В рамках регулярного обслуживания железнодорожного полотна нужно своевременно удалять изношенные и деформированные секции направляющих металлоконструкций. И мы хотим рассказать, как это сделать: как распилить рельсу в промышленных или даже в гаражной (домашней) обстановке, что за способ резки выбрать, каким инструментом воспользоваться, что за условия соблюдать в процессе и так далее.
Естественно, методов хватает, и они различаются между собой затратами сил и времени, степенью безопасности, удобством, экономичностью, широтой подключения вспомогательных средств и целым рядом других нюансов. Поэтому важно выбрать тот из них, реализовать который будет максимально просто конкретно в вашей ситуации.
Но всегда ли вообще необходимо выполнять подобный вид работы? И разве дело ограничивается только плановым ремонтом и модернизацией ЖД-линии? Существуют и бытовые ситуации, в которых может быть актуальна данная операция, и о них мы тоже расскажем.
Содержание
При обслуживании железнодорожного полотна ее проводят тогда, когда нужно срочно восстановить геометрию колеи, чтобы успеть пустить по ней поезд (или другой важный транспорт) и не допустить задержек или смещений в графике движения. В таких обстоятельствах стандартный демонтаж займет слишком много времени, особенно если износились сразу несколько соседних двутавровых балок – легче вырезать их целой секцией, чем снимать по одной.
Или обратный пример: металлоконструкции укладываются в ЖД линию, и, как оказывается, превышают необходимую длину пути. Что делать, оставить их в таком виде? Это невозможно тогда, когда в той точке, в которой они должны заканчиваться, требуется установить какой-то другой элемент. Поэтому лишнюю часть следует просто срезать.
В быту также есть свои случаи, допустим:
Вы строите дом, используя двутавровые балки в качестве опорных конструкций, и видите, что они слишком габаритные и выходят в смежное помещение, выступая на метр-два, из-за разницы в уровне пола. Нужно ли их укорачивать? Да, безусловно – в целях безопасности, надежности и эстетизма важно, чтобы они шли вровень со стеной.
Вы запланировали возвести гараж, баню или другую приусадебную постройку на участке, или организовать водоснабжение теплицы. Начинаете рыть землю и обнаруживаете 25-метровую двутавровую балку из металла, зарытую ранее. Что с ней делать? Она слишком тяжелая и габаритная, чтобы вывозить ее целиком, ее следует разделить на несколько частей.
Другие, похожие случаи тоже возможны, и нужно уметь находить оптимальное решение для каждого из них. Для этого необходимо знать, что за методы вообще бывают, какие из них достаточно удобны и в бытовых условиях, и при обслуживании подъездного пути завода, и на обычных ЖД-линиях. К рассмотрению актуальных вариантов мы как раз и переходим.
Металлоконструкции используются уже не первое столетие как для организации систем железнодорожного сообщения, так и в быту. И за это врем было придумано немало вариантов их укорачивания как подразумевающих использование передовой техники, так и максимально простых. На совсем уже дедовские мы не будем обращать внимание, лучше выделим пятерку не вызывающих сложностей в реализации и сохраняющих свою актуальность.
Метод был самым популярным в первой половине XX века, да и во второй тоже использовался – пока не появились более удобные и совершенные приспособления. Внимание, при его осуществлении прикладывается усилие на разрыв, и в этом секрет его эффективности.
Итак, как разрезать рельсу в этом случае: нужно положить ее края на пару опор и разместить цыганскую (или другую достаточно толстую) швейную иглу на расчетном месте излома и поперек профиля. После чего взять кувалду и ударить в именно в эту точку, только сильно и точно. В результате такого узконаправленного воздействия двутавровая балка окажется разрублена на 2 части.
Преимущества:
вопрос решается быстро;
в ход идет минимум инструментов, достать которые не проблема;
задачу может выполнить один человек, помощники не требуются даже теоретически;
при должной сноровке вероятность получить травму крайне мала.
Недостатки:
определенный опыт все-таки необходим – хотя бы для того, чтобы с одного удара попадать ровно туда, куда следует;
если неудачно пробить несколько раз, неумело обращаясь с кувалдой, есть риск повредить целостность профиля, части которого подлежат дальнейшей эксплуатации и поэтому обязаны быть без деформаций;
линия разруба может быть с неровными краями или вообще кривой, и тогда ее придется дополнительно обрабатывать.
В силу этих своих минусов метод стал применяться гораздо меньше после появления более совершенных технологий и современного оборудования. Но прежде успел дать рождение еще одному способу, также заслуживающему внимания.
