г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Работаем 17 лет на рынке МВСП
Девиз компании
8 (800) 500-00-51
8 (800) 500-00-51
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00 - 17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (499) 322-02-04
г. Москва, 109012, Большой Черкасский пер., д. 6/7
Пн-Пт: 9:30-18:30 Cб-Вс: Выходной
+7 (937) 774-70-94 (зав. склада Хорошев Константин Николаевич)
г. Зеленодольск, 422545, ул. Королёва, д. 28
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (937) 774-70-78
г. Зеленодольск, 422545, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 109, 108, 102
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 148
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 121
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
Заказать звонок

Стрелочные переводы на ЖД путях: что это такое, схема железнодорожной стрелки

26 янв 2024
Стрелочные переводы на ЖД путях: что это такое, схема железнодорожной стрелки
Ключевую роль при эксплуатации транспортной линии играют не только опорные или направляющие, но и переходные узлы. Они заслуживают подробного рассмотрения, поэтому предлагаем взглянуть, что такое стрелочный перевод: сразу скажем, что это конструкция с важным предназначением, так что просто необходимо проанализировать ее особенности, а также проблемы или неисправности, которые могут появляться в течение ее активного использования. Максимум внимания к деталям – для верного выбора в процессе проектирования и правильных решений при строительстве.

Актуальность данного устройства сложно переоценить – для современных ВСП оно обязательно, так как благодаря ему пассажирские и промышленные составы успешно проходят через разъезды и обгонные пункты, принимаются на станциях, отправляются с начальных точек маршрутов. Его наличие – залог оптимизации логистики: благодаря ему серьезные расстояния преодолеваются быстрее и с меньшими рисками возникновения аварийных ситуаций.

Содержание

  1. Железнодорожный стрелочный перевод: схема, типы, элементы, неисправности
  2. Классификация, подразделения, из чего состоит такая конструкция на ЖД-путях
  3. Основные элементы
  4. Как обустраивают стрелочный перевод
  5. Терминология
  6. Частые из возможных неисправностей

Железнодорожный стрелочный перевод: схема, типы, элементы, неисправности

По своей сути, это конструкция, размещаемая на укороченных шпалах, деревянных или ЖБ (кроме размеров, они по следующим своим параметрам идентичны стандартным опорным основаниям). Ее установка и эксплуатация помогает решать ключевые практические задачи:

  • объединять несколько соседних колей;
  • разветвлять общую линию на 2-3 рядом идущих (и отходящих от соседнего все дальше);
  • стыковать пересекающиеся или параллельные полотна.
С помощью этих узлов ВСП сокращают затраты времени и средств при прокладке транспортной сети, делают ненужными окружные маршруты. Благодаря им локомотивы, вагонетки быстрее приезжают из начала в конец.


маршруты

  И еще пара слов о базовых определениях (остальные, более подробно – в разделе «Терминология»). Часто понятия «ЖД-стрелка» и «стрелочный перевод» используют как слова-синонимы, и это по-своему правильно, если подразумевать конкретно установленную систему. Но если рассматривать вопрос с точки зрения конструкции, то первая является основным функциональным элементом второго и отвечает за непосредственное переключение.

Классификация, подразделения, из чего состоит такая конструкция на ЖД-путях

Сегодня разделение осуществляется по ряду параметров, среди которых:

  • число и характер размещения; 
  • вид переходных систем; 
  • вариант крепления рамных рельсов;
  • марка крестовины.
Второстепенные нюансы тоже важны: нужно обращать внимание на поперечные связи с остряками, балластный слой, наличие/отсутствие подкладок, колесную пару, нагрузку от проезжающих поездов. Главное – выбрать такое устройство, направляющие металлоконструкций которого будут надежно сцепляться с подвижными частями транспорта, иначе повысится риск сходов и возникновения аварийных ситуаций.

На какие виды подразделяются

Стрелка на железной дороге может быть:

Одиночная – после нее единая колея разветвляется на две, причем какого-то из следующих типов:

  • обычная – с как минимум одним полностью прямолинейным вектором; 
  • с отходом обоих направлений под равными радиусами и углами, что минимизирует R кривой и габариты самого переходного механизма; 
  • асимметричная – у нее ветки идут в стороны, либо смотрят в одну, но под другим углом.
Двойная – 2 ее линии лежат по соседству, а сам путь после нее разделяется на 3. 

пример


  Она бывает:

  • симметричная – с парой идентичных отрезков и третьим прямым, за счет чего часто так прозван на профессиональном жаргоне – «тройник»;
  • асимметричная – с 3 разными отклонениями и/или векторами.
Перекрестная – устанавливается там, где две колеи пересекаются, бывает следующих типов:

  • одиночная – у нее по два остряка и переводных узла, обеспечивающих 4 полотна, по каждому из которых транспорт едет прямо, а по 2 из них – в том числе и с поворотом;
  • двойная – обладает уже четырьмя комплектами, с 2 контролирующими системами и 4 крестовыми пересечениями (2 тупых и столько же остроугольных); из-за специфической конфигурации прозвана «крокодилом», также иногда называется «американкой».

