Места соединения нитей полотна с опорными частями заслуживают особого внимания. Поэтому, сегодня мы хотим подробно рассмотреть описание промежуточных рельсовых скреплений ЖБР 65: Ш, ПШМ, П и другие их вариации. Почему именно их? Потому, что они актуальны и популярны – именно их, зачастую, конструкторы выбирают при проектировании, в качестве запатентованного средства фиксации, уже доказавшего свою надежность.
Отдельно отметим, что точка стыка – ключевой функциональный узел при устройстве пути, конфигурация которого, определяет пространственную ориентацию и геометрию, жесткость и безопасность эксплуатации ЖД-линии. Он в значительной степени задает характер взаимодействия проложенного полотна с колесами подвижного состава. От выбора этой конструкции зависят конечные затраты на строительство колеи и последующие расходы на плановый/срочный ремонт и техническое обслуживание.
Содержание
- ЖБР: как осуществляется крепление рельса Р65 к железобетонной шпале
- Рельсовое скрепление ЖБР-65Ш: описание
- Состав комплекта скрепления ЖБР-65ПШ
- Схема комплектации скрепления ЖБР-65 с фото
- ЖБР-65
- ЖБР-65Ш скрепление: описание
- Скрепление ЖБР-65ПШМ
- 65П
Такие промежуточные крепления железнодорожных рельсов на шпалы, в целом, могут быть нескольких видов. По типу их классифицируют на раздельные, сплошные и смешанные. Последние дополнительно фиксируются костылями и объединяют в себе преимущества двух первых, поэтому они широко распространены. В числе их плюсов подтвержденных на практике – простота, а значит надежность, сравнительно небольшой вес и легкость сборки-разборки. Минус в том, что ширина ЖД-линии не является гарантированно постоянной, что оборачивается увеличением вероятности схода и убыстряет механический износ.
Есть целый ряд классификаторов, но по совокупности тех или иных свойств любое промежуточное крепление рельсы к бетонной шпале (или к деревянной) может быть:
- жесткое или упругое;
- пружинное или нет;
- с подкладкой или нет;
- раздельное (изделие металлопроката фиксируется при помощи клемм на подкладке, а та, в свою очередь, на опорной балке – шурупами или болтами) или нет (один держатель проходит через всю конструкцию).
Вариант, при котором используется клеммно-шурупное (болтовое) объединение, отличается лучшим сопротивлением продольным нагрузкам и обеспечивает сохранение ширины колеи. Но, при этом и стоит дороже, иначе был бы первым выбором для повсеместного использования, сейчас же самым применимым считается смешанный.
ЖБР: как осуществляется крепление рельса Р65 к железобетонной шпале
Так как конфигурация влияет на конечную безопасность проложенной колеи, важно выбрать максимально надежную конструкцию. Кроме того, она должна быть доступной по цене, чтобы обустройство ЖД-линии не выходило за рамки запланированного бюджета, и обязана не ухудшать качество сцепления колеса транспорта с полотном во время прохождения стыкового участка.
Этим требованиям в полной мере отвечает рассматриваемое нами скопление, которое, по сути, является модификацией ЖБ. Оно может быть:
- нераздельное (сплошное) – один держатель проходит и через двутавровую балку, и через подкладку, и через опору;
- раздельное – для фиксации используются клеммы и шурупы (болты);
- смешанное – в ход идут костыли, которые дополнительно увеличивают прочность узла.
Рельсовое скрепление ЖБР-65Ш: описание
На его примере, рассмотрим все детали ВСП, входящие в данную группу. Конкретно эта конфигурация была разработана в ходе улучшения уже использовавшегося ЖБ, которое ранее применялось повсеместно, а после внедрения модификации стало постепенно уступать ей место.
Но что же было оптимизировано? 2 момента:
- Изменена геометрия клеммы и подклеммника – это позволило сделать колею более стабильной по ширине на криволинейных участках.
- Установлены полимерные прокладки – это сделало возможным регулировку металлоконструкций по высоте в пределах 15-20 мм, причем без предварительного демонтажа путевой решетки.
Эти улучшения привели к планомерному росту случаев использования.
