г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Работаем 17 лет на рынке МВСП
Девиз компании
8 (800) 500-00-51
8 (800) 500-00-51
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00 - 17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (499) 322-02-04
г. Москва, 109012, Большой Черкасский пер., д. 6/7
Пн-Пт: 9:30-18:30 Cб-Вс: Выходной
+7 (937) 774-70-94 (зав. склада Хорошев Константин Николаевич)
г. Зеленодольск, 422545, ул. Королёва, д. 28
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (937) 774-70-78
г. Зеленодольск, 422545, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 109, 108, 102
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 148
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 121
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
Заказать звонок

Подкрановые пути мостовых кранов: устройство, монтаж, основные элементы, ГОСТ и требования к деталям

25 янв 2024
Подкрановые пути мостовых кранов: устройство, монтаж, основные элементы, ГОСТ и требования к деталям
Подробно рассмотрим направляющие, по которым передвигается один из самых востребованных видов грузоподъемного оборудования. В фокусе внимания – крановые пути мостовых кранов: устройство, монтаж рельсовой линии, основные элементы, ГОСТы и общие требования, которым они должны соответствовать. Пройдем по всем важным моментам, от основных функциональных узлов до нюансов обслуживания и ремонта – чтобы вы знали особенности эксплуатации.

Содержание

  1. Конструктивные элементы подкранового пути
  2. Принцип выполнения
  3. ГОСТ 25546-82
  4. Особенности крепления к крановым путям разных типов агрегатов
  5. Использование на промышленных зонах
  6. Особенности применения различных конструкций крановых путей
  7. Специфика технических работ
Сразу отметим, что сама спецтехника может быть как очень простой, так и сверхфункциональной: с электрическим или ручным приводом, с крюковым или инновационным захватным механизмом, с управлением с земли или по заранее заданной программе. Главное, что она в любом случае перемещается по заранее проложенной колее. Рассмотрим, как организован данный маршрут и каковы его составляющие.

Конструктивные элементы подкранового пути

По своей роли (но не по степени важности) они подразделяются на основные и вспомогательные. Вторые помогают обеспечить надежность, а также длительность и безопасность эксплуатации первых – все взаимосвязано.

Рельсовое полотно

Крепится к опорам – сварным, двутавровым балкам, швеллерам и так далее – и формирует маршрут, по которому грузовая тележка перемещается в пространстве. Профили для его обустройства выбираются в зависимости от необходимой грузоподъемности оборудования:

  • до 10 т подойдут Р18 или Р24;
  • до 30 т потребуются уже Р38;
  • свыше этого показателя – нужны Р50 или Р65.

поезд


В отдельную категорию входят направляющие из серии КР, предназначенные для крановых механизмов. Они так и маркируются, получая в конце обозначения цифру, которая говорит о ширине головки рельса. Например, у КР-100 она 100 мм, у КР-120 – 120 и так далее.


Стальные вертикальные костыли


А вместе с ними – пружины, прокладки, низкомодульные устройства и прочие элементы крепежа и вспомогательные составляющие. Они призваны решать одну или сразу несколько из следующих задач:

  • поддерживать надежность монтажа полотна;
  • обеспечивать должный уровень фиксации рабочих инструментов тележки;
  • равномерно распределять нагрузки и компенсировать излишние напряжения.

Упорно-направляющие блоки

Это сравнительно простые функциональные узлы, представляющие собой колеса со сделанным по окружности желобом, через который протягивается канат. Могут быть двух типов:

  • ведущие – передают крутящий момент между валами;
  • ведомые – меняют характер подъема/опускания за счет корректировки вектора цепей; в свою очередь, делятся на: подвижные – повышают силу и/или скорость грузовой тележки; статичные – разворачивают ось перемещения, с горизонтальной на вертикальную или наоборот.
Блоки – очень важные, пусть и не основные элементы мостового крана, опорные детали, которые могут быть объединены в общие группы – полиспасты. Главная характеристика образованных таким образом функциональных узлов – кратность, то есть соотношение количества распределяющих вес ветвей к числу тех канатов, что идут к барабану. 

Отдельно нужно отметить уравнительные механизмы, призванные устранить негативный эффект неравномерности вытягивания канатов. Это, в свою очередь, сбалансирует нагрузки, а значит увеличит ресурс использования функциональных узлов и уменьшит вероятность поломки.

Принцип выполнения

Есть два конструктивно разных варианта монтажа направляющих и ориентации их в пространстве. Рассмотрим каждый из них.

Опорный

Колеса оборудования расположены сверху на рельсовой колее, а давление от груза передается с металлопрокатных изделий на эстакады (если они есть) или на балочные пролеты.

линии


  • Преимущество: отлично походит для тех случаев, когда приходится работать с тяжелыми предметами, так как обладает максимально возможной сегодня грузоподъемностью – до 500 т.
  • Недостаток: дорог в реализации, особенно на больших площадках – его обустройство требует сравнительно серьезных финансовых расходов.

Подвесной

В этой ситуации мост с тележкой и всеми инструментами «на борту» цепляется на нижние полки полотна, а рельсы, в свою очередь, неподвижно зафиксированы на потолочных перекрытиях или на стенах.

магистрали


  • Плюсы: простота и быстрота монтажа, относительная дешевизна организации, широкая рабочая зона, возможность установки только в части цеха или другого производственного помещения, свободный выбор количества пролетов, разнообразие опций стыковки и перемещения тележек.
  • Минусы: сравнительно малый предел поднимаемого веса – до 8, максимум до 10 т, что несколько ограничивает сферу и случаи применения.


ГОСТ 25546-82


Данный межгосударственный стандарт регламентирует требования к крановым путям мостовых кранов, а они достаточно жесткие. Почему? Потому что направляющие активно используются в условиях интенсивных и постоянных нагрузок, а также обязаны в течение длительного времени сохранять неизменность своей геометрии, даже если проложены в напряженных зонах, под которыми понимают строительные площадки с высокой интенсивностью работ.

Также внимания заслуживают крупные транспортные развязки (узлы) и складские комплексы с большими объемами погрузки-разгрузки, металлургические, химические и другие значительные заводы с фабриками. Отдельной строкой идут масштабные промышленные предприятия, только вводимые в эксплуатацию, а также объекты, на которых перемещаются крупногабаритные и сверхтяжелые предметы.

Подразумевается, что проектированием направляющих как типовых, так и индивидуальных, должны заниматься сотрудники специализированных бюро и других профильных организаций, обладающие не только необходимым опытом, но и всеми актуальными разрешениями. Это нужно, чтобы потом не возникало проблем с монтажом, чтобы разработанные чертежи без проблем утвердили все контрольные инстанции. Кроме того, профессиональное решение вопроса – залог рациональности предложенных мер, учета отклонений и прочих технических особенностей, действующих в конкретном случае.


Особенности крепления к крановым путям разных типов агрегатов


Сначала отметим, что по геометрии моста все актуальные сегодня модели спецтехники разделяются на 2 группы:

  • Однобалочные – несущая конструкция представляет собой балку, перпендикулярно расположенную между двумя направляющими, оснащенными ходовыми колесами. По виду похожа на растянутую букву Н. Это разумный выбор для малых производственных площадок.
  • Двухбалочные – они уже скорее напоминают решетку #, потому что пара их поперечных балок соединена еще двойкой продольных. Такая конфигурация выдерживает сравнительно большие нагрузки (от 8 т) и поэтому лучше подходит для крупных складов, цехов, производств.

Нагрузки, которые испытывают подкрановые рельсы мостовых кранов обоих типов, по ГОСТ 25546-82 также зависят от подвески оборудования, а она может быть либо гибкой, либо жесткой. В первом случае это набор канатов, во втором – целая система из мини-шахты и вертикально ориентированных колонн. Столь серьезный подход к конструкции объясняется использованием в условиях интенсивной загруженности – на металлургических предприятиях, химических заводах и тому подобных объектах.

Основной классификатор – тип захватного механизма – и по этому показателю все существующие сегодня мостовые модели подразделяются на:

  • Магнитные – поднимают, опускают, транспортируют металлические предметы благодаря круглым, прямоугольным и даже седлообразным инструментам, который может быть запитан как от трехфазного, так и от переменного тока. Отличаются грузоподъемностью до 50 т.
  • Крюковые (общего назначения) – ручные и электрические, управляемые как дистанционно, так и с пола, с классическим органом (обоймой), загиб которого гарантирует качественный зацеп. Универсальны и максимально просты в освоении.
  • Грейферные – оснащенные специализированным ковшом, с опцией поворота, удержания, транспортировки, двух- или многочелюстным, с дополнительными загнутыми книзу когтями. Могут быть полностью автоматизированными, подходят для проведения работ с сыпучими или кусковыми разновидностями сырья.
  • С электроподъемным магнитом – обычно более мощным, удобным в эксплуатации и функциональным, чем в первом варианте.

Кроме того, есть и специальные инструменты, для решения конкретных задач – лапы, клещи и другие, без проблем навешиваемые, но используемые не столь часто, чтобы для них нужно было выпускать отдельные виды спецтехники.

Возможность передвижения и выполнения технологических операций обеспечивает привод, который может быть ручным или электрическим. Первый вариант – на червячных талях – сегодня не особенно популярен, так как используется лишь при работе с нетяжелыми объектами, то есть в сравнительно ограниченном количестве случаев. Практически повсеместен второй – с тельферами, размещенными на передней галерее несущей конструкции.

От всех этих моментов также зависит, как будет установлен наш агрегат – на подвесах или с помощью опорной конструкции, на металлических стойках или на бетонных опорах.

движение


Выше мы описывали требования к подкрановым путям мостовых кранов общего назначения, но ведь есть и специализированное оборудование, и оно тоже заслуживает внимания. Это, например, литейные модели, предназначенные для разливки стали, чугуна и других металлов. Также есть клещевые, обслуживающие нагревательные колодцы. Конфигурация их обычно предусматривает наличие выносных площадок, с которых без кабины можно легко рассмотреть все навесные инструменты и механизмы.

