При формировании ЖД-колеи мостового крана крайне важно надежно зафиксировать металлоконструкции на опорных балках. Поэтому стоит поближе познакомиться с теми элементами, с помощью которых это можно сделать. Рассмотрим планки упорные и прижимные для рельсов (У1, У 2, У3, П1, П2) Р-24, Р-50, Р-43, Р-65: изготовление, размеры, вес и остальные важные особенности этих и других используемых комплектующих будут в фокусе нашего внимания прямо сейчас.
Уже из названия и написанного выше понятно назначение всех этих деталей: они используются, чтобы обеспечить правильность монтажа и надежность удерживания двутавров на основаниях, и тем самым способствуют длительной и безопасной эксплуатации проложенного полотна. Все они относятся к категории вспомогательных, что не уменьшает важности их роли на практике.
Содержание статьи
Необходимо, чтобы она в полной мере совпадала с той, что представлена на чертеже №1:
Допуск сборки к использованию зависит на практике от целого ряда факторов, в числе которых: тип выбранных металлоконструкций, расчетная температура (то есть та, что действует снаружи объекта строительства), нормальное расстояние между осями балки и центра монтажа. Более того, все их фактические параметры, обозначения и артикулы должны в полной мере соответствовать тем, которые указаны в следующей таблице.
Тип рельса |
Марка узла крепления |
Расст-е между осями А, мм |
Планки |
Гайка |
Болт |
Шайба |
|
прижимная |
упорная |
||||||
КР70 |
70 |
95 |
П1 |
У1 |
М 24.4 ГОСТ 15526-70 |
М 24х46 ГОСТ 15589-70 |
24.02 ГОСТ 11371-78 |
КР80 |
80 |
100 |
П2 |
||||
КР100 |
100 |
110 |
П1 |
У2 |
|||
КР120 |
120 |
120 |
У3 |
||||
КР70 |
70ХЛ |
95 |
П1ХЛ |
У1ХЛ |
М 24.4 ГОСТ 5915-70 |
М 24х46 ГОСТ 7798-70 |
|
КР80 |
80ХЛ |
100 |
П2ХЛ |
||||
КР100 |
100ХЛ |
110 |
П1ХЛ |
У2ХЛ |
|||
КР120 |
120ХЛ |
120 |
У3ХЛ |
Здесь же, рассматривая прижим рельсовый, П1 или какой-либо другой, нужно сделать важное примечание. L, то есть длина болта, принимается исходя из следующих условий:
Здесь:
80 и 85 – общая (суммарная) толщина элементов, учитывающая весьма вероятное на практике наклонное положение некоторых из них, а также наличие шайб и гаек, рельефных выступающих;
б – средняя толщина опорной балки; причем за точку измерения берется верхний пояс; все показатели представлены в миллиметрах.
Отдельно следует уделять внимание текущим стандартным габаритам болтов.
Нужно, чтобы они на все 100% совпадали с теми обозначениями, что представлены на чертеже №2:
Параметры для расчетов следует брать из этой таблицы:
Обозначение |
Масса, кг |
S, мм |
b, мм |
b1, мм |
У1, У1ХЛ |
0,9 |
8 |
85 |
65 |
У2, У2ХЛ |
1,1 |
10 |
||
У3, У3ХЛ |
1,4 |
12 |
По артикулу можно понять, на какой термический режим эксплуатации рассчитан тот или иной элемент. Например, подразумевается, что физические свойства УЗ останутся неизменными при температуре -40 градусов Цельсия и выше, а вот У3ХЛ уже подходит для диапазона -40…-65.
Естественно, важно придерживаться рекомендованных рамок, иначе износ убыстрится, а вероятность возникновения деформаций (и развития их до критических) возрастет.
Их реальные показатели – геометрии, веса и так далее – должны на сто процентов соответствовать значениям, приведенным в таблице под номером три:
Обозначение |
Масса, кг |
b2, мм |
b1, мм |
b, мм |
П1, П1ХЛ |
2,4 |
70 |
55 |
125 |
П2, П2ХЛ |
2,2 |
65 |
50 |
115 |
Условия изготовления всех крепежных элементов обязаны отвечать актуальным нормам ГОСТов, в частности, межгосударственного стандарта 23118-2012, если речь касается утвержденных чертежей КМД.
Материал исполнения задан ГОСТом 380-2005 и зависит от температурного режима:
Болты для прижимов подкрановых путей, предназначенные для использования в расчетных условиях, следует предварительно испытать на разрыв согласно ГОСТу Р ИСО 898-1-2011; в том же случае, если предполагается эксплуатация в условиях сильных морозов, необходимо провести тесты на ударную вязкость и на разрыв.
Допустимы некоторые отклонения реальных размеров от рекомендованных, но их предельные значения все равно должны находиться в рамках, определенных чертежами №2 и №3. Также важно, чтобы шероховатости тоже отвечали данному условию.