Пару слов о том, что значит скрепление ЖБР: расшифровка аббревиатуры очень проста – Железобетонное Рельсовое. Мы решили уточнить этот момент, так как в интернете, до сих пор, не утихают споры по поводу сокращения. Люди гадают, что же означает «Р», и выдвигают свои версии, в числе популярных вариантов «рама» или даже «резервуар» (хотя, казалось бы, при чем здесь он?) Поэтому мы и хотим внести ясность.
Вернемся к преимуществам конструкции. В
от КБ, соединение, которое мы рассматриваем является упругим и, поэтому, максимально эффективно прижимает соприкасающиеся элементы. Это оборачивается улучшением сопротивляемости угону и сравнительно высоким показателем пространственной упругости.
ЖБР-скрепление очень легкое: вес его составляет примерно в 1,5 раза меньше, по сравнению, со все тем же КБ. Это делает его «малообслуживаемым», то есть на поддержание его в работоспособном состоянии приходится прилагать не так много усилий, что самым положительным образом сказывается на стоимости жизненного цикла соединения.
Только регулировать пространственное положение металлической направляющей не так удобно, как в случае с тем же К2. Причина проста: увеличивать высоту приходится за счет выбора более толстого подклеммника, а это не всегда правильно и надежно.
Чтобы картина долгосрочной эксплуатации была максимальна ясной, рассмотрим ключевые особенности, уделяя внимание не только позитивным моментам.
Недостатки рельсового скрепления ЖБР-65
В числе практических минусов:
- Недостаточная прочность пластинчатых зажимов – под воздействием постоянных и повышенных нагрузок они получают повреждения, которые приводят к выходу элемента ВСП из строя.
- На шпалу передаются сравнительно малые боковые силы – в результате накапливаются остаточные напряжения, которые могут спровоцировать появление трещин или других дефектов поверхности соединительного устройства.
- Боковая жесткость повышена – в долгосрочной перспективе это оборачивается износом поверхностей колес транспорта, непосредственно контактирующих с полотном, а значит и ускорением их износа.
- Трудности укладки – скрепления типа ЖБР и АРС требуют времени на монтаж (пусть и простой сам по себе), что в итоге продлевает общее время строительства колеи.
- При кручении, головка металлоконструкции отличается податливостью – она склонна к некоторому изменению геометрии; при достаточно интенсивном воздействии деформация может стать критической, то есть нарушающей безопасность движения и провоцирующей сход транспорта.
Конечно, перечисленные недостатки имеют место быть и иногда проявляют себя на практике, но они явно не перевешивают преимущества, иначе данное соединение не завоевало бы повсеместную популярность.
Преимущества скрепления ЖБР-65, Ш и других
Все вариации этого устройства для ВСП обладают следующими плюсами:
- Состоят из сравнительно малого количества элементов (комплектации и схемы мы отдельно рассмотрим ниже), а значит отличаются повышенной надежностью – выходить из строя почти нечему.
- Сохраняют стабильную ширину ЖД-линии – это ключевой момент, перекрывающий боковую жесткость или кручение головки, и помогающий длительное время предотвращать аварийные ситуации.
- Обладают постоянной упругостью по всей длине металлоконструкции, оборачивающейся равномерным распределением нагрузок, а значит и увеличением ресурса, благодаря ей скрепление ЖБР ПШ (и другие из серии 65) испытывает меньший фронтальный износ.
- Эффективно гасят вибрации от проезжающего транспорта, даже от движущегося на высокой скорости. Такая устойчивость оборачивается сравнительно длительным сроком эксплуатации продолженного полотна.
- Дают возможность производить регулировку металлоконструкции – поднять двутавровую балку до 15-20 мм и сохранить, таким образом, целостность и однородность ЖД-линии.
- Делают невозможным продольное перемещение направляющих, особенно в том случае, когда они смешанного типа и дополнены костылями – качественная фиксация по горизонтальной оси предотвращает возникновение аварийных ситуаций.
- Существенно уменьшают шанс неравномерной осадки опорных элементов, что особенно актуально при прокладке маршрутов на слабых грунтах.
Состав комплекта скрепления ЖБР-65ПШ
Пример этой модификации может быть общим для всех подвидов соединения. Для наглядности и удобства восприятия мы свели перечень всех элементов в таблицу.
