РАБОТАЕМ ПО ВСЕЙ РОССИИ С 2006 ГОДА

Старогодние рельсы: что это такое и зачем они нужны – описание, применение и группы износа

Содержание статьи
  1. Старогодние рельсы: что это такое
  2. Старогоднние рельсы: зачем нужны
  3. Технические требования к рельсам старогодным
  4. Правила приемки и комплектации
  5. Использование старогодных рельсов
  6. По таблице определяем рельсы: группы износа и годности
  7. Старогодние рельсы: применение
  8. Срок службы
  9. Технические требования к сварке
  10. Маркировка

Все направляющие верхнего строения пути можно разделить на несколько видов. И сейчас под прицелом нашего внимания окажется одна из самых востребованных групп, а именно старогодние рельсы: рассмотрим их назначение и сферу применения, требования, предъявляемые к комплектации, маркировке, эксплуатации и другие важные моменты. Максимум подробностей, чтобы вы понимали, в каких случаях актуальна укладка и как она должна проводиться.

Сразу уточним, что они остаются достаточно эффективными и безопасными в использовании (иначе их бы просто не монтировали), и срок службы большинства вполне реально повысить с помощью ремонта. Но для обеспечения качественного результата все работы по восстановлению необходимо проводить в стационарных условиях, то есть на специально оборудованной технологической линии РСП.

дорога

Старогодние рельсы: что это такое

Под данным термином понимают те прокатные изделия, которые снимаются при реконструкции железной дороги, а после монтируются на другую линию. Этим они отличаются от элементов ВСП первой укладки, то есть новых, являющихся направляющими для главных путей и обладающих различной наработкой тоннажа.

Техническое состояние рассматриваемых нами профилей может быть самым разным – определяется приобретенными дефектами – и, в зависимости от него, все двутавровые балки делятся на I, II, III (подходящие) и IV (не подлежащие повторному монтажу) группы.

Еще немного о названиях и о той путанице, которую они могут внести. Часто спрашивают: старогодные или старогодние рельсы, как правильно говорить?

Отвечаем: одинаково актуальны оба варианта – вы можете сказать любой из них в разговоре, например, при заказе, и быть уверены, что специалист вас поймет.

Важнее то, что с ними происходит в процессе использования. Под воздействием повышенных нагрузок тяжелые типы конструкций получают повреждения – главным образом по выкружкам рабочих граней и по плоскостям головок катания. На подошвах и шейках дефекты возникают редко.

Все профили, снятые как с уравнительных пролетов железной дороги, так и со звеньевого пути, направляются на РСП. Там они проходят процедуру восстановления, после чего их сортируют – по следующим параметрам:

  •   характер имевшегося разрушения; 

  •   степень износа; 

  •   пропущенный тоннаж; 

  •   вид произведенного ремонта. 

Они также предварительно маркируются, о чем подробнее мы расскажем ниже, в отдельном подразделе обзора.

Старогодние рельсы: зачем нужны

Итак, почему же они, уже после ремонта, все равно остаются актуальными и укладываются повторно? Как минимум по двум причинам:

  1.   Стоят дешевле новых – чем больше вы их закупаете, тем серьезнее экономите при обустройстве железнодорожного полотна на неглавном пути (не в ущерб качеству и безопасности колеи). 

  2.   Не приходится решать вопрос утилизации – зачем уничтожать металлоконструкции, которые еще можно использовать на менее грузонапряженных линиях. 

Повторная укладка осуществляется исходя из типа и категории профиля, основываясь на актуальных нормативах. Так, плети должны быть длиной 800 м (в случае с бесстыковым путем), а одной отремонтированной двутавровой балки–12,5 либо 25 м (с максимальным отклонением ± 6 мм). Соседние элементы ВСП необходимо скреплять строго по болтовым отверстиям, причем последние следует просверлить в количестве 3 штук с каждого конца.