В случае с диаметрами технологических отверстий максимальная разница между фактическими и номинальными значениями определена ГОСТом 25347-82.
Согласно действующим нормам, завод-изготовитель обязан поставлять упорные и прижимные планки для крановых рельсов не поодиночке, а полноценным набором. В состав последнего должны быть включены как все элементы, представленные в нижеследующей таблице (№4), так и полный перечень технической документации к ним. Именно такие требования предъявляет межгосударственный стандарт 23118-78, и их необходимо соблюдать.
Марка узла |
Прижимная планка |
Упорная планка |
Гайка |
Шайба |
Болт |
||
Обознач |
Кол-во |
Обознач |
Кол-во |
Кол-во |
|||
70 |
П1 |
1 |
У1 |
1 |
4 |
2 |
2 |
80 |
П2 |
||||||
100 |
П1 |
У2 |
|||||
120 |
У3 |
||||||
70ХЛ |
П1ХЛ |
У1ХЛ |
|||||
80ХЛ |
П2ХЛ |
||||||
100ХЛ |
П1ХЛ |
У2ХЛ |
|||||
120ХЛ |
У3ХЛ |
Соединители (из трех последних столбцов таблицы) также допустимо поставлять отдельно, но только по согласованию этого момента между заказчиком и продавцом.
Все элементы партии – стыковочные планки, петушки для крепления рельс Р24, Р65 или какие-либо другие под сварку ГОСТ – должны быть проверены сотрудниками отдела технического контроля компании-изготовителя. Более того, специалисты ОТК обязаны признать, что их изделия соответствуют актуальным межгосударственным стандартам, прежде чем пустить их в продажу.
Проверка осуществляется партиями, причем необходимо, чтобы в составе каждой из них были элементы одной марки (обозначения), все сделанные идентичным образом. Количество штук определяется по согласованию сторон, в том числе и в индивидуальном порядке, но важно, чтобы оно не превышало 1000 штук.
Чтобы выяснить соответствие реальным размерам и степень шероховатости, производят выборку – 5% от общего числа прижимных планок для рельса КР-70 (или другого профиля), но не менее 5 штук. Если выясняется, что как минимум одна из них не отвечает требованиям актуальных ГОСТов, хотя бы по какому-то из показателей, осуществляют повторную проверку по данному параметру, причем увеличив количество тестируемых образцов вдвое. И если по ее результатам проблема повторится, отбраковывают всю партию.
Проверить линейные размеры можно при помощи любой металлической линейки, соответствующей ГОСТу 427-75, либо в качестве альтернативы использовать для этой цели штангенциркуль, сделанный по ГОСТу 166-89.
Уровень шероховатости поверхностей можно установить сравнительным путем, сопоставив выборку с эталонным образцом, отвечающим всем требованиям ГОСТа 9378-973.
За потребителем остается право своими силами выполнить любые тесты, подтверждающие или опровергающие качество. Главное, чтобы они не нарушали общих правил приемки и соответствовали актуальным нормам.
Первый межгосударственный стандарт, устанавливающий условия и регулирующий специфику исполнения, был введен еще в союзные времена, а именно 1 января 1982 года. И уже он четко и однозначно утверждал, что прижимная и упорная планка – это обязательные элементы узла крепления подкрановых путей.
Переиздан он был в мае 1993 года, и тогда многие его положения актуализировали, чтобы они соответствовали реалиям производства того времени и даже могли гарантировать какую-то перспективу для последующего развития технологий выпуска. Это был достаточно важный шаг к обеспечению конечного качества изготовления металлоконструкций.
Тем не менее уже с 1996 года данный межгосударственный стандарт не действует. На территории Российской Федерации ему на смену пришел ГОСТ 4121-96, положениями которого руководствуются и по сей день. Он рассматривает все элементы, необходимые для монтажа колеи мостового крана, и распространяется на все связанные узлы. Он позволяет создать путь для спецтехники общего назначения, эксплуатируемой на открытых и закрытых площадках, в легком, среднем и тяжелом режиме загруженности. Он учитывает климатические особенности регионов, в которых температура воздуха доходит до -65 градусов Цельсия или даже падает еще ниже; согласно ему, расчетная сейсмичность составляет 9 баллов.
Прижимные и упорные соединительные планки для рельсов должны упаковываться раздельно; для этого подойдут деревянные ящики или любая другая, выбранная производителем, тара, отвечающая требованиям ГОСТа 2991-85, указанная в документации, заранее утвержденная и, обычно, согласованная с потребителем.