Основные элементы

план

Элементы одиночного обыкновенного стрелочного перевода

чертеж


Состав

Его конструкция включает в себя:

  • рамные рельсы – двутавровые жд профили, воспринимающие нагрузки от проезжающих поездов;
  • остряки стрелочного перевода, соединенные тягами – прокатные изделия специального профиля, меняющие вектор движения за счет отклонения;
  • переводной механизм – переключает положение участков, может быть как электрическим, так и механическим;
  • крестовина – металлоконструкция, осуществляющая переезд колес между колейными нитями;
  • контррельсы – направляют гребни в нужные желоба, помогая без проблем пройти опасное место от горла (между гранями усовиков) до сердечника;
  • брусья – требуются для скрепления металлических деталей, обеспечивают достаточную жесткость и устойчивость (и вертикальную, и горизонтальную).


траектории

Как обустраивают стрелочный перевод

Делается это следующим образом:

  • прорисовываете разметку – указываете расположение фундаментных угольников и просверливаете отверстия для болтов;
  • осуществляете монтаж изолирующих серег и всех трех тяг;
  • проводите проверку работоспособности (электропривода и подключенных к нему узлов) – путем переключения курбеля;
  • завершаете подготовку к эксплуатации – загибаете стопоры, шплинтуете крепеж, делаете фартук и закрутки;
  • красите двигатель черным, наносите маркировку на его крышку, ставите сбрасыватель на размыкание (по умолчанию).
Чтобы переставить транспорт с основной колеи на запасную или наоборот, нужно перевести железнодорожную стрелку, устройство и фото которой мы рассмотрели в разделе, посвященном ее составляющей. Она может находиться в двух позициях: в одной подвижные участки будут образовывать зазор под колесный гребень справа, в другой – слева. Так выбирается полотно, по какому направится локомотив. Чтобы движение было максимально безопасным, остряки замыкаются специальным механизмом – закладкой.


линии

Функциональные особенности


Ключевую функцию выполняет также управление таким переключателем (от него даже зависит характер проезда). Есть два варианта:

  • автоматический (централизованный) – чтобы изменить положение, дежурный жмет кнопку на пульте;
  • мануальный – перевод ручной стрелки осуществляется работником лично.
Переводные отрезки перемещаются разными способами, но по идентичному принципу. Один плотно прилегает к рамному рельсу, тогда как второй – с определенным зазором от него отходит. Качество контакта и выдерживаемую дистанцию механически контролирует закладка, и она же выполняет роль фиксатора, защиты от случайного срабатывания.

Тяги тоже важны, так как помогают удержать прокатные изделия в заданной позиции и переменить ее тогда, когда это необходимо. Переключаться они могут как через одну – такие называются короткими, специального назначения, – так и через две-три – пологие.

Все подвижные участки с двумя концами: толстым корнем (зафиксирован) и тонким острием (в движении). Но в каком бы положении они ни находились, в процессе перемещения транспорта конструкция испытывает комбинированные нагрузки.

Терминология

Продолжая рассматривать, из чего состоит стрелочный перевод на ЖД-путях, дополнительно уделим время ключевым практическим особенностям элементов стрелки. Также обратим ваше внимание на колёсные пары и другие термины.

Крестовое пересечение рельсовых направляющих

Главное, какая у нее марка: на дорогах СНГ подавляющая доля у 1,11 – усиленной, литой, сравнительно гибкой. Благодаря этому материала сердечник делают перемещающимся, обеспечивая возможность его плотного прилегания к рамным рельсам при воздействии. Данное конструктивное решение позволяет поддерживать высокое качество полотна для движения колес на скоростях до 160 км/ч ( на прямых отрезках линии). Для боковых и ненапряженных колей актуальна 1,18, с которой поезд может ехать 80 км/ч без повышения риска появления аварийной ситуации – если ВСП в отличном состоянии, без повреждений или других неисправностей, сход практически исключен.

Посмотрите, как выглядит крестовина стрелочного перевода, фото ниже дает наглядное представление.


дорога

Переводной механизм

Переключает устройство стрелки на ЖД-путях по схеме из одного рабочего положения в другое автоматически, либо вручную. В первом случае – с помощью электропривода, либо дистанционно, с пульта управления (централизованная система). Двигатель может быть любым, не обязательно врезным, но наиболее популярны серии СПГ и СП, с нераздельным ходом, синхронно перемещающимися линейками, обеспечивающими чуткий контроль, замыкающим шибером. Во втором варианте потребуется затратить физическую силу: кому-то из обслуживающего персонала железной дороги придется вовремя потянуть за рычаг.


