Железнодорожный транспорт сегодня становится одним из центральных способов торгово-логистического сообщения между регионами страны. И важным фактором роста этой отрасли является прокладка новых путей. Но не просто строительство, а постоянная модернизация, прогрессивный переход к инновационным методикам. Устаревшие крепежи уже давно не применяется. Сейчас наибольшую результативность демонстрирует промежуточное соединение, при котором рельс крепится первоначально к подкладке, а уже она ложится на железобетонную шпалу. И если для второго необходим обычный метиз, то первое фиксируется с помощью героя нашего обзора. Это болт закладной клеммный в сборе. Именно это изделие обеспечивает надежное, долговечное и качественное крепление, способное без сложностей пережить и повышенный уровень вибрации, создающийся электровозом, и невзгоды окружающей среды.
Постоянное совершенствование технологии позволяет сегодня найти на рынке метизы из долговечного материала, в полном соответствии с техническими характеристиками и существующими нормативными стандартами. Хороший товар – это буквально 50% надежности будущих путей. Ведь без грамотной фиксации рельсы не выдержат практической проверки. Поэтому важно подобрать надежного поставщика, который не только отвечает запросам по своевременности и объемам поставляемой продукции, но и способен выдержать высокую заявленную планку качества. И таким продавцом станет для вас «ПромПутьСнабжение».
Зачастую использовать метрическая резьба с крупным шагом. Основная область – это сцепление в КБ65 и КБ50, а также в промежуточной ПК. В комплект по требованию заказчика часто включается и шайба. Но и она имеет свои требования. ГОСТ для нее – 16018-79. Ее наличие – необязательное. Если существуют выходы на альтернативных поставщиков или есть свои запасы метизов, то часто приобретается товар в минимальном комплекте. Это значительная экономия средств. Но стоит понимать, что собственные дополнительные комплектующие должны быть качеством не ниже, чем остальные части. Ведь слабость всей системы определяется слабейшим звеном. И если им станет шайба, то уровень остальных составных частей не имеет принципиального значения.
Вес клеммного болта составляет 0.345 кг. Но в сборе цифры могут разительно меняться. Ведь конечный итог зависит от состава комплекта. Например, крепеж часто применяется с прутковой клеммой. Но если говорить про стандарт, то весовые характеристики сбора обычно останавливаются на цифре 1.234 кг.
Длина наиболее общепринятого метиза – это 75 мм, при резьбовом диаметре в 22 мм. Соответственно, название появилось таким же образом. М22-75. Параметры всей конструкции попадают под ГОСТ – 16016.
Важным фактором становится также класс прочности. Он определяет сразу массу аспектов. Это и нагрузки, которые способно выдержать соединение и усилия для полной затяжки. Ведь при низком классе прочности перетянуть по случайности фиксатор легко. Ориентироваться при монтаже стоит на нормативные таблицы указанного класса. Найти его можно на головке. В общем случае это 4.8. Но при этом есть особые заказы, где уровень возрастает до 5.8. Используется в случаях, когда периодика движения электровозом или общая нагрузка гораздо выше стандартной. Ведь тогда от постоянной вибрации крепление просто способно разойтись. Особенно при использовании не самых высококачественных метизов. Поэтому мы снова подчеркиваем, как важно правильно выбрать продукцию.
Как мы уже пояснили, закрепление клеммного болта зависит от комплекта. А он может различаться, в зависимости от условий эксплуатации, внешней среды, предполагаемой нагрузки. И от бюджета подрядчика, суммы, которой он готов потратить на качество. Важно понимать, что от правильного набора зависит, будет ли рельса плотно прижата к подкладке. Станет ли с ней практически единым элементом, который крепится на шпалу. Если выбор будет некорректным, то впоследствии под угрозой будет не только надежность крепежа, но также и легкий демонтаж для обслуживания и ремонта. Ведь промежуточный элемент позволяет снизить вибрационную нагрузку. Несколько деталей в составе поглощают усилия от электровоза, рассеивают его. Но при некорректных типоразмерах, это поглощение выльется в то, что метизы просто будут раскручиваться. Выходить из своих слотов. И такой итог приведет к катастрофе, если вовремя не заметить дефекта. Разумеется, на стабильность при вибрации также влияет правильно выбранный момент затяжки клеммного болта. Но этот аспект уже лежит на сотрудниках, осуществляющих монтаж. Разумеется, если поставщик отправит изделия, не соответствующие собственному классу прочности, изготовленные с нарушениями технических норм, то выявить усилие для крепления будет просто невозможно. И даже наличие нужных нормативных таблиц, качественного динамометрического ключа и высоких компетенций исполнителей не станет гарантом успеха.
