ЗАЯВКИ ПРИНИМАЮТСЯ 24 ЧАСА
Оставить заявку здесь

Как крепить крановые прижимные и упорные планки и петушки к рельсам (П1, П2, У1, У2, У3)

крепление на ж д путях

При формировании ЖД-колеи мостового крана крайне важно надежно зафиксировать металлоконструкции на опорных балках. Поэтому стоит поближе познакомиться с теми элементами, с помощью которых это можно сделать. Рассмотрим планки упорные и прижимные для рельсов (У1, У 2, У3, П1, П2) Р-24, Р-50, Р-43, Р-65: изготовление, размеры, вес и остальные важные особенности этих и других используемых комплектующих будут в фокусе нашего внимания прямо сейчас.

Уже из названия и написанного выше понятно назначение всех этих деталей: они используются, чтобы обеспечить правильность монтажа и надежность удерживания двутавров на основаниях, и тем самым способствуют длительной и безопасной эксплуатации проложенного полотна. Все они относятся к категории вспомогательных, что не уменьшает важности их роли на практике.


Содержание статьи

  1. Конструкция узла крепления
  2. Конструкция и размеры планок упорных, У2 и других
  3. Конструкция и размеры прижимных планок для подкрановых путей
  4. Технические требования
  5. Комплектность
  6. Правила приемки
  7. ГОСТ
  8. Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение
  9. Как используется планка опорная П-1, упорная У-3, прижимная П-2 и другие
  10. Прижимная планка П1 (ГОСТ 24741-81)
  11. Прижимная планка П2
  12. Упорная планка У1
  13. Упорная планка У2
  14. Указания по монтажу

Конструкция узла крепления

Необходимо, чтобы она в полной мере совпадала с той, что представлена на чертеже №1:

скрепление рельс

Допуск сборки к использованию зависит на практике от целого ряда факторов, в числе которых: тип выбранных металлоконструкций, расчетная температура (то есть та, что действует снаружи объекта строительства), нормальное расстояние между осями балки и центра монтажа. Более того, все их фактические параметры, обозначения и артикулы должны в полной мере соответствовать тем, которые указаны в следующей таблице.

Тип рельса

Марка узла крепления

Расст-е между осями

А, мм

Планки

Гайка

Болт

Шайба

прижимная

упорная

КР70

70

95

П1

У1

М 24.4

ГОСТ 15526-70

М 24х46

ГОСТ 15589-70

24.02

ГОСТ 11371-78

КР80

80

100

П2

КР100

100

110

П1

У2

КР120

120

120

У3

КР70

70ХЛ

95

П1ХЛ

У1ХЛ

М 24.4

ГОСТ 5915-70

М 24х46

ГОСТ 7798-70

КР80

80ХЛ

100

П2ХЛ

КР100

100ХЛ

110

П1ХЛ

У2ХЛ

КР120

120ХЛ

120

У3ХЛ

Здесь же, рассматривая прижим рельсовый, П1 или какой-либо другой, нужно сделать важное примечание. L, то есть длина болта, принимается исходя из следующих условий: 

  • (80 + б) мм – если выбраны типы КР70-100;
  • (85 + б) мм – если взяты КР120.

Здесь:

  • 80 и 85 – общая (суммарная) толщина элементов, учитывающая весьма вероятное на практике наклонное положение некоторых из них, а также наличие шайб и гаек, рельефных выступающих;

  • б – средняя толщина опорной балки; причем за точку измерения берется верхний пояс; все показатели представлены в миллиметрах.

Отдельно следует уделять внимание текущим стандартным габаритам болтов.


Конструкция и размеры планок упорных, У2 и других

Нужно, чтобы они на все 100% совпадали с теми обозначениями, что представлены на чертеже №2:

схема номер два


Параметры для расчетов следует брать из этой таблицы:

Обозначение

Масса, кг

S, мм

b, мм

b1, мм

У1, У1ХЛ

0,9

8

85

65

У2, У2ХЛ

1,1

10

У3, У3ХЛ

1,4

12



По артикулу можно понять, на какой термический режим эксплуатации рассчитан тот или иной элемент. Например, подразумевается, что физические свойства УЗ останутся неизменными при температуре -40 градусов Цельсия и выше, а вот У3ХЛ уже подходит для диапазона -40…-65.

