Уделим внимание элементам, применяемым при монтаже узлов крепления направляющих ВСП. Рассмотрим прижимы рельсов, крановых и не только: разберемся, на какие основания они устанавливаются, что за характеристиками обладают, как осуществляется их монтаж. И отдельно обратимся к нашему каталогу, чтобы вы исходя из полученной информации, смогли выбрать наиболее подходящие модели этих конструкций.
Сразу отметим, что, хотя конфигурация различных их типов проверена временем, и простота считается важным ее преимуществом, до сих пор разрабатываются и внедряются решения по их модернизации. Почему? Потому что они будут еще долгое время активно использоваться на самых разных железнодорожных линиях.
Вне зависимости от вида, они представляют собой элементы узла скрепления, обеспечивающие надежную фиксацию направляющих металлоконструкций с опорным основанием. Могут изготавливаться для КР-70 (80, 120, 140), а также для других профилей (Р-43, 50, 65). В первом случае они ориентированы на грузоподъемную спецтехнику, во втором – на транспорт общего назначения.
Монтируются на тех эстакадах и линиях, на которых предполагаются экстремальные условия эксплуатации и призваны обеспечить безопасность передвижения как в легком или среднем, так и в тяжелом режиме работы, под стабильно высоким воздействием.
На практике они помогают решить три важные задачи:
обеспечить целостность полотна, дать ему возможность постоянно выдерживать расчетные нагрузки;
минимизировать вибрации, передаваемые от подвижных частей транспорта на рельсы, а затем и на шпалы, крепления, балластную подушку;
способствовать изоляции определенных участков железнодорожного полотна.
Прижимы могут исполняться с самой разной конфигурацией. Наиболее простой, но далеко не худший вариант – это пластины небольшого размера, выполненные из высокопрочной стали. Производители делают в них специальные отверстия, чтобы их можно было прикрутить с помощью болтов и достичь тем самым максимального качества фиксации.
Такая форма предусмотрена, чтобы рассматриваемый элемент не нарушал общую геометрию ВСП и не мешал перемещению колес. Она же помогает предотвратить смещения, причем в любом направлении, которые иначе могли бы возникнуть при прохождении локомотива или грузового состава на высокой скорости.
Данное исполнение подкупает именно своей простотой, на практике оборачивающейся надежностью. Поэтому оно принято за основу исходя из которой разрабатывают, испытывают и внедряют конструктивно более сложные варианты, например, прижимную деталь, состоящую из следующих элементов:
Основание, жестко прикрепляемое к балке.
Цилиндрический стержень с резьбой снаружи, закрепленный по его центру.
Диск, обеспечивающий непосредственно фиксацию.
Корончатая гайка, накручиваемая сверху и предотвращающая смещения.
Такая конфигурация обладает сравнительно низкой материалоемкостью и отличается долговечностью. Еще одно ее преимущество – быстрые установка и демонтаж.
Есть сборочные узлы с двумя планками, тоже распространенные прижимы крановых рельсов, и что это такое, мы сейчас рассмотрим. Итак, основная их особенность – это наличие сразу пары прямоугольных пластин, причем:
первая приваривается к пролетной балке, а именно к верхнему ее поясу;
вторая выполняет роль рычага, удерживающего направляющую металлоконструкцию на месте за счет 2 болтов и предотвращающую ее смещение.
Да, использование такого количества крепежных элементов увеличивает затраты на производство, а также время на сборку всей конструкции. Профилирование отдельных деталей является сравнительно сложным, именно поэтому данный вариант и не вытесняет собой более простые, а используется в качестве одного из возможных.
Все описанные типы совершенствуются даже сегодня – с целью снизить их материалоемкость и/или повысить надежность, для чего внедряются самые разные решения. Например, диск выполняют в форме шайбы или тарельчатой пружины, на основании делают лыску, а между контактными поверхностями размещают прокладку.
Их геометрические параметры напрямую зависят от того скрепления, в составе которого они используются. Так, в наиболее распространенных узлах – 70 и 70ХЛ для КР70, 100 и 100ХЛ для КР100 и тому подобных – они представлены в виде планок. Естественно, они должны соответствовать типоразмеру двутавровых балок, это нужно и для их беспроблемной установки, а также для того, чтобы сохранялась одинаковая дистанция между нитями пути (чтобы они шли стабильно параллельно друг другу).
Поэтому предлагаем взглянуть на следующие таблицы: в них подробно показано, что за элементы нужно брать для узла в том или ином случае, и какими габаритами отличаются те из них, которые мы сейчас рассматриваем.
Тип рельса |
Марка крепления |
Расст-е между осями А, мм |
Планки |
Гайка |
Болт |
Шайба |
|
прижимная |
упорная |
||||||
КР70 |
70 |
95 |
П1 |
У1 |
М 24.4 ГОСТ 15526-70 |
М 24х46 ГОСТ 15589-70 |
24.02 ГОСТ 11371-78 |
КР80 |
80 |
100 |
П2 |
||||
КР100 |
100 |
110 |
П1 |
У2 |
|||
КР120 |
120 |
120 |
У3 |
||||
КР70 |
70ХЛ |
95 |
П1ХЛ |
У1ХЛ |
М 24.4 ГОСТ 5915-70 |
М 24х46 ГОСТ 7798-70 |
|
КР80 |
80ХЛ |
100 |
П2ХЛ |
||||
КР100 |
100ХЛ |
110 |
П1ХЛ |
У2ХЛ |
|||
КР120 |
120ХЛ |
120 |
У3ХЛ |
Определяясь с конфигурацией и количеством комплектующих, важно помнить, что действуют одно ключевое условие – подбор длины болтов следует осуществлять, учитывая такую зависимость:
(80 + б) мм – при типе от КР70 до КР100;
(85 + б) мм – если останавливаетесь на КР120.
Причем:
80 и 85 – это именно суммарная толщина, которая помогает правильно учесть ситуации, когда крепеж расположен под наклоном или выступает, когда на нем есть шайба, гайка;
б – толщина балки в среднем, измеренная в мм, в верхнем поясе.
Теперь отдельно рассмотрим наиболее распространенные прижимы рельсы: масса их, а также основные геометрические размеры представлены в таблице ниже.
Условное обозначение |
Вес, кг |
b2, мм |
b1, мм |
b, мм |
П1, П1ХЛ |
2,4 |
70 |
55 |
125 |
П2, П2ХЛ |
2,2 |
65 |
50 |
115 |
Различные их варианты монтируются на следующие полотна:
узкоколейные (с расстоянием между нитями в 600-1200 мм) – при использовании профилей Р18, Р24, Р33;
магистральные (со стабильно высокой нагрузкой, к их надежности предъявляются строгие требования) – при укладке Р43, Р50, Р65;
на крановые (для перемещения именно грузоподъемной техники) – при выборе в пользу КР70, КР80, КР100.
Монтаж возможен как на деревянную шпалу, так и на бетонную плиту или даже на стальную балку. Для этого в готовом изделии предусмотрены отверстия под болты. Естественно, оно должно подходить как направляющим, так и опоре, для чего его следует подбирать по той весовой нагрузке, которую оно обязано выдерживать. Ну и интенсивность эксплуатации, а также климатические условия, тоже важно учитывать.
Внимание, количество необходимых элементов, устанавливаемых на линию, зависит еще и от длины прогона.
Основным регламентирующим документом для конструкторов является межгосударственный стандарт 23118-2012: он задает правила составления чертежей КМД. Тогда как материал изготовления обуславливает уже 380-2005, и в качестве одного из ключевых параметров выступает температурный режим местонахождения полотна:
для зон, где отметка термометра не падает ниже -40 0С, подойдут стальные модели, выполненные из ВСт3кп2;
если же похолодания достигают -65 градусов Цельсия, нужно брать уже или ВСт3сп5, или ВСт3Гпс5.
Максимум внимания необходимо уделять и болтам, ведь если они не будут подходить для эксплуатации в текущих климатических условиях, их просто разорвет под нагрузкой на слишком сильном морозе. В результате чего без должного прижатия скрепление станет бесполезным, что чревато нарушением геометрии колеи, и из деформационных изменений может даже возникнуть аварийная ситуация.
Поэтому крепежные элементы следует проверить по ГОСТу Р ИСО 898-1-2011, а также провести дополнительные испытания на ударную вязкость, если подразумевается, что они будут использоваться в суровых зонах, где отметка термометра падает ниже -40 0С.
Межгосударственные стандарты допускают изготовление с отклонениями от номинальных размеров (приведенных во второй таблице), но погрешности в любом случае не должны превышать предельных значений, указанных на чертежах и в регламентирующей документации. Это же касается и шероховатостей.
Отдельно необходимо выделить ГОСТ 25347-82, так как он определяет нормы исполнения диаметров болтовых отверстий и задает максимально возможное различие между номинальным и реальным их значением.
Основная занятая ими ниша ясна уже из названия – они практически незаменимы при создании надежных подъездных путей для грузоподъемной спецтехники. Полотна в данном случае укладываются на особые площадки, опорным основанием которых обычно являются бетонные шпалы. То оборудование, которое передвигается по такой колее, достаточно тяжелое само по себе, плюс, оно еще и берет на борт десятки тонн. Поэтому важно, чтобы фиксирующие крепления элементы оказывались высокопрочными и не разрушались под действием серьезнейших нагрузок. Принимая это во внимание, их исполняют из морозостойких сталей.
В целом же прижимы используются и на других наземных объектах:
при строительстве подъездных линий – в таких случаях особенно актуальны модели для самых распространенных профилей (Р43, Р50, Р65), так как они максимально совместимы; беспроигрышный выбор – металлическая пластина, ведь она достаточно надежна, а ее конфигурация простая и точно не нарушит общую геометрию ВСП;
при создании собственных транспортно-логистических сетей предприятий (например, таких, по которым сырье на фабрике перевозится со склада в цех) и сравнительно слабо нагружаемых полотен – в таких ситуациях востребованы варианты, совместимые с Р18, Р25, Р33.
Наиболее распространенные на практике прижимы рельсов, вес которых составляет 2,2-2,4 кг, сравнительно просты в установке. Крепиться они могут с помощью следующих элементов:
Болты – до сих пор актуальная классика, дешевая, довольно качественная, универсальная; стандартный вариант для большинства металлопрофилей, особенно магистральных.
«Глухари» – комбинированное шурупно-дюбельное соединение, в котором стержень с 6-гранной или квадратной головкой и резьбой плотно входит в отверстие с соответствующим рисунком витков; стоят дороже, но лучше защищают от сдвигов и не разрываются на морозе.
Анкеры – фиксируют очень надежно, с усилием, за счет эффекта трения, но из-за этого быстрее изнашиваются; востребованы на тех полотнах, на которых предполагается интенсивная эксплуатация и/или повышенные нагрузки.
Устраивать крепление тоже можно разными способами:
нераздельно – один болт (или его аналог) проходит и через шпалу, и через металлическую пластину с подкладкой, и через рельсовую конструкцию;
раздельно – опора и прокатное изделие соединяются с подкладкой независимо друг от друга, двумя элементами;
смешанно – металлопрофиль фиксируется на бетонной или деревянной балке через подкладку, и последняя еще дополнительно крепится к основанию.
Теперь давайте посмотрим, по какой схеме прижим устанавливается на мостовой кран:
рельс (в скобках указываем позицию на чертеже – 12) размещаете на пролетной балке (1);
на (1) монтируете основание (2), на котором уже есть резьбовые цилиндры (3), и привариваете его;
на (3) надеваете диски (5) и навинчиваете на их резьбу (4) гайки корончатого типа (6), чтобы обеспечить должное усилие;
фиксируете (6) при помощи шплинтов (7).
Для улучшения воздействия можно также нанести на (2) лыску (11) – такое решение позволит расположить (5) максимально близко по отношению к (12). Для максимально точного позиционирования (12) допустимо использовать прокладку (13).
Напоминаем, что металлические пластины и диски отличаются компактностью. Поэтому прижим рельсов, высота и вес которого весьма незначительны, никоим образом не способствует износу направляющих. Хотя металлопрофиль со временем все равно истирается в точках наибольших напряжений, а поэтому выходит из строя. Как только это случается, нужно осуществить его демонтаж – в последовательности, обратной вышеприведенной, то есть:
извлекаете шплинты (7);
откручиваете гайки (6);
убираете диски (5);
снимаете отслуживший свое (12) и вешаете вместо него новый.
после чего повторяете уже знакомый порядок установки.
Все работы должны проводиться по схемам, заранее рассмотренным и утвержденным, и в полном соответствии со СНиП III-18-75. Причем сварку допустимо выполнять только после того, как была произведена рихтовка прокатного изделия (если она необходима). И шов следует делать ровным и тонким (не толще 6 мм), применяя при этом строго определенные электроды:
при -40 0С и выше – Э42;
при -40…-65 градусах Цельсия – Э42А.
Кстати, сборно-разборные соединения заслуживают максимального внимания: их стоит рассмотреть в качестве варианта по умолчанию, ведь они даже практичнее неразъемных. Если вы их сделаете, то впоследствии сможете быстро снять только изношенные металлоконструкции, не придется демонтировать полотно полностью. Таким образом, при ремонте, вы сэкономите целые часы драгоценного времени.
Выполняя работы по установке, следует выдерживать как дистанцию между параллельно идущими нитями (из первой таблицы мы уже знаем, что она составляет 95-120 мм), так и другие допуски по ГОСТу 4121-96. А на завершающем этапе, уже после закрепления, следует подготовить полотно для эксплуатации – очистить его поверхности, зашпатлевать какие-либо неровности основания, пройтись по нему грунтовкой и покрасить.
https://promputsnabrails.ru/catalog/planki_i_prizhimy_dlya_kranovykh_relsov/
В каталоге компании «ПромПутьСнабжение» вы найдете прижимы рельсов, размеры которых соответствуют всем популярным металлопрофилям, и сможете заказать их по выгодным ценам. У нас есть скобы, крюк-стяжки М16-М24, планки П1 и П2 и многое другое – выбирайте, обращайтесь, покупайте, мы рады помочь вам в создании действительно надежных железнодорожных линий.