Комплектующее
|
Кол-во, шт
|
Размер, мм
|
Вес, кг
|
Клемма пружинная прутковая, цп-369.102
|
4
|
|
0,92
|
Прокладки
|
Нашпальная, цп-204
|
2
|
200/148/142
|
0,48
|
Полимерная, мкс-001жбр
|
1
|
|
1,5
|
Упругая, цп-369.104
|
2
|
|
0,1
|
Прокладки-амортизаторы
|
мкс-002жбр
|
2
|
|
0,28
|
жбр-43ш-750
|
2
|
|
|
цп-638-02
|
2
|
|
0,46
|
Скобы
|
Упорные, цп-369.301
|
2
|
|
1,38
|
Прижимные, цп-369.103
|
2
|
|
0,23
|
Шайбы, ш65 и плоская цп-369.701
|
2
|
55,5/25,5/6
|
0,088-0,096
|
Упор боковой под балки р-50, р-65
|
2
|
|
|
Шпала ш3, по ост 32.152-2000
|
1
|
|
|
Р65, по гост 51685-2000
|
1 пм
|
|
64,88
|
Клемма прутковая
Скоба прижимная
Гайка для клеммных и закладных болтов
Болт закладной для рельсов железнодорожных путей
Компания «ПромПутьСнабжение» поставит соединения с полной комплектацией. Каждая скоба, клемма или подкладка полимерная скрепления ЖБР-65ПШР у нас только оригинальная и есть в наличии в любом нужном вам количестве. Заказывайте, обеспечим вас всем необходимым для качественной укладки полотна.
Подразумевается, что при монтаже рассматриваемого элемента ВСП все его составляющие будут новыми, без заводского брака и прочих повреждений. Только в этом случае – а также при условии правильной установки – вышеперечисленные преимущества проявляют себя на практике. Поэтому так важно выдержать верную последовательность сборки – для беспроблемной эксплуатации с сохранением ширины ЖД-полотна, погашением вибраций, исключением продольных сдвигов и так далее.
Схема комплектации скрепления ЖБР-65 с фото
В простейшем случае, для одной опорной конструкции, она выглядит следующим образом:
- 2 резиновых прокладки ЦП 204;
- 4 упорных скобы ЦП 369.101;
- 4 упругих прокладки ЦП 369.104;
- 4 пружинных клеммы ЦП 369.102;
- 4 шестигранных путевых шурупа;
- 4 прижимных скобы ЦП 369.103.
Этого количества хватит для надежной фиксации одного изделия металлопроката на опоре. И пусть вас не смущает то, что почти каждой детали нужно по 4 штуки. Стоимость комплекта выходит сравнительно недорого, поэтому не является критической строкой в смете расходов на укладку ЖД-линии. И, по сравнению со скреплением, КБ для железобетонных шпал, составных элементов все равно требуется в полтора раза меньше, и это при массе почти вдвое легче – преимущества на лицо.
Внешний вид
Базовая конструкция рассматриваемого нами соединения может быть дополнена различными модификациями. Так, например, металлические скобы упорные или подкладки допустимо заменять на выполненные из композитных материалов и дополненные направляющими, обеспечивающими надежную фиксацию.
Но также в конфигурации есть унифицированные элементы, и это:
- Клемма пружинная диаметром в 17 мм – она обеспечивает прижатие двутавровой балки к опорам. Может использоваться для крепления к деревянным и железобетонным (Ж/Б) шпалам. Особенность в том, что ее свободные концы не загнуты вниз, а размер между «усиками» увеличен, что обеспечивает свободный проход шурупа. Также изменены ее размеры, за счет чего повышена упругость.
- Подкладки-амортизаторы, чаще всего выполненные из резины, реже – из полимера. Их толщина составляет 10 мм или 14 мм, предел их жесткости – 150 МН/м.
Отдельно отметим, что нити полотна необходимо электроизолировать друг от друга. Делается это путем установки закладного элемента на стадии изготовления: при фиксации болтом (Ш-3) его роль выполняет пустотообразователь, при использовании шурупа (Ш-3Д) – дюбель.
Ниже мы представим чертежи на скрепления ЖД-рельсов – для наглядности. Но, сначала рассмотрим характерные моменты для каждой конфигурации.