Естественно, важно придерживаться рекомендованных рамок, иначе износ убыстрится, а вероятность возникновения деформаций (и развития их до критических) возрастет.


Конструкция и размеры прижимных планок для подкрановых путей

Их реальные показатели – геометрии, веса и так далее – должны на сто процентов соответствовать значениям, приведенным в таблице под номером три:

Обозначение

Масса, кг

b2, мм

b1, мм

b, мм

П1, П1ХЛ

2,4

70

55

125

П2, П2ХЛ

2,2

65

50

115



Технические требования

Условия изготовления всех крепежных элементов обязаны отвечать актуальным нормам ГОСТов, в частности, межгосударственного стандарта 23118-2012, если речь касается утвержденных чертежей КМД.

Материал исполнения задан ГОСТом 380-2005 и зависит от температурного режима:

  • При -40 гардусах и выше это сталь ВСт3кп2.
  • При -40…-65 градусах возможны два варианта – либо ВСт3Гпс5, либо ВСт3сп5.

Болты для прижимов подкрановых путей, предназначенные для использования в расчетных условиях, следует предварительно испытать на разрыв согласно ГОСТу Р ИСО 898-1-2011; в том же случае, если предполагается эксплуатация в условиях сильных морозов, необходимо провести тесты на ударную вязкость и на разрыв.

Допустимы некоторые отклонения реальных размеров от рекомендованных, но их предельные значения все равно должны находиться в рамках, определенных чертежами №2 и №3. Также важно, чтобы шероховатости тоже отвечали данному условию.

В случае с диаметрами технологических отверстий максимальная разница между фактическими и номинальными значениями определена ГОСТом 25347-82.


Комплектность

Согласно действующим нормам, завод-изготовитель обязан поставлять упорные и прижимные планки для крановых рельсов не поодиночке, а полноценным набором. В состав последнего должны быть включены как все элементы, представленные в нижеследующей таблице (№4), так и полный перечень технической документации к ним. Именно такие требования предъявляет межгосударственный стандарт 23118-78, и их необходимо соблюдать.

Марка узла

Прижимная планка

Упорная планка

Гайка

Шайба

Болт

 

Обознач

Кол-во

Обознач

Кол-во

Кол-во

70

П1

1

У1

1

4

2

2

80

П2

100

П1

У2

120

У3

70ХЛ

П1ХЛ

У1ХЛ

80ХЛ

П2ХЛ

100ХЛ

П1ХЛ

У2ХЛ

120ХЛ

У3ХЛ

Соединители (из трех последних столбцов таблицы) также допустимо поставлять отдельно, но только по согласованию этого момента между заказчиком и продавцом.


Правила приемки

Все элементы партии – стыковочные планки, петушки для крепления рельс Р24, Р65 или какие-либо другие под сварку ГОСТ – должны быть проверены сотрудниками отдела технического контроля компании-изготовителя. Более того, специалисты ОТК обязаны признать, что их изделия соответствуют актуальным межгосударственным стандартам, прежде чем пустить их в продажу.

Проверка осуществляется партиями, причем необходимо, чтобы в составе каждой из них были элементы одной марки (обозначения), все сделанные идентичным образом. Количество штук определяется по согласованию сторон, в том числе и в индивидуальном порядке, но важно, чтобы оно не превышало 1000 штук.

Чтобы выяснить соответствие реальным размерам и степень шероховатости, производят выборку – 5% от общего числа прижимных планок для рельса КР-70 (или другого профиля), но не менее 5 штук. Если выясняется, что как минимум одна из них не отвечает требованиям актуальных ГОСТов, хотя бы по какому-то из показателей, осуществляют повторную проверку по данному параметру, причем увеличив количество тестируемых образцов вдвое. И если по ее результатам проблема повторится, отбраковывают всю партию.

Проверить линейные размеры можно при помощи любой металлической линейки, соответствующей ГОСТу 427-75, либо в качестве альтернативы использовать для этой цели штангенциркуль, сделанный по ГОСТу 166-89.

Уровень шероховатости поверхностей можно установить сравнительным путем, сопоставив выборку с эталонным образцом, отвечающим всем требованиям ГОСТа 9378-973.

