Путевой ЖД-шуруп: размеры, вес, ГОСТ, производство
Рассмотрим элемент, использующийся для фиксации рельсовых скреплений, пересечений, соединений. В фокусе сегодняшнего внимания – ЖД-шуруп путевой: вес, размеры и другие его параметры, область его применения и предъявляемые к нему требования. Остановимся на каждом ключевом моменте, от чертежей до нанесенной маркировки и конкретных объектов использования – чтобы вы понимали, для чего и в каком количестве покупать такие расходники, как производить их монтаж и тому подобное.
Небольшое уточнение: еще одно распространенное название данного крепежа – «глухарь», и оно достаточно метко отражает его суть. Также добавим, что закручивать его необходимо ключом или бензогайковертом, поэтому перед началом установки стоит запастись специальным инструментом.
Содержание статьи
- Технические характеристики
- Межгосударственные стандарты производства
- Область применения
- Описание
- Чертежи
- Стоимость
- Шуруп путевой: размеры
- Вес путевых шурупов
- Как производят глухари
- Технические требования
- Методы контроля
- Маркировка и упаковка
Технические характеристики
Посмотрим, что из себя представляет стандартный путевой шуруп 24х170: вес 1 шт., геометрические размеры и другие важные показатели сведены в таблицу ниже.
Параметр | Значение |
Единицы измерения партии | тоннаж |
Масса одной штуки | 560 г |
Класс точности исполнения | С (грубая) |
Материал изготовления | сталь марки 20 |
Количество в тонне | 1785 шт. |
ДхШхВ | 185х43х24 мм |
Длина | |
общая | 185 мм |
части с нанесенной резьбой | 170 мм |
Диаметр резьбы | 24 мм |
Этими данными удобно оперировать при расчетах во время конструирования линий и веток.

Межгосударственные стандарты производства
Выпускаются шурупы путевые по ГОСТам 809-71 и 809-2014. Эти своды правил регламентируют условия изготовления, определяют требования к их конструкции, допускам, методам контроля, правилам приемки, маркировки и транспортировки.
Область применения
Рассматриваемые глухари используются для прикрепления рельсов с подкладками к деревянным шпалам. Их необходимо закручивать с достаточным усилием, любым подходящим инструментом (например, бензогайковертом или ключом специальной конфигурации), навешивая двухвитковую пружинную шайбу, выполненную по нормам 21797-76. Таким образом обеспечивается надежность конструкций ВСП, а также их соединений и пересечений.
Описание
Есть три популярных исполнения, отличающиеся между собой длиной:
стандартный – 170 мм;
укороченный – 150 мм;
удлиненный – 195 мм.
Также наблюдается разница в формах конца и головки.
По предварительной договоренности с покупателем большинство российских заводов-производителей готовы выпускать глухари измененной длины – любой в диапазоне 140-200 мм. Хотя шаг резьбы во всех случаях должен быть одинаковым – 12,5 мм, какие-то варианты остаются только в допусках к нему – погрешность может составлять или ±0,6, или ±0,2 мм.
Рассматриваемый нами в общем случае шуруп путевой М24х170 обладает головкой и стержнем с гладкой частью (40 мм), сбегом (30 мм) и нарезанной резьбой (все остальное). При выборе материалов для его изготовления учитывается, что он обязан обеспечивать прочность и надежность скрепления в любых климатических условиях, в том числе и при эксплуатации рельсовых нитей при очень низких, сверхвысоких или резко меняющихся температурах. Поэтому допустимы следующие марки стали: Ст20, Ст20кп, Ст10кп, Ст3.

При 1 исполнении покрытие отсутствует, при 2 или 3 (по желанию заказчика) его можно нанести: тогда оно будет представлять собой 9-18-микрометровый антикоррозионный слой цинка с хроматированием (согласно межгосударственному стандарту 9.301-86). Каждый выпущенный глухарь проходит испытание на изгиб: его подвергают проверке в холодном состоянии, и по результатам тестов годное изделие должно остаться без трещин или надрывов.
Чертежи
Варианты популярных конструкций указаны на схемах ниже:


Внимание, * помечены справочные величины, а ** учитывает облой – на каждую из сторон до 2 мм.
Стоимость
Цены постоянно меняются, так как мы стараемся поддерживать их актуальными и максимально выгодными для вас, так что их лучше уточнить у менеджеров, позвонив в «ПромПутьСнабжение». Но все наши предложения из раздела «рельсовый глухарь» можно условно разделить на 4 подкатегории, в порядке удешевления:
новые;
из госрезерва (хранившиеся, но не использовавшиеся);
бывшие в употреблении;
восстановленные.
Шуруп путевой: размеры
Из приведенной ранее информации вы уже знаете, что есть 3 разных их типа, с длиной в 150, 170 и 195 мм, плюс, нестандартные варианты 140-200 мм. Но и для последнего случая есть важное уточняющее правило: шаг при исполнении 1 должен быть кратным 10 мм, при 2 или 3 – уже 5 мм. Зато укорачивать или увеличивать стержень можно как в ущерб гладкой его части, так и изменением резьбовой.
