейферами или магнитами, клещами и проч. При этом каждое из этих приспособлений имеет жесткую подвеску, которая амортизирует нагрузки. Конструкция находится на одно- или многопролетной телеге, которая оснащенной ходовыми колесами, передвигающимися по верхней или нижней части рельс.
Важно надежно зафиксировать направляющие на опорах с помощью следующих элементов:
сварные скобы;
соединения деталей с помощью резьбы;
прижимные планки.
Эффективнее всего делать конструкцию, поскольку тогда можно быстро исправить участок с дефектом – отдельную повреждённую балку, что значительно уменьшает расходы на монтаж.
Отметим также, что тормозные буфера нужно ремонтировать в крайних точках полотна, чтобы обеспечить надежное торможение тележки. Существует три вида этих элементов: контактные, то есть те, что гасят энергию движения при соприкосновении с мостом, безударные, осуществляющие торможение накатыванием на упор и смешанные, они сочетают характеристики обоих типов.
Необходимо помнить, что каждую металлическую конструкцию нужно крепить до упора; на всей длине рабочей зоны нужно не обрезать балку – каждый рельс должен быть полноразмерным, а не обрезанным на 2/3 или 3/4, в противном случае, его прочность относительно нагрузок окажется низкой.
Помните, крепление нужно через определенный промежуток времени перепроверять на протяжении всего эксплуатационного периода колеи, чтобы быть уверенным в хорошем состоянии стыков.
На практике устройство кранового пути мостового крана напрямую зависит от того, какая спецтехника будет перемещаться по направляющим. Напоминаем, если с одинарным мостом, малой или средней грузоподъемности, то подойдут обычные железнодорожные рельсы. Если же габаритная, рассчитанная на тяжелый вес, понадобятся уже специальные профили, выпускаемые именно для промышленного сектора. Это могут быть:
Р5 – усиленные, ориентированные на тельферы и передвижные тали;
двутавровые балки из стали марки ВСт3пс, сделанные по ГОСТу 8239-72 (размер 12-30), – рассчитаны на подвесные установки, ездящие по трассам с пролетами менее 6 м;
металлоконструкции 24М-45М, выполненные по ГОСТу 19425-74, – предназначены для тележек, транспортирующих особо крупные предметы.
Посмотрите, как на схемах строятся подкрановые пути мостовых кранов: эти чертежи раскрывают еще больше их особенностей и дополняют представление о монтаже:
Каждая из перечисленных опор может быть соединена с соседними и несущей поверхностью сборно-разборным методом. Сварка тоже допустима, но не так удобна – актуальна для небольших систем, в рамках которых демонтаж поврежденных участков все-таки можно осуществить сравнительно быстро.
Со временем эксплуатационные характеристики отклоняются от нормальных, что обусловлено постоянным воздействием нагрузок. Естественно, это отрицательно влияет на работоспособность оборудования: увеличивает износ, повышает вероятность отказа, выхода из строя, аварии.
Чтобы вовремя заметить негативные изменения, предупредить их развитие и принять срочные меры, следует:
посменно и внимательно следить за состоянием проложенного полотна – особенно актуально для ответственных объектов;
регулярно – хотя бы раз в месяц – проводить нивелировку тележек или другой спецтехники, постоянно передвигающейся по колее;
периодически тщательно осматривать концевые упоры на предмет деформаций, ведь именно они испытывают близкие к предельным физические воздействия.
Эти действия помогут продлить срок службы всей транспортной линии, для которой в принципе характерна высокая изнашиваемость, поэтому будьте готовы к тому, что рано или поздно, но придется озаботиться проблемой починки и восстановления поврежденных, отказавших, непригодных к дальнейшей эксплуатации элементов.
Подвесные обычно испытывают проблемы на стыках, которые и следует проверять раньше всего. Как правило, требуется вернуть исходное качество соединений – заменить болты и прокладки, выполнить регулировку и тому подобное.
Наземные чаще страдают от разницы высот, потому их необходимо проверить на наличие отклонений по осям. В случае обнаружения несоответствия понадобится провести выправку и рихтовку, возможно, выровнять опору.
Еще одна причина неисправностей, пусть и реже встречающаяся на практике – это недостаточно качественное заземление, из-за которого возникают риски при подключении спецтехники. В этом случае стоит обратиться к специалистам с лицензией Ростехнадзора.
Естественно, ремонт должен проводиться только профессионалам, и ни в коем случае не нужно делать его самостоятельно, не обладая профильными навыками. Помните, что допущенные ошибки – это шаг к производственной аварии, которая обернется значительным материальным ущербом или, и того хуже, травмами. В стремлении сэкономить не стоит заигрывать с безопасностью.
Мы подробно рассмотрели устройство и монтаж рельсового пути мостового крана, а также актуальные его разновидности. Вам решать, какой его тип выбирать для своего объекта; добавим лишь, что рельсы и другие элементы, необходимые для его установки, вы всегда можете выгодно заказать в компании «ПромПутьСнабжение».