Пожалуй, нельзя сказать, что это именно то, чем режут рельсы сегодня или распиливали их раньше, ведь характер воздействия в данном случае тоже ударный (как в предыдущем). Главное, что есть результат – сравнительно простое разделение двутавровой балки на несколько частей.
Для этого нужно положить металлоконструкцию на опоры – так же, как в прошлой ситуации, головкой вниз. Далее, необходимо сделать неглубокие насечки (1-2 мм) по всей длине профиля – тут как раз и понадобится зубило вместе с киянкой. Ну а после следует вооружиться кувалдой и ударить по этим точкам, в которых и произойдет раскол.
Преимущества:
уже не требуется игла (а ведь это мелкий предмет, который достаточно легко потерять);
из одной двутавровой балки можно получить сразу несколько отрезков;
для реализации задачи не нужно привлекать кого-либо еще, и даже в одиночку работа выполняется с высокой степенью безопасности.
Недостатки:
точность удара все так же важна – необходимо уметь попадать в конкретные места;
вместо одной неровной линии разруба, можно получить сразу несколько – с каждой стороны отделенной заготовки;
еще выше вероятность нарушить целостность профиля и спровоцировать развитие трещин – как раз по насечкам.
Именно этот метод стал наиболее популярным после Великой Отечественной войны – настолько, что даже проложенный благодаря ему путь стали называть «рубкой». Почему? Потому что полотно было собрано из множества отрезков разной длины. Тогда работники советских железных дорог не особенно задумывались над тем, как быстро распилить рельсу, специально поврежденную немцами при отступлении. Они просто выбивали те фрагменты и секции, которые еще годились для повторной эксплуатации.
Правда, технология тогда была несколько другой. Насечек по всему периметру не делали, вместо этого наносили один или два-три удара (в зависимости от того, сколько заготовок требовалось или можно было получить), но зато по наиболее уязвимым местам. Для повышения эффективности били по «холодному» профилю, то есть рано утром.
Таким образом компенсировали дефицит поставок двутавровых балок для укладки новых и ремонта старых ЖД-линий. Стыки на колее устраивались в произвольном порядке, в ускоренном темпе, зачастую даже из разных типов и сортов металлоконструкций. В таком виде отдельные ветки путей использовались вплоть до 90-х годов ХХ века, пока их постепенно не модернизировали.
Вот чем перепилить рельсу вполне реально, хотя и не сказать, что так уж быстро и просто – способ достаточно трудоемкий.
Для его реализации, кстати, особенно важно верно выбрать инструмент, к качеству исполнения которого предъявляются следующие требования:
удобная ручка, ориентированная именно вертикально, а не горизонтально, с небольшим наклоном по направлению «от себя»;
зубцы расположены в ту же сторону и для большей долговечности обладают специальным напылением;
полотно соответствует твердости и плотности двутавровой балки.
Отдельно отметим, что в процессе работы важно обеспечивать максимальную площадь контакта кромки инструмента с поверхностью профиля.
Теперь подробно рассмотрим, как распилить рельсу ножовкой. Сначала нужно положить металлоконструкцию на достаточно ровное горизонтальное основание. Затем потребуется сделать насечку, если необходимо, чтобы срез был точным. После чего по этой метке следует выполнить прорези прямо до шейки, сразу с обеих сторон. И, наконец, подложить упор в этом месте и аккуратно, но сильно ударить по нему кувалдой, разделив.
В качестве альтернативы молоту можно взять обработанную двутавровую балку грузозахватным устройством манипулятора (крана или другой спецтехники) и сбросить ее с высоты. Хотя это менее «чистый» способ.
Преимущества:
получить бытовую или производственную травму практически невозможно из-за высокой степени безопасности метода;
инструмент стоит недорого, а дополнительного оборудования не требуется (с учетом того, что применять погрузчики, манипуляторы и другую спецтехнику нецелесообразно);
выполнение всех технических операций сопровождается сравнительно низким уровнем шума.
Недостатки:
приходится прикладывать физические усилия, причем значительное время – в течение часа или даже дольше;
конечное качество получившегося в результате торца зависит от мастерства работника – возможно, после потребуется проводить еще и шлифовку;
на разделение одной двутавровой балки тратится от 3 до 7 полотен, зубцы которых истираются.
Вот чем можно распилить рельсу сравнительно быстро и без труда. Важно только соблюсти технологию и верно выбрать диск: практика показывает, что диаметр в 150 мм вполне справится с наиболее распространенными профилями, причем не только с Р50, но и с Р65 или Р75.