Форму головки изготовитель и заказчик могут согласовать между собой, тогда как геометрию конца определяет только завод-производитель. Такая стандартизация помогает обеспечить унификацию, а значит и качество крепежа рельсовых нитей к шпалам.
Вес путевых шурупов
Справочная масса одного стандартного глухаря составляет 560 г. Естественно, она меняется при уменьшении/повышении длины – за каждые 10 мм на:
20 г – на участке с винтовой нарезкой;
36 г – по цилиндру.
Как производят глухари
Все виды данных крепежных элементов изготавливаются в два этапа:
Первый – формирование головки и основы (болванки). Осуществляется на станке, похожем на гвоздильный аппарат, – он-то и задает все геометрические параметры, кроме двойного радиуса, который сразу определяется величиной сечения взятой проволоки.
Второй – создание резьбы, ее наносит специальный автомат. Заготовки загружают в бункер, и оттуда они, за счет вибрационного транспортера и анкерного механизма, поштучно поступают в рабочую зону. При этом будущие изделия четко ориентированы на плоские плашки. Последние перемещаются перпендикулярно оси детали и параллельно по отношению друг к другу, и обязательно с плотным прижатием к стержню.
Внимание, по такой схеме проходит изготовление крепежных элементов диаметром 10-12 мм, а наш случай – это 24 мм. Производство путевого шурупа осуществляется методом горячей штамповки, позволяющим достаточно быстро и с заданной точностью реализовывать все 3 варианта исполнения, причем с нужными шлицами и головками, которые также могут быть разных видов:
Потайная – названа так, потому что утапливается в материал фиксируемого элемента, оставляя его поверхность ровной; в ряде случаев делается двойной, то есть усиленной, выдерживающей повышенные нагрузки и ориентированной на ударный монтаж; также выпускается усеченной, с нижней площадкой, перпендикулярной вектору давления, что обеспечивает улучшенное качество прижима.
«Рожок» – слегка загнутая вверх, полукруглая и за счет чего оптимально воспринимающая нагрузку на разрыв. Благодаря этому укладываемый объект закрепляется с особенной надежностью, правда, его геометрия может несколько нарушаться.
С пресс-шайбой – обладает интересной конфигурацией, тоже являющейся по-своему эффективным. Ее несущая поверхность расширена, а значит замечательно подходит для крепежа тонких и листовых деталей (случай не совсем для организации железнодорожных линий, но в общем достойная альтернатива болтам).
Узкая – конструктивный антипод предыдущего варианта, полностью утопающая в поверхности. Может быть трапециевидной формы и со стопорными насечками.
Но актуальная в нашем случае – это головка с 6 сторонами. Она настолько распространена, что глухарь с нею так и называют – шуруп путевой шестигранный, – и заслуживает отдельного рассмотрения. Почему она так часто применяется? Потому что обладает рядом практических преимуществ:
стандартизирована под ключи, что сильно упрощает установку и монтаж – крепеж быстро осуществляется даже без применения электроинструмента;
обладает большей несущей поверхностью по сравнению с пресс-шайбой, а значит лучше воспринимает и равномернее распределяет силовые воздействия и дольше прослужит на грузонапряженных участках колеи;
стабильно популярна, а значит комплектующие с нею выпускаются целым рядом заводов-изготовителей, и всегда можно купить их в нужном количестве, они не являются дефицитом, что положительным образом сказывается на их цене.
Обратите внимание, вес шурупа путевого с шестигранной головкой составляет 660 г. Повышенная масса объясняется габаритами, ведь длина равняется уже 195, а не 170 мм. И, с точки зрения надежности, она является скорее плюсом, чем минусом.
Технические требования
Готовые глухари должны полностью отвечать нормам межгосударственных стандартов 809-71 и 809-2014. В соответствии с ними, в качестве материала для производства допустима сталь Ст3, Ст10кп, Ст20, Ст20кп. Но если крепеж будет использоваться на Крайнем Севере или в другом регионе со стабильно низкими температурами, брать кипящую марку для изготовления нельзя.
По умолчанию выпуск производится без покрытия. Но если заказчик пожелает, при исполнении 2 или 3 допустимо нанести цинковый слой, в 9-18 мкм толщиной и с эффектом хроматирования, по всем правилам положения 9.301.
Готовый к использованию шуруп путевой, 24х150 или любого другого размера, обязан быть без дефектов, поэтому на его поверхности недопустимы:
пережженные участки, расслоения, трещины;
риски и раковины, причем различной глубины, в зависимости от исполнения – при 1м более 0,5 мм, при 2м – 0,3 мм;
изогнутость стержня – она не должна превышать 1 мм при 1м варианте и 0,5 мм – при 2м;
притупление ребер головки, при котором диагональ квадратной формы будет выведена за рамки предельных показателей;
наличие лунки от 10 мм в концевой части;
смещение осей друг относительно друга на величину более 1 мм;
швы или ступеньки от разъема/сдвига матриц, превышающие 0,5/0,3 мм соответственно;
вмятины, заусенцы, забоины, наплывы от 1 мм при 1м исполнении и от 0,5 мм – при 2м;
выкрашивания резьбовых нитей и рванины, если они выходят за рамки установленных допусков по наружному диаметру или в общем длиннее половины витка.
