В этом обзоре мы детально затронем важный крепежный элемент верхнего строения железнодорожных путей. Составную часть рельсового скрепления, которая обеспечивает безопасность эксплуатации и устойчивость всего механизма в целом. Мы узнаем, что такое ЖД-клемма ПК 65, вес, ГОСТ, по которому оценивается качество продукции, разберем нюансы производства и хранения, область применения, основные технические характеристики, имеющие принципиальное значение при покупке.
Ведь нужно понимать, что, несмотря на заявленный стандарт качества, готовая продукция может от него в значительной мере отличаться. Если на производстве не соблюдены правильные условия, склады для хранения не соответствуют нормам или при транспортировке был нарушен установленный регламент. В этом случае продукция, разумеется, не сможет соответствовать стандарту качества, прослужить весь отрезок обозначенного эксплуатационного срока, выдержать предельные нагрузки. А ведь от крепежного элемента зависит целостность всего железнодорожного полотна. И если это звено окажется бракованным, то надежность путей будет находиться под значительной угрозой. Особенно если речь идет об участке железной дороги, где трафик движения составов весьма высокий. А климатический фактор далек от идеального. Пониженная температура, систематическая влажность – все это усугубляющие аспекты. И вкупе с некачественной продукцией, они в десятки раз могут сократить срок службы продукта. И следующий ремонт будет необходим намного раньше планового.
Выход в этой ситуации простой. Нужно выбрать качественного исполнителя. Продавца, способного предоставить не только продукта на требуемом по ГОСТу уровне, но и:
Вовремя произвести поставку. Особенно если заказ был помечен «срочным».
Приготовить необходимый объем продукции, даже когда в кратчайшие сроки нужна крупная поставка.
Предоставить релевантные рынку, а лучше демократичные цены на изделия.
Наша компания «ПромПутьСнабжения» может стать таким поставщиком. Фокусируясь конкретно на нуждах подрядчиков при прокладке и ремонте железнодорожных путей, производитель отлично знает и требуемый уровень качество, и банальные клиентские запросы. Что, когда, куда, в каком объеме – рассматривая эти вопросы тысячи раз, компания вывела идеальную формулу сотрудничества, удобную обеим сторонам сделки.
Но вернемся к виновнику нашего обзора.
Чтобы понять точно значение обозначенного термина, сначала стоит уяснить, что такое рельсовые скрепления. Это основной сборный крепежный механизм, которые призван соединять рельсы и подрельсовое основание. Существует две вариации – стыковые и промежуточные. Первые предназначаются для соединения рельс между собой. И наш указанный метиз в этом процессе не участвует. А вот промежуточное рельсовое скрепление – это как раз соединение со шпалой. И таких крепежей, естественно, на участке пути располагается куда больше, чем первых. Вот почему объем закупок тоже значительно выше, а значит, цена ошибки возрастает.
Крепления существуют раздельные и нераздельные, где подкладка не используется в принципе. Те же участки путей, где рельса сначала крепится к подкладке, а уже потом к железобетонным шпалам – нас и интересует. Ведь фиксатор этого промежуточного звена – клеммный болт. Он с помощью гребней совмещает подкладку и рельс. А вот закладной уже устанавливает ее на шпалу.
Итак, мы дошли до героя обзора. Данный болт – это метиз, которые работает в совокупности с иными элементами. Это гайка, шайба и сама клемма. Именно она прижимает рельс к подкладке, удерживает от вибрации, смещения, смягчает работу. Это комплекс, направленный не только на снижение вибрационного эффекта, но и изолирующий стыки от влаги и электричества. В итоге возрастает безопасность и эксплуатационный срок. Получается простая формула. Надежные болты – это повышение эксплуатационного срока рельсовых скреплений, а те отвечают за срок службы всего участка железнодорожных путей.
А качество самой продукции зависит от изготовителя. Выбрали хороший завод – клемма прослужит долго, на ней будут отсутствовать искривления, микроскопические трещины. Все характеристики размера, веса, формы и состава стали будут соответствовать стандарту.
Конкретно обозначенный клеммный болт в сборе необходим для подкладочного типа КБ, где используется жесткий прижимной элемент. Не пружинные или упругий. Соответственно, сталь в производстве должна быть задействована самая крепкая, только сплавы со значительной устойчивостью на удар и изгиб.
Другими словами, у метиза нет прямой зависимости от следующих факторов:
Погодные и климатические условия. Даже если применение запланировано в областях с низкими предельными температурами, постоянным снегом и льдом на путях – это не препятствие. Тоже стоит сказать и о высоких температурах, постоянное нахождение под прямыми лучами солнца не нанесет урона конструкции.
Повышенная влажность. В Российской Федерации существует множество железнодорожных путей, пролегающих через заболоченные районы. И конструкция при этом постоянно контактирует с влагой. Если нет высокого уровня защиты от влаги, то коррозия очень рано разрушает металл. И он не сможет прослужить и половины заявленного срока.
Постоянная вибрация. Естественно, идущий состав создает вибрационную нагрузку. Он трясет пути, заставляет рельсы смещаться, болты постепенно раскручиваться и выходить из пазов. Это неизбежно. Но хороший материал все равно прослужит весь срок годности. Даже если вибрация будет не только интенсивной, но и с высокой периодичностью. Высокий трафик у нас в стране присутствует на многих участках. И чтобы ремонт не стал на них чуть ли не ежемесячной процедурой, стоит заранее устанавливать надежные фиксаторы.
Во всех случаях эксплуатация возможна, только если вы используете оригинальную стандартизированную продукцию. Это клемма ПК – ГОСТ 22343 90. Это стандарт качества сообщает нам, что типоразмер соответствует норме, отклонения в форме и габаритах соотносится с допустимыми параметрами (менее 0.1 мм), поверхность ровная, не имеет заусенцев, вмятин и трещин. А также не повреждена ржавчиной и иными негативными последствиями неправильного хранения. Небольшой налет коррозии вполне допустим. Если он лишь слегка затрагивает поверхность. Но проникшая внутрь ржавчина – это уже явный брак, от которого следует избавлять.
Теперь перейдем к ключевым характеристикам. В первую очередь покупателей зачастую интересует именно вес. Масса одного метиза составляет 0.625 килограммов. То есть если необходима партия в несколько тысяч штук, то возникают логичные вопросы:
Способы транспортировки. Это несколько тонн. И придется заранее продумать варианты доставки. Либо рассчитывать на помощь поставщика, если он готов взять на себя обязанности по перевозке. Тогда важно будет проверить целостность упаковок и маркеры при оприходовании.
Варианты хранения. Значительное количество занимает серьезные площади. Поэтому стоит освободить не только место для хранения, но и расположить его максимально близко к локации разгрузки фур.
Методы доставки в рабочую зону. То есть, непосредственно до текущего места ремонта участка железнодорожных путей или возведения новых.
Как мы уже уточнили, весьма важно обращать внимание на условия хранения и транспортировки. Ведь несмотря на ГОСТ, качество вполне способно пострадать, если правила были нарушены. Поэтому в случаях, когда эти обязанности берет на себя поставщик, важно проверить его честность. И лучше заранее сотрудничать с зарекомендованным на рынке производителем, к примеру, с «ПромПутьСнабжение». У нас имеется широкий ассортимент практически с неограниченным размером поставок, а также есть отдельные вариации сотрудничества на основе срочного заказа. Если продукция нужна в кратчайшие сроки, а заявленные объем – 100 тонн, обычно компании просто физически не могут уложиться сроки. У них нет особого регламента действия на такие случаи. Но у «ПромПутьСнабжение» есть собственная методика удовлетворения подобных запросов клиента.
Длина метиза – 62 миллиметра. Ширина – 13 мм, а высота – 55. Общий размер получается не такой уж и крупный. Но стоит помнить, что сам по себе метиз не работает. Он находится в сборе болта. Поэтому стоит добавить сюда еще и его, а также гайку и шайбу. Итоговые габариты получаются впечатляющими. Поэтому большая партия занимает серьезные складские площади.
Естественно, поставки поштучно не организовывает никто. И продавцу, и покупателю выгоднее оперировать тоннами. Но появляется резонный вопрос – а сколько метизов точно будет содержаться в тысячи килограмм. Ответ – 1515. Соответственно, при необходимости по смете в 15 тысяч изделий, необходимо оформлять заказ на 10 тонн.
Любопытно то, что многие поставщики не могут поставить размер менее или более круглого числа. То есть 5.5 тонн, как вариант. Но адекватные компании не заставляют переплачивать лишние полтонны клиента, когда в этом нет необходимости.