образец

Колесная пара

Подвижные части локомотивов и вагонов также важны для обеспечения безопасного переправления, как организация ВСП, поэтому заслуживают внимания. Все колеса обладают гребнем – специальным наростом, обеспечивающим сцепление с полотном дороги. Благодаря ему в нормальных условиях езды нет соскальзывания с колеи в какую-либо сторону (наружу или внутрь) – транспорт надежно удерживается и перемещается в заданном направлении. При повреждениях обода качество контакта ухудшается, что оборачивается повышением риска возникновения аварийной ситуации.


вагон


схематическое изображение


Съезды

Часто используемые соединительные элементы, отличающиеся несколькими вариантами расположения относительно соседнего:

  • обычные – с парой одиночных переходов и путем, лежащим между остряками стрелки;
  • перекрестные – двойные, с 4 ветками и 1 тупиком, широко применяются тогда, когда нельзя проложить 2 обыкновенных, к примеру, когда на местности для этого недостаточно ровных участков;
  • сокращенные – подвид предыдущих, но способные переключить направление под острым и даже под прямым углом. В первом случае представляют собой конструкцию из четырех крестовин (2 из них тупые), сделанных из стали 2,9 и 2,11 марок.

Фото обыкновенной развилки

система

Стрелочная улица

Под данным термином подразумевается совокупность последовательных переходов, служащих одной цели. В ситуации со стрелками РЖД схемы и разновидности таких магистралей (еще одно встречающееся название) следующие:

  • Простые – протяженные, с разнесенными на значительные расстояния осями. Удобны в обслуживании, легко просматриваются даже издалека, но очень длинные, занимают много места, поэтому используются только на крупных разъездах.
  • Неконцентрические (веерные) – все их кривые участки укладываются с одинаковым радиусом. Применяются, чтобы увеличить междупутья главного маршрута, правда, при их монтаже необходимо выполнить значительные земляные работы.
  • Сокращенные – уменьшают количество отрезков, но также снижают маневренность проезжающего транспорта. Поэтому актуальны там, где не так важна скорость, на складах, базах, грузовых площадках.
  • С крестовиной под двойным углом – с ними зона централизованных и ручных стрелок железнодорожных становятся короче (по своей общей длине), качество движения при этом не ухудшается. Нашли свою нишу на объектах с большим количеством колей: это горловины пунктов приема-отправки и сортировочные узлы.
направления

Зима

В холодное время года, в условиях низких температур следует защитить транспортную сеть от влияния осадков. Для этого следует регулярно очищать все участки пути, в том числе и переходные, от снега и оледенения. Также нужно принять все меры по предотвращению заносов – для этого стоит:

  • высадить лесополосу параллельно трудным местам полотна – деревья будут естественной преградой;
  • монтировать в проблемных точках передвижные щиты или поставить ЖБ-заборы.
С уже наметенными сугробами борются при помощи уборочных машин из серии СМ (модели 2М, 4М и 7М) или очистителей СДП-М2. Для защиты стрелки (с подвижным сердечником и со стационарным) устанавливают пневматические обдуватели с дистанционным управлением или, реже, электрические и газовые обогреватели.

Песок

Если колея проложена в районе пустыни, ее следует защитить от разрушительного воздействия жары, слабого грунта, пыли, заносов. Балластный слой и элементы ВСП в таких условиях важно правильно закрепить – зелеными насаждениями, покрытием из суглинка (полимерной суспензии, битума или иного подходящего материала) или возведением защитных сооружений.

Проанализировав все варианты, обычно создают лесополосу – деревья, кустарники и даже травы упрочат опорную подушку, окажут самое положительное влияние на микроклимат, внесут эко-нотку в окружение.

Частые из возможных неисправностей

 Под действием комплексных нагрузок на практике возникают следующие проблемы:

  • излом усовиков и/или рамных металлоконструкций;
  • разрыв болта контррельсов;
  • отставание остряков на 4 мм и более и/или их понижение хотя бы на 2 мм;
  • выкрашивание подвижных узлов и/или их разъединение с тягами;
  • вертикальный износ любого из названных составляющих.
Как только появляется хотя бы одна из данных поломок, переходной участок следует закрывать вплоть до исправления ситуации, так как дальнейшая эксплуатация небезопасна и грозит зажатием колес транспорта во время движения, сходом составов, а значит и авариями.

Наиболее распространенные неисправности

график



Надеемся, что теперь, когда вы увидели устройство, схему и даже фото стрелочного перевода, а также близко познакомились с его элементами, принцип его работы стал максимально понятен. 

Также вы можете посмотреть видео.



  Если у вас остались какие-то вопросы, смело задавайте их специалистам компании «ПромПутьСнабжение» – они и консультацию предоставят, и нужные для ЖД-объекта детали помогут заказать.
Читайте также