При этом шуруп путевой, 24 на 170 или любой другой, не считается бракованным, если у него есть следующие дефекты:
плены, появившиеся на головке по итогу заштамповки заусенцев;
скругленные вершины у нарезного соединения;
уменьшенная на 2 нити высота профиля;
заусенцы менее 0,5 мм, возникшие после безоблойной штамповки.
По желанию заказчика изготовитель обязан протестировать выпущенные глухари на сопротивляемость деформациям: испытание следует проводить в холодном состоянии. Удовлетворительным считается результат, при котором внешний угол загиба в 45 градусов выдержан без появления признаков трещин и надрывов.
Методы контроля
На предмет соответствия внешнего вида шуруп путевой ЦП54 (или любой другой) проверяют визуально, осматривая его без использования оптических приборов и специальных увеличительных инструментов.
Степень шероховатости поверхностей выясняют, сравнивая готовое изделие с образцами-эталонами. Правильность геометрических параметров определяют с помощью шаблонов или универсальных измерителей, кривизну – калибровкой.
Итоговые габариты диагонали квадрата головки узнают в строго определенной точке, расположенной в 5 мм от торца. Покрытие также тестируют по верхней части глухаря, убеждаясь, что его толщина и качество отвечают требованиям межгосударственного стандарта 9.302.
При подготовке для проведения испытаний на изгиб крепежный элемент следует зажать в тисках или в фиксаторе с закругленными губками и радиусом, равным сечению шурупа для соединения верхнего строения пути. Воздействовать на него нужно в точке перехода резьбы к сбегу. Если в процессе появится незначительное отслаивание плен, это не будет считаться браком.
Нарезанные витки, на предмет шероховатости, проверяют сбоку стержня.
Приемка готовых изделий, соответствующих С-классу точности, осуществляется на основании ГОСТа 17769. Ее выполняют сотрудники ОТК предприятия-изготовителя: свои оценки они заносят в сопроводительную документацию, дубликат которой хранится в архиве завода в течение 3 лет и более.
Осмотр производится партиями, в каждую из которых входят глухари одного исполнения, сделанные по идентичной технологии, из стали единой плавки. Контролируются следующие параметры:
внешний вид;
габариты;
механические характеристики;
качество итоговых поверхностей;
правильность обозначений.
Маркировка и упаковка
Сразу приготовьтесь к тому, что вес шурупа путевого 24х170 (равно как и другие его геометрические показатели) не выбьют на его борту. Это те данные, которые приводятся в приложениях, нашем обзоре, таблицах и справочной литературе. А вот что точно должно быть нанесено, так это товарный знак или логотип (условное обозначение) завода-производителя, чтобы сразу было понятно, кто изготовил крепежный элемент.
Обратите внимание, есть строгие требования к буквам и цифрам артикула: они обязаны быть хотя бы 8 мм в высоту, минимум 1 мм в толщину и с вогнутостью от 0,5 мм. Это нужно, чтобы нанесенная надпись была сразу заметной и хорошо различимой при любой степени чистоты и шероховатости поверхности, чтобы ее не приходилось рассматривать через лупу или какой-либо еще увеличительный прибор.
Упаковывать готовых глухарей требуется согласно всем нормам ГОСТа 18160, и маркировать тару тоже нужно по правилам этого же межгосударственного стандарта. Поэтому каждую укомплектованную партию следует предоставлять заказчику с паспортом качества, в котором будут указаны такие реквизиты:
товарный знак (название) завода-изготовителя вместе с его актуальным юридическим адресом;
порядковый номер выпуска;
материалы исполнения (марка стали), с обязательным упоминанием класса прочности;
реализованный способ защиты от ржавчины, вплоть до срока, в течение которого он будет действовать;
основные геометрические параметры крепежных элементов, их общее количество, число штук в связке;
итоги приемки.
Допустимы примечания, приложения и другая дополнительная информация, соответствующая вышеперечисленным требованиям. Еще один обязательный реквизит в паспорте качества – подпись, поставленная уполномоченным экспертом ОТК, осуществляющим контроль.
Теперь вы знаете, какой массой обладают шурупы путевые размером 24х170 мм, вес 195-миллиметровых ЦП-54 тоже перестал быть загадкой, как и длина, ширина сечения и остальные их параметры. Поэтому теперь вам не составит труда подсчитать, сколько комплектующих понадобится для укладки участка ЖД-линии. Купить все необходимые элементы ВСП по выгодным ценам вы всегда можете в компании «ПромПутьСнабжение», обращайтесь для заказа.