Но существует нормативный стандарт, который становится эталоном в большинстве случаев.
Двухвитковая шайба пружинного типа.
Клемма ПК.
Гайка для резьбы диаметром в 22 мм.
Сам болт М22.
Общая масса при таком наборе составляет 1.23 кг.
Обозначенный метиз обладает весьма узкой специализацией. Он не применяется нигде, помимо отрасли строительства и обслуживания железнодорожных путей. Не только установленные габариты, но и сам принцип и конструкция имеет строго конкретный профиль эксплуатации. Соответственно, для своей отрасли изделие подходит идеально. Ведь она не универсально, не пытается подстроиться под широкое применение.
Сейчас такой сбор подходит для двух типов рельс, это Р-50 и Р-65. Они крепятся к соответствующим подкладкам, которые уже кладутся прямо на железобетонную шпалу. Это КБ-50 и 65. А также вид КД-65.
Получается весьма компактный набор, хоть и серьезной массы. В результате для хранения даже больших запасов не понадобится отводить объемные складские площади. И транспортировка также в значительной мере облегчается. Препятствием становится только весовые параметры.
Конструкционные особенности, а также типоразмеры логично отслеживать по чертежам и схемам. А также заранее оценивать, возможно ли в предоставленных вам условиях провести монтаж.
Учитывая тот факт, что метиз используется в сборе, сразу стоит обозначить этот аспект. Длина всего комплекта равно 75 мм. Поскольку гайка в момент хранения и поставки накручивается на резьбу, она не прибавляет этого параметра. Как и клемма. Соответственно, при любом варианте он останется идентичным. А вот ширина головки в 47 на 22 будет увеличена еще на лишние 14 миллиметров. Ведь 35 мм шайбы выходят за рамки. Поэтому для хранения стоит ориентироваться на ширину в 47 на 36.
По длине тоже есть нюанс, ведь 75 – это параметр только для резьбового стержня. Сверху необходимо прибавить еще 17 миллиметров самой головки. Так для хранения придется выделить слот в 92х47х36.
Важнейший фактор. Естественно, надежность всей конструкции напрямую опирается на то, насколько корректно закреплен фиксатор. При любых нарушениях рельса просто отойдет от прокладки. И это еще не все проблемы. Ведь смысл новых технологий заключается в том, что они не имеют стыков. А значит, полностью защищены от влаги. Устаревшие соединения быстро портились, приходили в негодность, ведь в зазорах постоянно скапливалась влага после любых осадков или даже образования росы. Коррозия и разложение уничтожали крепежи буквально за пару месяцев. Сейчас же ситуация иная, внешняя среда не способна нанести никакого урона. Но лишь при правильном монтаже.
Это центральный аспект процедуры. Для достижения наилучшего результата необходимо добиться плотности прижатия ровно до 20 кН. Но при таком показателе, не учитывая класс прочности метиза, часто происходит перетяжка. Итогом становится вполне ожидаемые неполадки. Срыв резьбы, необходимость замены всего сбора. А это новые экономические расходы. При большом количестве ошибок статья убытком становится значительной.