Общий алгоритм метода похож на уже вышеописанные: укладываете металлоконструкцию на горизонтальное основание, делаете насечки на подошве, выполняете прорези по шейку, ударяете кувалдой (да, без нее снова не обойтись).
Преимущества:
высокая степень оперативности – задача решается буквально за 5-10 минут и, при достаточном опыте, без существенных физических усилий;
эффективность – поверхность торцов получается ровной, и это одна из важнейших причин, почему стоит взять болгарку, решая, чем распилить рельсу;
расходные материалы практически не тратятся, разве что диски стачиваются и тупятся со временем.
Недостатки:
болгарка стоит сравнительно дорого, поэтому, если ее еще нет в хозяйстве, придется потратить сумму от нескольких тысяч (естественно, на современную модель);
во время выполнения работ такое оборудование достаточно сильно шумит;
при осуществлении операций неизбежно образуется грязь и появляется пыль, во все стороны летит стружка – способ в буквальном смысле не самый чистый, а значит не всегда удобен в домашних условиях;
диск может быть «зажеван» или «закушен», от летящих искр следует защищаться маской – это далеко не самый безопасный метод, поэтому пользоваться им должен человек, умеющий обращаться с техникой вообще и с болгаркой в частности.
Это способ больше для профессионального, чем для частного применения как минимум, потому что оборудование рассчитано на высокую производительность и большие объемы работ. Покупать его для разделения 1-2 металлоконструкций на составные части не имеет экономического смысла. Такое оборудование востребовано на железнодорожных путях самой разной загруженности и применяется в тех случаях, когда необходимо вырезать и заменить часть полотна в срочном порядке, не сбивая проезжающие поезда с их графика.
устанавливаете технику ножовочным полотном на металлоконструкцию, внимание, закрепленную на шпалах;
фиксируете на двутавровой балке при помощи специального захвата;
жмете на кнопку, и аппарат начинать делать пропил, причем со значительным усилием, прикладываемым в точке контакта.
Чтобы увидеть разницу между станками, достаточно познакомиться с их характерными свойствами. Предлагаем сравнить два популярных их варианта.
РМ5ГМ – в числе его особенностей:
значительная длина ножовочного полотна – 400 или даже 450 мм, – обеспечивающая большую площадь контакта;
есть функция гидроприжима, позволяющая проводить разгрузку на обратном ходу и обеспечивать высокую производительность на прямом;
в наличии также захват, помогающий инструменту двигаться по четко заданной траектории.
Если вы, задаваясь вопросом о том, чем разрезать рельсу, отдаете предпочтение этой модели, рассчитывайте на среднее время распила в 11 минут. И это достаточно габаритный аппарат: при размерах 1465 на 505 на 460 мм он не очень-то подходит для мастерской в гараже.
Второй вариант – Husqvarna K 1260, обладающий следующими отличительными свойствами:
диск сечением в 350 или 400 мм в качестве основного органа, функционирующий так же, как болгарка;
впечатляющая мощность, практически достигающая 6 кВт;
вес 20 кг, но это не считая дополнительно навешиваемых элементов.
Этот станок за 2,5 минуты разделит Р-65 на две части. Отличается не только производительностью, но и сравнительно малой массой, и компактностью, поэтому подходит и для домашнего использования, если, конечно, его потенциальный владелец готов потратить сумму от 100 000 на покупку.
Итак, чем пилить рельсы? Для ответа на данный вопрос нужно смотреть на особенности конкретного случая, на то, с какой скоростью следует решать задачу, насколько высокий уровень шума при этом допустим, сколько человек будут работать одновременно и так далее.
Если во главе угла безопасность, отдавайте предпочтение станку с сабельным лезвием или обычной ножовке по металлу. Если важна каждая минута, вы уверены в себе, бюджет позволяет, останавливайтесь на аппарате с диском или на болгарке. Зубило или швейную иглу стоит использовать лишь тогда, когда нет других вариантов, ведь эти способы не сегодня-завтра можно будет смело заносить в категорию дедовских, они уже морально устарели: их допускается с улыбкой обсудить на тематических форумах или для интереса опробовать разок-другой, но ставить их «на поток» – это уже чересчур.
Мы подробно рассказали, как быстро разрезать рельсу, чем распилить ее, не рискуя получить травму, как разделить ее с помощью подручных средств в домашних условиях. В общем, предоставили всю информацию, чтобы вы знали, как повторно использовать металлоконструкции с дефектами. Ну а новые или бывшие в употреблении, но не изношенные двутавровые балки вы всегда можете заказать в «ПромПутьСнабжение», причем по выгодным ценам.