Особенности соединений
Начнем с того, что в общем случае все они служат для сборки шпальной решетки, которая осуществляется следующим образом:
- опорные элементы раскладываются по эпюре;
- из их технологических отверстий вытаскиваются пробки, предохраняющие от засорения при перевозке;
- на установочных площадках укладываются прокладки – буртиками в выкружку, – а на внутренней части и на концах балки располагаются скобы и другие комплектующие;
- собираются узлы (с переводом клемм в монтажное положение – так, чтобы они касались подошв металлоконструкций), но не везде, а для каждого пятого крепления ЖБ-шпалы; только подкладки устанавливаются на всех опорах;
- шурупы (болтовые гайки) покрываются смазкой и вручную заворачиваются на пару-тройку оборотов, после чего затягиваются с усилием от 50 Нм;
- сверху, с помощью крановой техники, укладываются Р50, Р65 или другие подходящие;
- оставшиеся элементы соединения монтируются, затем выполняется проверка правильности монтажа каждой детали, а также качества фиксации;
- на точках стыков механически обработанные клеммы устанавливаются в проектные позиции;
- шурупы (болтовые гайки) окончательно затягиваются – с усилием, представленным в таблице ниже;
- звенья, согласно нормам, укладываются штабелями.
Вид конфигурации
|
Затяжка, от нм
|
Положение клеммы
|
65
|
200
|
Усики должны касаться поверхности упоров, подкладки или рельсов
|
65ш
|
250
|
65пш
|
65пшм
|
–
|
Теперь рассмотрим особенности каждого подвида соединения.
ЖБР-65
Базовое решение, в котором монтаж осуществляется при помощи упорных скоб, закладных болтов и пружинных прутковых клемм.
Стабильность ширины колеи обеспечена за счет того, что комплектующие укладываются в углубления с выкружками вместе с упругими подкладками – на подрельсовые площадки. Закрепление держателя в стандартном случае с Ш-3 производится шайбой – металлической седловидной, расположенной в пустотообразователе.
ЖБР-65Ш скрепление: описание
Его главная особенность – в использовании шурупов (путевых, с шестигранной головкой) вместо болтов. В опоре они фиксируются вкручиванием в дюбель, выполненный из полимерного материала. Остальная комплектация такая же, как в предыдущем случае. Аналогичен даже характер обеспечения одинаковой геометрии полотна.
В чем еще разница, так это в опоре. В данном случае актуальна Ш-3Д, предварительно напряженная и предназначенная именно для такого совмещения. Из нее сложнее выйти держателю под воздействием нагрузок, а также ее головка не столь податлива при кручении и испытывает сравнительно меньшие деформации.
Скрепление ЖБР-65ПШМ
Оно отличается от предыдущих использованием металлической прокладки (так называемой плиты) для фиксации металлоконструкции. Еще одна особенность – наличие направляющей вставки, благодаря которой, наживленные элементы остаются в одном и том же положении в течение подготовительных работ по укладке. Остальные составные части комплекта стандартные: клеммы прутковые пружинные и шурупы с шайбами.
При такой конструкции за стабильность сохранения ширины колеи отвечают реборды пластины. Соединение предназначено для Ш-3Д или для различных ее модификаций, рассчитанных для монтажа на линиях со средней грузонапряженностью.
65П
Это доработанная версия скрепления ЖБР-65 ПШМ, у которого уже полимерная подкладка вместо металлической. Такая замена обеспечивает лучшую амортизацию и дает меньше трения, предупреждая быстрый износ под нагрузками от подвижных частей проезжающего транспорта. По качеству фиксации – не хуже, а общую конструкцию облегчает.
Единственный подвох может крыться в поведении под перепадами температур. Но, так как конфигурация сравнительно новая, она еще не показала себя в долгосрочной перспективе, а вот в краткосрочной проявляет себя вполне надежно.
Мы подробно рассмотрели все варианты данного соединения. Также, рассказали о рельсовом скрепление ЖБР-65 ШД с пониженной жесткостью. Сегодня вам есть из чего выбирать при проектировании и строительстве полотна. Все необходимые металлоконструкции и комплектующие к ним, вы найдете по доступным ценам в каталоге компании «ПромПутьСнабжение».