Стандартная наработка Р65 составляет от 300 до 800 млн т брутто, Р43–200, Р50–300, хотя реальные практические показатели зависят от нагрузки на полотно и от категории колеи. Если движение особенно интенсивное – по ветке в сутки проезжает свыше сотни поездов и/или со скоростью более 120 км/ч и/или с рекуперативным торможением, – данные нормы допустимо уменьшить на 5%.

ветки

Технические требования к рельсам старогодным

Все они обязаны отвечать условиям, прописанным в трех ТУ:

  •  определяющих порядок ремонта, характер проведения сварки и последующего использования на ж/д РФ; 

  •   для перекладки достаточно широких термоупрочненных профилей (Р65 и Р75) в звеньевых плетях; 

  •   для осуществления шлифовки, и в системе ведения железнодорожного хозяйства тоже. 

Каждую снимаемую конструкцию стоит тщательным образом осмотреть на предмет дефектов, затем измерить, промаркировать и отнести к определенной группе годности. Главным критерием является ТН, то есть нормативная наработка тоннажа (а не конструкция, категория или класс полотна).

С помощью профилей Р50 и, отдельно, Р65 и Р75 (при условии, что тепловую закалку они не проходили) допустимо проводить сплошную смену полотна или пополнение запаса покилометрово на колее 5 класса.

Когда боковой износ отсутствует или менее 3 мм, металлоконструкции следует направить в РСП – чтобы их головки прошли профильную обработку. Если не нужно вырезать незначительные дефекты, их можно монтировать в нитях кривых, по наружному радиусу (если последний не превышает 650 м). Если же поверхность истерта на 3 мм и более, руководствуются ТУ № ЦПТ-80/50, утвержденными 28 октября 97 года, и осуществляют укладку в линию с обязательной заменой канта. Направляющие с повреждениями на уровне 8-16 мм можно монтировать только на прямых участках ж/д полотна.

Отдельного внимания заслуживают инвентарные старогодные рельсы – это те, что изготавливаются из металлоконструкций I-III группы и призваны обеспечить шаблонное (нормальное) содержание пути в соответствии со всеми установленными допусками. Те же из них, что сделаны из направляющих III вида, ориентированы на использование на закрытых перегонах.

В IV категорию входят те элементы ВСП, которые экономически невыгодно или практически невозможно восстановить при помощи ремонта и сварки:

  •   Р43 и более легкие профили; 

  •   двутавровые балки с годным участком 6 м длиной (или меньше); 

  •   прокатные изделия с уже замененным кантом и предельным износом по вертикали и/или боковине. 

полотно

Из них выполняют противоугоны и разнообразную кузнечную продукцию, их можно перепродать для эксплуатации на других объектах, не ж/д, или сдать по цене металлолома.

На любую собранную и направляемую в РСП партию (и для всех ее групп годности по отдельности) следует составить паспорт. Впоследствии этот документ подшивается в шнуровую книгу – чтобы систематизировать учет – и хранится минимум на протяжении пяти лет.

Металлоконструкции без маркировки транспортировать на ремонт запрещено. Если они поступят с нечеткими условными обозначениями или вообще без них, направляющие автоматически отнесут к III-5 категории (если только они не будут остродефектными). И о каждом таком случае нарушения требований следует сообщить в специальную службу контроля пути.

Фрезеровка головки или профильная строжка осуществляется со стороны той грани, которая ранее была нерабочей. Восстановленную двутавровую балку монтируют так, чтобы обработанная поверхность ложилась внутрь колеи. Таким образом производится смена канта.

Допустимое количество сварных швов на прокатном изделии строго регламентировано: 

  • для 25-метровой балки это 2, 3 или 4 для I, II и III категории соответственно;
  • для 12,5-метровой – 2 при любой степени износа.
Важный момент: расстояние между стыками – строго от 3 м.


колея

Правила приемки и комплектации

Все рельсы старогодные собираются в партии по Указаниям об их использовании на ж/д МПС РФ, утвержденных в 2000 году. Согласно этому документу:

  •   Приемку осуществляет представитель того предприятия, на которое направляются металлоконструкции, и работник, ответственный за комплектацию. 

  •   Объем транспортируемых прокатных изделий необходимо заранее согласовать с заказчиком. Каждый факт погрузки-выгрузки, полувагонами/парами платформ, должен быть подтвержден сертификатом, составленным по форме ПУ-91. 

  •   Когда двутавровые балки поставляются с баз путевых частей или машинных станций, они могут поступать сразу с подкладками и стыковыми скреплениями. 

  •   Если условия нарушаются (профили не соответствуют требованиям ТУ, нет документации и тому подобное), потребитель должен направить второй стороне рекламацию. 

Использование старогодных рельсов

Осуществляется на основании Указаний по эксплуатации на ж/д МПС РФ, составленных в 2000 году. Согласно их положениям:

  •   Повторно монтировать направляющие нужно так, чтобы нанесенная на их шейку маркировка (предполагается, что она указывает на рабочую грань) располагалась внутрь колеи. 

  •   Все профили, предназначенные либо для пополнения покилометрового запаса, либо для одиночного устранения повреждения, должны совпадать с уже уложенными (теми, которые они призваны заменить) по типу, длине, степени износа. 

Перед комплектацией и отправкой в РСП каждую металлоконструкцию следует дефектоскопировать и промаркировать, указав проблемные точки. Осмотр обязана проводить специально составленная комиссия (ее представители заносят результаты в акт).

Сваривать можно только те элементы ВСП, которые отвечают нормативным требованиям по изношенности и пропущенному тоннажу. Внимание, необходимо, чтобы их тип, категория, термическое состояние были одинаковыми. Но если создаются переходные пролеты, допустимо соединение разных профилей.

линия

По таблице определяем рельсы: группы износа и годности

Для наглядности представим все характеристики графически

Параметр


 
 

Предельное значение

Р50 и легче

Р65, Р75

I

I

II

III

III-5

Наработка тоннажа,

млн т брутто

400

ТН

на 20% свыше ТН

на 50% свыше ТН

более 50% свыше ТН

Вертикальный износ,

не более, мм

5

4

5

6

10

Седловины,

не более, мм

1

1

1,5

2

3

Плавный износ кромки от костылей

не более, мм

3

3

3

5

5

Вертикальное смятие с провисанием концов в сумме, не более, мм

1

1

1,5

2

3

Уменьшение толщины подошвы в результате коррозии, не более, мм

2

3

3

3

3

Скрученность профиля,

доля от длины

1/5000

Глубина забоин и вмятин на поверхности,

не более, мм

 

головки

подошвы

2

4

1

2

1

3

2

4

2

4

Наплыв металла на головке, без расслоений и трещин, со стороны

не более, мм

 

рабочей

нерабочей

1

2

1

2

2

3

2

4

3

5

Глубина волнообразного износа головки (по поверхности катания) на длине в 1 м,

не более, мм

1

1

1,5

2

3


Внимание, для легких профилей (Р50 и менее) стандартный показатель ТН (наработки тоннажа) достигает 400 млн т.

Старогодние рельсы: применение

Сфера использования металлоконструкций зависит от того, к какой группе годности они были приписаны после осмотра, а также от их класса, способа эксплуатации, характера проведенных восстановительных мероприятий.

  •   Термоупрочненные конструкции Р65 и Р75, укладываемые повторно и без ремонта, можно без всяческих ограничений монтировать для одиночной, а также для сплошной замены (упорных нитей кривых тоже), и при проведении работ по капитальной починке колеи тоже. 

  •   Двутавровые балки I-П, I-ШП, II-П, II-ШП, III-П, III-ШП тоже предназначены для любых ж/д линий (за исключением Б4, Б5, В3 и В4). 

Репрофилированные прокатные изделия I-III категории также допустимо точечно размещать для восстановления отдельных участков полотна, если их наработка на тоннаж не достигает 100 млн т (по сравнению с теми направляющими, что уже скреплены со шпалами и формируют ВСП). Но их запрещено укладывать снаружи нитей кривых, если радиус последних не превышает 650 м.