Нанесение всех обозначений и артикулов также обязано соответствовать положениям, прописанным в межгосударственном стандарте под номером 14192-96. Согласно ему, необходимо, чтобы маркировка содержала:
Перевозку допустимо осуществлять любым видом транспорта, в том числе и водным, но только при условии того, что планки упорно-прижимные для узкоколейных рельсов (и любые другие поставляемые детали) будут надежно защищены от грязи и особенно от всех видов механических повреждений. Помните, что в случае деформации их нельзя использовать для комплектации узла.
Храниться все рассматриваемые конструкции должны на закрытых площадках, лучше всего – в предназначенных именно для этого складских помещениях, где они не будут подвержены негативному влиянию атмосферных осадков и других подобных факторов. Держать их стоит во все тех же ящиках или похожей таре, не собирающей пыль. С целью предотвращения повреждений до эксплуатации их следует периодически осматривать – регулярные проверки помогут вовремя заметить результаты коррозии или иных столь же неприятных факторов и предотвратить их развитие.
Как используется планка опорная П-1, упорная У-2, У-3, прижимная П-2 и другие
Элементы, изготовленные по ГОСТам 4121-96, 24741-81 и другим актуальным межгосударственным стандартам, применяют для надежного скрепления соседних рельсов между собой, а их подошв – с опорными основаниями.
Таким образом обустраиваются трассы любой сложности для спецтехники легкого, общего и даже тяжелого порядка. Проложены они могут быть как в зданиях по стенам и потолку, так и на открытых эстакадах, а также наземным путем по ровным и сильным фундаментам.
Отличаются длительным сроком эксплуатации, не требуют особого ухода – достаточно регулярных осмотров и принятия мер в том случае, если заметите повреждение – и не становятся тем «слабым звеном», из-за которого полотно выйдет из строя.
Любой такой элемент, и особенно центрирующая планка в подкрановой балке, отличается особой прочностью и повышенной стойкостью к сейсмическим воздействиям. В результате он способен выдерживать до 9 баллов по шкале MSK-64. При такой силе нагрузка считается очень серьезной – настолько, что под нею разрушаются каменные дома, но не рассматриваемые нами комплектующие.
Еще одно важное практическое преимущество, предопределяющее широту их использования, – это способность сохранять все свои свойства при очень низких температурах. Они успешно эксплуатируются в тех климатических зонах, где стойкие морозы и показания термометра падают до отметки в -40 или даже в -65 градусов по Цельсию.
По сути, это те необходимые мелочи, которые позволяют сохранять и поддерживать существующую железнодорожную структуру целостной и планомерно развивать системы подкрановых путей.
Уделите внимание следующим специфическим моментам:
На практике может быть изготовлена не только методом строжки, но и способом гибки; это же актуально и для других элементов – главное, чтобы они сохраняли требуемый уклон, а все погрешности их геометрии не выходили за рамки допусков.
Используется при монтаже рельсов типа КР-80 при расчетной температуре выше -40 0С. Как было описано ранее, ее функция – прижим к балкам для надежной фиксации. Крепится на У-1, У-2, У-3 с помощью болтов М24х90, гаек и шайб М24. Вес одного элемента составляет 2,2-2,4 кг.
Применяется для крепления крановых рельсов КР-70, КР-80 по ГОСТ 4121-96 к стальным подкрановым балкам. Может использоваться в регионах с расчетной температурой воздуха от -40°С и показателем сейсмичности до 9 баллов. Изготавливается из стали и подходит для использования на крановых рельсах разной степени сложности режима работы как в здании, так и на открытом воздухе. Вес – 0,9 кг.
Элемент, отличный от У1 только большим размером и массой. Применяется для типа КР-100. Геометрические характеристики – 170х85х10мм, вес – 1,1 кг.
Крепление рельсов к подкрановым балкам петушками и планками осуществляется строго по актуальным схемам установки, рассмотренным и утвержденным заранее, а также полностью соответствующим положениям СНиП III-18-75.
Производить сварку необходимо только после рихтовки двутавровых балок. При этом нужно добиваться толщины шва в 6 мм, не более. Используемые в процессе электроды могут быть одного из двух типов:
Хотя также в качестве современной альтернативы стоит рассмотреть сборно-разборные соединения. Они практичнее неразъемных сварных, так как позволяют быстро снять поврежденный участок полотна, а не разбирать всю линию, и произвести оперативный ремонт или срочную замену.
Естественно, при монтаже необходимо выдерживать расстояние между прижимными балками подкрановых рельсов, представленное в самой первой таблице нашего обзора и составляющее от 95 до 120 мм (в зависимости от выбранной марки). Также требуется соблюдать все остальные допуски, регламентированные ГОСТом 4121-96 и другими межгосударственными стандартами. Помните, что даже малейшее отступление от нормы способно обернуться появлением зазора или излишнего напряжения, а значит, негативно повлиять на конечную надежность крепления и общий срок его службы.
После завершения работ по установке все детали необходимо подготовить для дальнейшей длительной эксплуатации, то есть: