г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Работаем 17 лет на рынке МВСП
8 (800) 500-00-51
8 (800) 500-00-51
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00 - 17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (499) 322-02-04
г. Москва, 109012, Большой Черкасский пер., д. 6/7
Пн-Пт: 9:30-18:30 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 109, 108, 102
г. Зеленодольск, 422545, ул. Королёва, д. 28
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (937) 774-70-78
г. Зеленодольск, 422545, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 109, 108, 102
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 148
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 121
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
Заказать звонок
Телефоны
8 (800) 500-00-51
Главный офис
+7 (499) 322-02-04
Москва
+7 (937) 774-70-78
Отдел продаж
+7 (843) 212-20-29, доб. 148
Отдел персонала
+7 (843) 212-20-29, доб. 121
Бухгалтерия

Железнодорожные путевые знаки: виды, описание, ГОСТ, фото

20 фев 2024
Железнодорожные путевые знаки: виды, описание, ГОСТ, фото
Любая активно используемая ЖД-линия – это объект повышенной опасности. Поэтому рассмотрим то, с помощью чего можно регулировать движение по ней, а именно железнодорожные знаки: описание, фото, размер, ГОСТ и другие их особенности сегодня будут под прицелом нашего внимания.
Сразу отметим: они не просто востребованы, а необходимы к применению – для защиты здоровья служащих станций, пассажиров поездов, населения, для обеспечения нормальных условий грузоперевозок, для бесперебойной работы и эффективной эксплуатации полотна, для маркировки границ.

Добавим, что существует огромное их разнообразие: одни о чем-то предупреждают, другие – привлекают внимание, третьи – призывают. Мы рассмотрим все их группы, но сначала взглянем на то, что определяет правила их использования.

Содержание:
  1. Документы и регламенты
  2. Классификация
  3. Содержание Ж/Д знаков
  4. Места и специфика установки

Документы и регламенты

док.jpgОни регулируют ЖД-сферу в целом и актуальны по всей территории РФ, в том числе и в западных, восточных, северных, южных регионах, а также в Санкт-Петербурге и Москве.
Согласно им, любое российское промышленное предприятие, эксплуатирующее железнодорожные пути необщего пользования в процессе своей деятельности, с 2012 года обязано ориентироваться на ПТЭ РФ. Конкретно – руководствоваться приложением №7 и содержащейся в нем Инструкцией. Она систематизирует совокупность визуальных и звуковых сигналов, определяющих действия сотрудников ЖД-участка, а также описывает те приборы, которые подают данные сообщения.
Все параметры знаков – размеры, форма, надписи на них, шрифт букв и цифр – устанавливает ГОСТ 8442-65, на его положения и нужно ориентироваться.

Классификация

Используемые сегодня указатели, в соответствии с действующими стандартами, можно разбить на такие группы:
  • путевые – километровые, пикетные – отмечающие расстояние или что-то, что с ним связано;
  • сигнальные – очень обширная категория, в свою очередь, выделяющая постоянные и временные, переносные и предупредительные; большинство из них крайне актуальны для ЖД-линий, и поэтому будут отдельно рассмотрены ниже;
  • особые – говорят о границах полосы отвода, о наступлении наивысшего горизонта вод, о наличии скрытых сооружений в верхних слоях земляного полотна и тому подобных нюансах;
  • предупредительные – обычно размещаются в точках переездов, объясняют правила подачи свистка и так далее.
Прежде чем переходить к подробностям, отметим, что совершенно отдельную группу составляют столбики, которых два вида.

Первый – километровые: они устанавливаются справа от дорожного полотна, причем обязательно в сторону движения, и отсчитывают расстояние. Почти полностью выкрашены серым – только верхняя и нижняя части у них черные – и обладают плоской белой табличкой, на которой проставлена хорошо заметная отметка о количестве преодоленных км.