Но на этом неблагоприятные последствия себя не исчерпывают. Ведь при перетяжке часто образовываются микроскопические трещины. И обычным визуальным осмотром определить их не получится. Но они дадут о себе знать, как только уровень вибрации возрастет до верхней планки. И начинается банальное разрушение металла. Итог понятен, рельса просто отойдет вместе с подкладкой от шпалы. И состав уже в этом месте не пройдет. При любом подозрении на нарушении стандартов из общепринятых таблиц, придется менять конструкцию. Выходит, при монтаже и обслуживании при себе нужно иметь солидный запас. Вспомним про то, сколько весит клеммный болт. Это более килограмма в комплекте. Взять с собой хотя бы два десятка неучтенного запаса – это дополнительная нагрузка, которая скажется весьма неприятно. А если в плановых работах обслужить протяженный участок, где дополнительных сменных деталей понадобится не десяток, а сотни? Тогда ситуация становится уже просто неразрешимый. Решить все поможет внимательный подход к монтажу. Предварительное изучение всех нормативов, точный расчет усилия и обязательная финальная проверка.
Существует и иной нюанс, недотянуть. Тут замена не понадобится, нет ничего проще, чем приложить побольше давления и завершить процесс. Но при постоянном страхе «перегнуть», полумеры – это стандартный итог. Человеческий фактор в действие. Но недостаточное крепление – это так же плохо, как и чрезмерное. Ведь при постоянной вибрации крепеж даст задний ход и постепенно раскурится до того, что просто выйдет из паза.
Единственно верным вариантом является полное соответствие нормативной документации. Для этого необходимо для начала определить класс прочности, размер, вес и материал метиза. После соотнести полученные параметры с таблицей усилий. И выявить исходное значение, на которое и нужно ориентироваться. После процесса монтажа в обязательном порядке динамометрическим ключом стоит проверить корректность. Но помните, что этот инструмент нужен лишь для исследования. Не для практической затяжки. Также не следует забывать, что сам ключ должен обладать прочность, на 30% и более превышающей максимальную нагрузку при затяжке. Иначе он переломится в самый неподходящий момент.
Мы уже рассказали, что общая масса достигает 1.23 кг. Но это параметры, относящиеся к стандартному комплекту М22 75. Сам стержень с головкой в этом случае весит 0.345. А существуют и другие размерные ряды. Так часто применяется М22175. И в этом варианте масса увеличивается до 0.63 кг.
Также в комплекте может находиться шайба с двумя витками или отсутствовать. Логично помнить, что общие показатели будут меняться.
Поэтому необходимо во время заказа полностью определиться с желаемыми видами продукции, сопутствующими комплектующими. И только после этого начинать скрупулезный весовой расчет. Для того чтобы рассчитать логистику, стоит учитывать, что у продукции также существует упаковка. Она не оказывает серьезного влияния на исходные весовые аспекты, но все же при большой партии способна внести собственные коррективы.
Давайте разберем, чем грозит подобное. Как мы уже пояснили, крепежи – это основа промежуточного соединения. Без них вся конструкция невозможна. Зачем же она нужна?
Понижение вибрационного уровня от электровоза до шпал и земляной подушки. Скрепления берут на себя часть этой тряски, гасят ее. И избавляются от урона, который она несет в себе. А значит, увеличивают не только безопасность при движении состава. Но и в принципе сказываются на эксплуатационном сроке путей. Сплошная экономическая выгода.
Играют роль изолятора. На полотне часто применяется электротяга. И такой конструкционный вид путей позволяет обойтись без дополнительных материалов, которые призваны обеспечить изоляцию. А значит, одна из функций отходит на скрепления. И крупная статья расходов — как материалов, так и рабочих часов — сокращается.
Повышение предельного уровня допустимых нагрузок. То есть, габаритные составы в принципе получают право на существование и эксплуатацию. Что было бы невозможно без промежуточных соединений.
Сохранение целостности полотна. В ином варианте пути просто разошлись бы на отдельные составляющие очень быстро.
Выходит, если клеммные болты не будут применяться, то под угрозой находится сам принцип существования современной железной дороги. Она будет нефункциональной. И если по какой-то причине крепежи вышли из строя на промежуточном соединении, либо были установлены неправильно – этот участок пути непригоден для использования.
Соответственно, ремонтные работы необходимо проводить современно. Ведь каждый день задержки грозит серьезными экономическими потерями. Одни непрошедший вовремя поезд способен поставить под угрозу репутацию подрядчика.
Чтобы точно понять принципы функционирования и конструкционные особенности, на комплекте стоит посмотреть в формате точного чертежа. На схеме четко видны все основные типоразмеры и особенности метиза.