Если следовать установленному стандарту, то есть, ГОСТ 22343 2014, то использоваться на производстве должна сталь марки СТ4. Исключительно она, но в вариациях «сп», «пс» и «кп» в зависимости от нужд заказчика. Любые другие примеси в материале для изготовления приведут к значительным искажениям технических показателей. И она уже не сможет выполнять свои функции на должном уровне. Как мы помним, фиксатор предназначен для участков высокого давления, с постоянным трафиком составов. И если материал не будет соответствовать нормативу, то вибрация просто заставит изделие раздаться. В результате весь участок ЖД-пути будет находиться под угрозой. И вместо замены десятка метизов, придется демонтировать километры дороги и осуществлять процедуру полноценного ремонта.
Несмотря на то что мы довольно детально изучаем вопрос, наглядная демонстрация всегда дает более точное понимание об особенностях объекта. Поэтому следует рассмотреть чертежи метиза, чтобы точно понимать его технические характеристики. А также стоит пристальное внимание уделять схемам, предоставляемым поставщиком. Ведь по сути — это документация, на основе которой и проверяется соответствия фактического товара требуемому.
Если при запросе компания даже не удосуживается предоставить вам чертежи и схемы, то это тревожный звоночек. Дел с таким производителем вести не стоит, это чревато значительными финансовыми потерями после покупки откровенного брака.
Теперь скомпилируем полученные знания. И выявим общие технические требования, которые предъявляются к этому виду метизов. Во многом эти параметры вполне применимы ко всем остальным частям крепежа, то есть болта в сборе. Но есть некоторые отличающиеся детали. Не зря же они стандартизируются по различным ГОСТам.
Итак, технические требования:
Типоразмер. Важнейший параметр, отклонение даже на полмиллиметра будет считаться критическим. И автоматически отправит метиз в разряд бракованной продукции. Размеры должны соответствовать норме в 62x13x55.
Масса. Подразумевается вес конкретно клеммы без остальных составных частей. Это 0.625 килограммов.
Площадь сечения. Заявленный параметр – 14.7 квадратных сантиметров.
Материал производства – исключительно сталь марки СТ4.
Отсутствие деформаций, изгибов, стальных заусенцев, наплавленных участков, сколов и трещин. Включая микроскопические расколы, которые не поддаются визуальной проверке.
Только с описанными выше техническими характеристиками изделие способно взаимодействовать с болтом М22.
Проверяется:
Поверхность. Ровная, без отклонений по оси, шероховатостей и с допустимой нормой ржавчины, если она имеется. Разумеется, если метизы только что вышли из-под станка, то этого не будет.
Типоразмер. Соответствие длины, ширины и высоты.
Наличие трещин и сколов. Даже небольшая трещина приведет к тому, что под воздействием вибрации клемма просто сломается или деформируется до нефункционального состояния.
Заключая сделку с поставщиком, предварительно всегда следует скрупулезно изучить все гарантийные обязательства, которые берет на себя компания. В идеале, если продукция не проходит проверку хотя бы по одному пункту, то она считается браком. И изготовитель в этих случаях обязан выполнить какое-либо из следующих действий:
Заменить партию без доставки, если она не была учтена изначальным договором.
Произвести полную замену с самостоятельной транспортировкой. Используется в тех случаях, когда вся партия попадает под категорию брака.
Вернуть денежные средства без замены продукции. Если заказчик не имеет запаса метизов для передачи, либо клиент просто не соглашается на повторную партию.
Выплатить неустойку, покрывающую задержку по времени, расходу на транспортировку, отгрузку и разгрузку. Опять же, если эти задачи изначально не брал на себя поставщик.
Конкретное решение зависит от начального договора, заключенного между сторонами. А также основывается на переговорах. Существуют случаи, когда клиент и продавец приходят к выгодному компромиссу, который в принципе не фигурировал в договоре.
Если обязанность ложится на изготовителя, то важно корректно проконтролировать оприходование товара. Проверить упаковку, состояние продукции, отсутствие дефектов. В том случае, когда этим занимается сам заказчик, следует помнить о нормах хранения и транспортировки. Несмотря на то что метизы в принципе – это не самый хрупкий и уязвимый продукт, не требующий деликатного обращения, стоит помнить про пагубное влияние влаги. Особенно если речь идет про длительное хранение, свыше месяца или даже года.
Теперь мы точно представляем, что такое клемма железнодорожная. И что более важно, мы отлично понимаем, как выбрать действительно эталонный товар. А значит, при заключении сделки никаких лишних издержек не последует. Важнейшим фактором экономии заключается в грамотном выборе продавца.