Второй – предельные: их монтируют, чтобы показать, что это крайние точки для парковки состава, и для упрощения переходов с одной ветки на другую – по центру междупутий, с четко определенным межосевым расстоянием, зависящим от вида полотна; для перегрузочных линий это 3600 мм, для станционных – уже 3810 мм, для перегонов – 4100 мм.

Теперь сосредоточим внимание на самых актуальных указателях.

Переносные сигнальные знаки железнодорожного транспорта

Переносные сигнальные знаки железнодорожного транспорта.jpg

Уже из названия понятно, в чем их основная особенность – их можно использовать на нескольких объектах, меняя место их монтажа по мере необходимости. Для этого предусмотрена облегченная конструкция и возможность надежного закрепления на обычном железном шесте (а не на бетонном столбе).

Используются они в самых разных случаях:
· чтобы показать, что на конкретном участке необходимо временно снизить скорость до определенной отметки;
· чтобы оградить точку проведения ремонтных работ;
· чтобы подчеркнуть, что впереди препятствие.

Для каждой решаемой задачи – свой вид, форма, цвет и надпись. Например, зелено-белый «С», выглядящий как перевернутая U, сложно спутать с прямоугольным «Стоп» или круглым черно-белым «Начало опасного места». Полные их комплекты обычно хранятся на станциях – на стойках возле путевых домиков, – чтобы каждая смена могла воспользоваться ими по мере необходимости и подать любую нужную команду.

Предупредительные сигнальные знаки

1582791016_4.jpg


Опять же, уже из их названия ясно, зачем они нужны – чтобы своевременно давать представление о чем-либо. Кого они должны оповещать? Машиниста локомотива, рабочих, выполняющих ремонт колеи, даже переходящих ЖД-полотно людей – все зависит от ситуации и точки их установки.
Могут быть как переносными, так и постоянными, как с отражателями (рассчитанными на плохую видимость), так и без них.

Их следует размещать:
  • перед мостами, ЖД-переездами, тоннелями, участками разборки/укладки полотна – монтируется «С», то есть «подача свистка»;
  • на линии необщего пользования – там, где определит владелец инфраструктуры и разрешит специальная комиссия – «Остановка локомотива»;
  • на электрифицированных рельсовых нитях, перед нейтральной вставкой и после нее – «Отключить/Включить ток» соответственно;
  • в точках окончания зоны действия контактного провода – «Конец контактной подвески»;
  • на частной колее, в зонах смены веток – «Переход на боковую/центральную сеть»;
  • на станционных платформах для пассажиров – «Остановка первого вагона».

Временные сигнальные знаки

вап.jpg

Их основная особенность отражена в названии – они предупреждают о событии, проблеме или еще о чем-то, что актуально в течение какого-то ограниченного срока. Чтобы стало понятнее, давайте разберем, где и когда они устанавливаются.

Итак, их располагают:
  • в тех местах, по которым состав должен проезжать только с опущенными токоприемниками (во время срочного или планового ремонта, в случае обнаружения неисправности и тому подобное) – «Подготовить/опустить/поднять токоприемник»;
Если рассмотренная сейчас колея двухпутная, и какие-то работы ведутся только по одной линии, а у второй (на которую обустраивается съезд), нет контактной сети, указатель необходимо поставить на расстоянии 100 м и более от проблемной точки. Обнаруживший данную неисправность сотрудник станции должен отойти как минимум на 500 м навстречу поезду и подавать ручной сигнал машинисту. Днем ему следует поднять левую руку вертикально и совершать горизонтальные движения правой, ночью – еще и вооружиться фонарем для заметности. В свою очередь, водитель движущегося состава обязан отреагировать оповещением, показав таким образом, что он все принял и понял.
  • в местах работы снегоочистителей, в том числе и скоростных, требуется установить «Поднять/Опустить нож, закрыть/открыть крылья» перед и после препятствия соответственно; при этом, если преград две, и они расположены подряд, необходимо повесить сразу два указателя, один над другим.
Если знаки безопасности на железнодорожных путях снабжены отражателями, те должны быть выполнены из прозрачного стекла, хотя в отдельных случаях допустимы и просто белые элементы.

Постоянные

1582791308.jpeg


Как следует из названия, они предупреждают о чем-то, что всегда актуально на данном участке полотна. Располагать каждый из них нужно на отдельном столбе – для максимальной заметности – или на опорах контактной сети (при электрификации это допустимо). Порядок и точки монтажа определяют эксперты комиссии, а утверждает начальник ЖД-линии.

В общем случае их устанавливают:
  • в тех местах, где полотно пересекает газо- или нефтепровод – вешают квадратную табличку «Газ» или «Нефть» соответственно, и машинист уже должен соблюдать бдительность при проведении состава;
  • на отрезках опробования автотормозов – «Начало/конец торможения» при открытии/закрытии таких зон;
  • на участках токораздела – «Опустить/поднять токоприемник» на входе и выходе соответственно;
  • при использовании опор, ограничивающих воздушные промежутки – их маркируют «зеброй» из 4 черных и 3 белых полос, нанесенных горизонтально;
  • в местах, дальше которых запрещено останавливать поезд, в балластный слой вкапываются предельные столбики (мы уже упоминали их выше); внимание, по своей окраске они обязаны отличаться в зависимости от линии (на главных нитях – одни, на второстепенных – другие);
  • на участке, требующем прохода со сниженной скоростью из-за размыва подушки или незначительного повреждения элементов ВСП, – «Начало/Конец опасного или размывного места»;
  • в пунктах остановки на двух- и многопутных линиях – «Граница станции»;
  • а также на подъездах и в других похожих случаях. Цвета на всех указателях должны быть контрастными и заметными издалека, поэтому их обычно выполняют черно-белыми, с темными надписями на светлом фоне.

Железнодорожные предупреждающие знаки

железнодорожные путевые знаки.png

Рассмотрим подробнее группу, рассчитанную не на машинистов поездов или служащих станции, а на прохожих и водителей автомобилей, мотоциклов и другого транспорта.

Итак, это:
  • «ЖД-переезд со шлагбаумом» – размещается за 150-300 м (а в населенных пунктах – за 50-100 м) от той точки, в которой можно пересечь колею на машине. Но даже в ней нельзя совершать обгон, разворачиваться, останавливаться, сдавать назад, провозить ТС в нетранспортном состоянии. Нарушение этого правила карается – от штрафа до лишения прав.
  • «ЖД-переезд без шлагбаума» – требования к установке те же, что и в предыдущем случае, к поведению за рулем тоже, вплоть до санкций.
  • «Однопутная железная дорога» – монтируется прямо перед переездом и только тогда, когда полотно действительно лишь одно; пересекать рельсовые нити вне этого участка не разрешается, равно как проезжать по нему при опущенном или закрывающемся шлагбауме, или при отрицательном сигнале светофора или дежурного.
  • «Многопутная ЖД» – условия размещения аналогичны предыдущему случаю, с той лишь разницей, что колей в данном случае может быть от 2 до 5 и более. Важно соблюдать те же правила и помнить, что пренебрежение ими грозит штрафом или лишением прав сроком до полугода.
  • «Приближение к переезду» – располагается в непосредственной близости к объекту, в 150-300 м вне населенного пункта или в 50-100 м в его черте, справа или слева от вектора движения.
И отдельно следует выделить еще две группы, первая из которых – это указатели, предупреждающие по главному признаку. Они исполняются в виде желтого треугольника с пиктограммой и коротким словесным пояснением. Например, знак с изображением Железнодорожного Поезда говорит: «Берегись локомотива», а если на нем будет изображена машина, то уже «… автомобиля», если тележка, то «… цехового транспорта», а если молния, то «… контактного провода».

Во второй категории собраны предупреждения, связанные с непроизводственным (косвенным) травматизмом. Те, которые свидетельствуют о явной опасности, заключаются в красный прямоугольник, те, что призваны обратить внимание на что-либо – в синий. В центре – изображение и надпись, допустим, вагон и слова «Скоростное движение». В числе других вариантов сообщается о рисках посадки в состав на ходу или о езде на крышах или подножках, о важности соблюдения дистанции до колеи на станции или переходе и о других нюансах.

Запрещающие знаки

железнодорожные знаки для машинистов.jpg


Они, если можно так выразиться, предупреждают в максимально категоричной форме, когда есть вероятная угроза жизни или здоровью, а также сохранности каких-либо объектов. Согласно ГОСТу 12.4 026-2001, выполняются в виде белого круга с красным ободком, перечеркнутой полосой, пиктограммой.
Могут не разрешать подниматься на крышу, открывать двери при поднятом токоприемнике, поднимать, перемещать, складывать грузы, а также стоять под ними во время транспортировки. Рисунки и надписи помогут сориентироваться, о чем говорит каждый из них.


Предписывающие

1582791992_10.jpg


Это своего рода подсказки, напоминающие, как поступать в тех или иных ситуациях. Допустим, рассказывающие машинисту о том, что ему нужно подать звуковой сигнал, а рабочем ремонтной бригады – о том, что ему следует использовать расцепный рычаг.

Такие знаки безопасности на железнодорожном транспорте, на станции или непосредственно возле ЖД-полотна можно встретить повсеместно, и они хорошо заметны, так как оформлены в виде белых прямоугольников с синей рамкой, пиктограммой или кратким словесным пояснением в центре. Это своего рода рекомендации, к которым лучше сразу прислушаться.

Указательные

1582792080_11.jpg

Они обращают наше внимание на что-либо, помогают нам сориентироваться. Например, сообщают направление к служебному проходу или ближайшему укрытию или показывают, что неподалеку находится хранилище чалочных приспособлений или пункт приема пищи.
Согласно ГОСТу 12.4 026-2001, оформляются в виде прямоугольников размером 300 на 300 и 400 на 400 мм, с узкой красной (наиболее важные) или широкой голубой (стандартные) рамкой. На белом фоне по центру либо пиктограмма, либо ключевые слова – ничего нового.


Содержание Ж/Д знаков

Актуальные правила содержания всех используемых указателей предписывают периодически их проверять, убеждаясь, что они:
  • качественно смонтированы, надежно закреплены и не упадут под воздействием непогоды или других внешних факторов;
  • находятся в хорошем состоянии – без явных повреждений, визуально и фактически исправные;
  • остаются отлично видимыми и сразу заметными даже в условиях тумана или сумерек.
В случае обнаружения какого-либо несоответствия следует снять указатель со столба (или другой опоры, на которой он был размещен) и озаботиться вопросом его восстановления или ремонта. Его нужно почистить и подкрасить, выправить крепления. Если же это невозможно или нецелесообразно, следует просто заменить его на новый.


Места и специфика установки

Места и специфика установки.jpg


  • Сигнальные путевые знаки и сигналы безопасности для машинистов железнодорожного движения располагают на главных ЖД-линиях, причем именно справа – по направлению езды составов и для удобства отсчета километров.
  • Предельные столбики вкапывают в балластный слой на переводах и в точках соединения полотен.
  • Особые указатели наличествуют в местах со скрытыми сооружениями и на границах полос отвода.
Любая более-менее популярная ветка хорошо загружена и может даже эксплуатироваться непрерывно. Это значит, что большинство колей требуют особенно ответственного подхода, как к укладке элементов ВСП, так и к их последующему обслуживанию. А также предполагают установку всех необходимых указателей, чтобы использовать данную линию можно было просто и безопасно.

Изучите картинки железнодорожных знаков: запрещающие, предупреждающие, безопасности, Тупик, Свисток, Станция, Поезд и другие. Познакомившись с ними, вы убедитесь, что они понятные и заметные. И любые из них по вашему заказу сделают специалисты компании «ПромПутьСнабжение», обращайтесь.
Читайте также