Понятно, что столь полезная техника актуальна на огромном количестве объектов, а значит и направляющие, по которым она передвигается, тоже востребованы. Предлагаем взглянуть, в каких именно сферах.


Использование на промышленных зонах


Обязаны сохранять свои заводские характеристики в течение всего времени эксплуатации на таких ответственных объектах, как:

  • предприятия металлургической и строительной сферы, а также смежных отраслей – заводы и фабрики, характеризующиеся большими объемами и/или широкой номенклатурой производства;
  • транспортные развязки и крупные складские помещения – с постоянными потоковыми операциями погрузки-разгрузки;
  • а также для перемещения функциональных узлов крупногабаритных и других предметов, требующих специфического подхода и применения техники с особенным захватным механизмом;
  • и для ввода новых или модернизированных промышленных объектов в эксплуатацию – с организацией технологических процессов.


Особенности применения различных конструкций крановых путей


Как основные, так и дополнительные устройства – а это постели, концевые упоры, отклоняющиеся линейки, детали крепежа – всех используемых надземных и опорных моделей должны служить одной цели, а именно обеспечивать стабильность функционирования направляющих. Для этого внедряется целый ряд конструктивных решений, о которых мы поговорим ниже.

Рельсы выбирают в зависимости от вида спецтехники: для однобалочного оборудования подходят обычные железнодорожные, тогда как двухбалочному нужны уже усиленные, выпускаемые именно для промышленных нужд.
Фиксация на опору осуществляется таким образом, чтобы исключить смещение металлоконструкций, даже под действием тяжелых грузов. Но для этого и основание должно быть максимально надежным, то есть обладать большой площадью и впечатляющим запасом прочности.

Крепления стоит использовать разборные – они не только распространены, но и достаточно надежны, и подтвердили свою экономичность на практике. Сварные не так удобны, потому что, по сути, являются одноразовыми и их сложнее демонтировать, поэтому они нашли лишь ограниченное применение.

Выбирая модель грузового оборудования, важно помнить, что ей нужна стоянка – отдельная площадка. И техника просто обязана соответствовать нормам эксплуатации, правилам заземления и энергосбережения, размерам полотна.

Специфика технических работ

Если вы хотите безопасно и в течение длительного периода использовать подкрановые пути мостовых кранов, обслуживание их должно быть регулярным – они требуют внимания. Уход складывается из трех комплексных мер:

  • мониторинг состояния колеи – проводится посменно, ответственным персоналом, призван своевременно заметить поломку или другую проблему и предупредить опасную ситуацию;
  • обязательная нивелировка рельсового оборудования – проверка разницы высот проводится ежемесячно, любое несоответствие незамедлительно устраняется;
  • осмотр концевых упоров, принимающих на себя околопредельные нагрузки – это элементы, испытывающие критическое давление, потому им нужно особое внимание.

Эксплуатация рассматриваемого грузоподъемного агрегата проводится в достаточно жестких условиях, с высокой степенью изнашиваемости подъемника, системы и других функциональных узлов. Поэтому критерии чистки рельсового пути электромостовых кранов сравнительно строги. Крайне важно содержать колею в порядке, чтобы не убыстрять тот момент, при котором возникнет необходимость в ремонте. В противном случае, особенно если затянуть с принятием адекватных мер, придется проводить реконструкцию транспортной линии, а это уже совсем другой уровень расходов.

трек


Отдельно отметим, что обслуживание просто обязано быть квалифицированным и проводиться персоналом с соответствующим уровнем подготовки. Иначе возрастает вероятность производственной аварии, а значит и получения травм и материального ущерба.
Специалисты нужны в том числе и для своевременного и точного определения степени износа того или иного элемента. После чего следует перейти к ремонту вышедшего из строя детали – тоже профессиональному и, на практике, достаточно сильно зависящему от вида полотна.

Если колея наземная (опорная), чаще всего требуется выровнять высоты, устранив разницу, или заменить крепеж, реже – починить привод или другое электрооборудование. Окончательная нивелировка производится уже после осуществления всех этих операций и служит своеобразной проверкой качества решения задачи.

Если линия надземная (подвесная), проблема обычно кроется в повреждении балок, соединений, стыков, а значит эти участки стоит осмотреть в первую очередь. Также причиной поломки могут стать обрывы кабелей или сходных с ними токопроводящих элементов.

Заключение

Мы рассмотрели ГОСТ на подкрановые пути мостовых кранов, устройство, монтаж, требования, предъявляемые к их эксплуатации. Дело за вами – выбирайте модель, лучшим образом подходящую для вашего объекта. И будьте уверены, что рельсы, необходимые для обустройства полотна для передвижения грузового оборудования, вы сможете найти в наличии в компании «ПромПутьСнабжение» и заказать по приятным ценам.

Читайте также