За потребителем остается право своими силами выполнить любые тесты, подтверждающие или опровергающие качество. Главное, чтобы они не нарушали общих правил приемки и соответствовали актуальным нормам.


ГОСТ

Первый межгосударственный стандарт, устанавливающий условия и регулирующий специфику исполнения, был введен еще в союзные времена, а именно 1 января 1982 года. И уже он четко и однозначно утверждал, что прижимная и упорная планка – это обязательные элементы узла крепления подкрановых путей.

Переиздан он был в мае 1993 года, и тогда многие его положения актуализировали, чтобы они соответствовали реалиям производства того времени и даже могли гарантировать какую-то перспективу для последующего развития технологий выпуска. Это был достаточно важный шаг к обеспечению конечного качества изготовления металлоконструкций.

Тем не менее уже с 1996 года данный межгосударственный стандарт не действует. На территории Российской Федерации ему на смену пришел ГОСТ 4121-96, положениями которого руководствуются и по сей день. Он рассматривает все элементы, необходимые для монтажа колеи мостового крана, и распространяется на все связанные узлы. Он позволяет создать путь для спецтехники общего назначения, эксплуатируемой на открытых и закрытых площадках, в легком, среднем и тяжелом режиме загруженности. Он учитывает климатические особенности регионов, в которых температура воздуха доходит до -65 градусов Цельсия или даже падает еще ниже; согласно ему, расчетная сейсмичность составляет 9 баллов.


узел крепления на жд-пути

Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение

Прижимные и упорные соединительные планки для рельсов должны упаковываться раздельно; для этого подойдут деревянные ящики или любая другая, выбранная производителем, тара, отвечающая требованиям ГОСТа 2991-85, указанная в документации, заранее утвержденная и, обычно, согласованная с потребителем.

Нанесение всех обозначений и артикулов также обязано соответствовать положениям, прописанным в межгосударственном стандарте под номером 14192-96. Согласно ему, необходимо, чтобы маркировка содержала:

  • товарный знак (название) завода-производителя;
  • условное обозначение самого элемента (без указания номера) и узла крепления;
  • общее число деталей;
  • масса брутто;
  • штамп отдела технического контроля.

Перевозку допустимо осуществлять любым видом транспорта, в том числе и водным, но только при условии того, что планки упорно-прижимные для узкоколейных рельсов (и любые другие поставляемые детали) будут надежно защищены от грязи и особенно от всех видов механических повреждений. Помните, что в случае деформации их нельзя использовать для комплектации узла.
Храниться все рассматриваемые конструкции должны на закрытых площадках, лучше всего – в предназначенных именно для этого складских помещениях, где они не будут подвержены негативному влиянию атмосферных осадков и других подобных факторов. Держать их стоит во все тех же ящиках или похожей таре, не собирающей пыль. С целью предотвращения повреждений до эксплуатации их следует периодически осматривать – регулярные проверки помогут вовремя заметить результаты коррозии или иных столь же неприятных факторов и предотвратить их развитие.



Как используется планка опорная П-1, упорная У-2, У-3, прижимная П-2 и другие


Элементы, изготовленные по ГОСТам 4121-96, 24741-81 и другим актуальным межгосударственным стандартам, применяют для надежного скрепления соседних рельсов между собой, а их подошв – с опорными основаниями.
Таким образом обустраиваются трассы любой сложности для спецтехники легкого, общего и даже тяжелого порядка. Проложены они могут быть как в зданиях по стенам и потолку, так и на открытых эстакадах, а также наземным путем по ровным и сильным фундаментам.
Отличаются длительным сроком эксплуатации, не требуют особого ухода – достаточно регулярных осмотров и принятия мер в том случае, если заметите повреждение – и не становятся тем «слабым звеном», из-за которого полотно выйдет из строя.
Любой такой элемент, и особенно центрирующая планка в подкрановой балке, отличается особой прочностью и повышенной стойкостью к сейсмическим воздействиям. В результате он способен выдерживать до 9 баллов по шкале MSK-64. При такой силе нагрузка считается очень серьезной – настолько, что под нею разрушаются каменные дома, но не рассматриваемые нами комплектующие.
Еще одно важное практическое преимущество, предопределяющее широту их использования, – это способность сохранять все свои свойства при очень низких температурах. Они успешно эксплуатируются в тех климатических зонах, где стойкие морозы и показания термометра падают до отметки в -40 или даже в -65 градусов по Цельсию.
По сути, это те необходимые мелочи, которые позволяют сохранять и поддерживать существующую железнодорожную структуру целостной и планомерно развивать системы подкрановых путей.
Уделите внимание следующим специфическим моментам:

  • существующая номенклатура позволяет предложить решения для всех популярных металлопрофилей – от узких Р-24 до широких КР-120; нестандартные Р-34 и Р-43 тоже в деле, главное – правильно подобрать;
  • при согласовании поставок зачастую можно доукомплектовать партию нестандартным числом болтов, гаек, шайб; но этот нюанс заказчик должен обговорить с поставщиком в отдельном порядке;
  • в ряде случаев есть возможность приобрести, проложить и эксплуатировать элементы с одним технологическим отверстием; но это реально в том случае, если вы покупаете их у производителя напрямую и заранее обсуждаете с ним данный момент, чтобы он изготовил партию именно таких деталей.

процесс крепления к жб

Прижимная планка П1 (ГОСТ 24741-81)

На практике может быть изготовлена не только методом строжки, но и способом гибки; это же актуально и для других элементов – главное, чтобы они сохраняли требуемый уклон, а все погрешности их геометрии не выходили за рамки допусков.


П2

Используется при монтаже рельсов типа КР-80 при расчетной температуре выше -40 0С. Как было описано ранее, ее функция – прижим к балкам для надежной фиксации. Крепится на У-1, У-2, У-3 с помощью болтов М24х90, гаек и шайб М24. Вес одного элемента составляет 2,2-2,4 кг.


Упорная У1

Применяется для крепления крановых рельсов КР-70, КР-80 по ГОСТ 4121-96 к стальным подкрановым балкам. Может использоваться в регионах с расчетной температурой воздуха от -40°С и показателем сейсмичности до 9 баллов. Изготавливается из стали и подходит для использования на крановых рельсах разной степени сложности режима работы как в здании, так и на открытом воздухе. Вес – 0,9 кг.


У 2

Элемент, отличный от У1 только большим размером и массой. Применяется для типа КР-100. Геометрические характеристики – 170х85х10мм, вес – 1,1 кг.


Указания по монтажу

Крепление рельсов к подкрановым балкам петушками и планками осуществляется строго по актуальным схемам установки, рассмотренным и утвержденным заранее, а также полностью соответствующим положениям СНиП III-18-75.

Производить сварку необходимо только после рихтовки двутавровых балок. При этом нужно добиваться толщины шва в 6 мм, не более. Используемые в процессе электроды могут быть одного из двух типов:

  • Э42 – при расчетной температуре в -40 градусов Цельсия или выше;
  • Э42А – если предполагаемый терморежим эксплуатации будет -40…-65 0С.

Хотя также в качестве современной альтернативы стоит рассмотреть сборно-разборные соединения. Они практичнее неразъемных сварных, так как позволяют быстро снять поврежденный участок полотна, а не разбирать всю линию, и произвести оперативный ремонт или срочную замену.

Естественно, при монтаже необходимо выдерживать расстояние между прижимными балками подкрановых рельсов, представленное в самой первой таблице нашего обзора и составляющее от 95 до 120 мм (в зависимости от выбранной марки). Также требуется соблюдать все остальные допуски, регламентированные ГОСТом 4121-96 и другими межгосударственными стандартами. Помните, что даже малейшее отступление от нормы способно обернуться появлением зазора или излишнего напряжения, а значит, негативно повлиять на конечную надежность крепления и общий срок его службы.

После завершения работ по установке все детали необходимо подготовить для дальнейшей длительной эксплуатации, то есть:

  • очистить;
  • зашпатлевать;
  • огрунтовать;
  • окрасить, причем используя те же составы, которыми уже покрыты опорные основания.


Учитывая, какую роль играет каждая отдельно взятая упорная, прижимная, стыковочная планка для рельсов (П 2, Р24, Р43, Р50, Р65), особенно важно правильно их купить, то есть отдать предпочтение по-настоящему надежным их моделям. Решить вопрос качества поможет компания «ПромПутьСнабжение» – обращайтесь и по выгодным ценам заказывайте крепежные элементы с гарантией от производителя.

Назад    Наверх