Если колея 4 класса или выше, на ней нельзя вперемешку укладывать закаленные и не прошедшие термическое упрочнение металлоконструкции. Разрешена только сплошная замена и лишь в тех участках, где ранее лежали незакаленные двутавровые балки. Для проведения восстановительных работ на одном перегоне для создания плетей рекомендовано использовать профили одинаковой категории.

состав

Срок службы

Согласно актуальным нормативам, рельсы 1 группы годности способны похвастать ресурсом в 400 млн т, но наработка на отказ при первом периоде эксплуатации должна в сумме достигать 900 млн т. У второй — показатели уже скромнее и равны 300 млн т, у третьей – 200. Частоты появления дефектов обязаны вписываться в рамки ТУ на ремонтные, а также планово-предупредительные работы по выправке пути.

Технические требования к сварке

Мерные звенья и бесстыковые плети следует делать из металлоконструкций от одного предприятия-изготовителя, одинакового типа, варианта упрочнения и даже тоннажа (хотя последний может отличаться, но максимум на 100 млн т).

Расстояние от старого шва (выполненного контактным способом) обязано превышать 3 м.

Если двутавровые балки не прошли строжку или фрезерование, их необходимо очистить от грязи перед проведением операции, внимательно осмотреть и при обнаружении кривизны выправить. Затем еще раз визуально проверить, разметить дефекты и уточнить маркировку.

Торцы нужно обрезать так, чтобы они оставались перпендикулярными продольной оси, с перекосом не более 1 мм в любом направлении. В качестве инструментов подойдут пилы или отрезные круги.

Места стыков и контакта с зажимами машины для сварки следует механически зачистить до блеска, делая движения вдоль, чтобы не было выхватов.

Дистанция от шва до вдавленного клейма должна составлять хотя бы 100 мм. Если зажатие при проведении техоперации вертикальное, выпуклую маркировку следует сошлифовать заподлицо, если боковое – на длину электродов.

Отремонтированные металлоконструкции, например, рельсы старогодные 1 группы, соединяются контактным способом в соответствии с режимами, одобренными Департаментом пути и сооружений.

Если нужно вваривать в плеть композитные изолирующие стыки, их рекомендовано выполнять из прокатных изделий с теми же показателями, что и у направляющих. Нормативная длина всей конструкции обязана быть 800 м.

Нужно, чтобы головки используемых двутавровых балок были так же тверды, как основной металл новых прокатных изделий. Снижение допускается лишь на 10%, а при монтаже в переходных зонах – на 15%.

рабочие

Маркировка

Это целая система знаков, дающая представление об основных параметрах:

  •   число вертикальных линий говорит о годности – первая группа рельсов получает 1 черточку, вторая – 2, третья – 3; 

  •   следующая за этим литера свидетельствует о характере термоупрочнения – на те, что обработаны по всему сечению, наносится буква У, на те, что по поверхности – ПУ, на те, что не подвергались воздействию – Н; 

  •   для всех тяжелых профилей указывается тоннаж (уже пропущенный, с округлением до ближайшего десятка), то есть если через данный элемент ВСП прошло 496 млн т брутто, необходимо записать 500; 

  •   номер пути снятия – 3-й, 4-й, 1-й и тому подобное. 

В общем случае маркировка может выглядеть так: I-ПУ-500-4. Она наносится белой краской или, в зимний период, мелом и должна быть четкой и хорошо читаемой. Надеемся, что благодаря нашему объяснению понятно, что же она значит.

Мы максимально подробно рассмотрели старогодние рельсы: описание сферы применения сделали, выгоду от их использования подчеркнули, основные особенности различных их групп привели в таблице. Теперь у вас есть вся информация, чтобы решить, стоит их укладывать или нет. И если вы захотите их приобрести, то в любом нужном объеме и по выгодным ценам сможете заказать в «ПромПутьСнабжение».

Назад    Наверх