РАБОТАЕМ ПО ВСЕЙ РОССИИ С 2006 ГОДА

Виды путевых инструментов

При строительстве, содержании и ремонте железнодорожных линий используются самые разные приспособления. Их роль сложно переоценить, поэтому мы и хотим взглянуть на них более пристально. В фокусе внимания – актуальные сегодня виды путевых инструментов: подробно рассмотрим их, от определения и назначения до конкретных особенностей, которыми обладает тот или иной из них. С удовольствием поделимся полезной информацией, чтобы вы могли правильно выбрать визирки, клещи, прессы.

Сразу отметим, что современные модели костыледеров, пробойников и прочих помощников монтажной бригады гораздо долговечнее и эргономичнее своих предшественников, придуманных поколения назад. Объясняется это очень просто и логично – техническим прогрессом: во-первых, при изготовлении теперь используются более прочные и надежные материалы, во-вторых, линии и формы были доведены практически до совершенства. Тот же лом, казалось бы, простой до банальности, удобнее лежит в руке, дольше изнашивается, ведь выполняется из стали 375 HB, ведь со временем его геометрию усовершенствовали.

рабочий

Содержание

  1. Что такое путевой инструмент
  2. Качество стали путевых инструментов
  3. Предельный износ 
  4. Винтовые приборы для регулировки зазоров
  5. Рихтовочные приборы
  6. Путевые визирки
  7. Путевые уровни
  8. Клещи
  9. Костыледер
  10. Пробойники
  11. Штанга-груша
  12. Прессы для изгиба рельсов
  13. Обрезка рельсов
  14. Путевые шаблоны

Что такое путевой инструмент

Это собирательное название целой группы приспособлений, применяемых при строительстве и модернизации, ремонте и плановом обслуживании железнодорожных линий, стрелочных переводов, станций.

По типу действия подразделяется на два вида:

  • Ручной – максимально простой, при пользовании которым человек должен прилагать непосредственные усилия. С его помощью можно успешно, удобно и безопасно выполнять базовые задачи, обычно возникающие в процессе эксплуатации ЖД-колеи. В числе самых ярких примеров данной категории находятся подбойки, костыльные молотки, трещетки для создания отверстий под болты, ломы.

  • Механизированный – оснащенный пневматическим, гидравлическим или электрическим приводом. Выполняет сверление, шлифование швов, подбивку или другую технологическую операцию, а работник лишь направляет его. Эксплуатируя его, можно с высокой производительностью решать даже сравнительно сложные вопросы по строительству и ремонту железной дороги, вплоть до укладки или замены элементов ВСП.

Долгое время инструменты обоих видов (сначала первого, а после и второго) были единственным используемым приспособлением, потом – основным, сейчас же все чаще выбор делается в пользу путевых машин. Последние способны выполнять гораздо более объемные задачи за одно и то же время, но дорого стоят и достаточно требовательны к квалификации оператора, поэтому штанги-груши, клещи, пробойники сохраняют свою актуальность и должны быть на вооружении у каждой ремонтно-строительной бригады или персонала по обслуживанию ЖД-линии.

Спрос помогает сохранить и тенденция к постоянному совершенствованию всех помощников, даже ручных: их вес постепенно уменьшается, а прочность увеличивается, эргономика их держателей улучшается, чтобы пользоваться ими было еще удобнее и так далее.


поезд

Качество стали путевых инструментов

Механизмы, функциональные узлы и отдельные элементы таких приспособлений должны быть надежными и долговечными. Поэтому для их изготовления выбирают далеко не каждый металл. Какой именно подходит? Данные об этом – в следующей таблице:

Наименование

Мартеновская сталь

Твердость по Бриннелю, HB

Лом

обычный

углеродистая

300-375

костыльный

Клещи

для перемещения рельсов

углеродистая или легированная

300-375

для переноски брусьев

шпальные

рельсовые, для работ с краном

40-50, но по HRC-шкале

Остроконечная кирка

углеродистая

425-500

Подбойка

маховая

углеродистая или легированная

425-500

торцовая, с зубилообразным концом

углеродистая

торцовая, с кольцеобразным концом

Молоток

обычный

углеродистая или легированная

425-500

костыльный

Ключ путевой гаечный

углеродистая

375-450

Костыледер

Поворотная вилка

Дексель

обычный

углеродистая

375-450

плотничный

углеродистая или легированная

Штанга-груша

углеродистая

425-500

Зубило

Пробойник

путевой

углеродистая или легированная

477-532 в области головки, 286-340 в узкой части

для создания пробок

425-500 в узкой части

Шаблон

с деревянной серединой

углеродистая или легированная

трубчатого сечения

477-532 в зоне головки, 286-340 в узкой части

Лопаты

углеродистая или легированная

40-50, но по HRC-шкале

Балластные вилы

Визирки

Совки

углеродистая

Рукоятки

Предельный износ

Пока не наступит это состояние, инструменты можно без ограничений применять и при необходимости ремонтировать. Но сразу по его достижении приспособление необходимо сдавать в металлолом.

Производители в обязательном порядке указывают минимальные допуски на чертежах, отмечая их пунктирными линиями: как только до них сотрется костыльный молоток, маховая подбойка, остроконечная кирка, плотничный дексель, зубило, пробойник, подбивочный лом или лопата, необходимо обращаться к специалистам для починки.

Качество стали (приведенное в таблице выше) подразумевает сохранение необходимой прочности вплоть до наступления момента предельного износа. Поэтому именно оно должно быть ключевым фактором при выполнении ремонтных работ: важно не ухудшить надежность, особенно нагревая дефектный элемент с целью его выравнивания.

Похожие новости

Винтовые приборы для регулировки зазоров

Они закрепляются на рельсах при помощи болтов и, в зависимости от цели, толкают или тянут металлоконструкцию с силой, достигающей 30 т. Наиболее характерные представители данной категории:

  • шпальные клещи – с заточенными до нужного угла остроты концами захватов, выполненных из мартеновской стали (легированной или углеродистой); для них актуальны допуски по сечению (3%) и по длине (2%);

  • дексели – специальные топоры оригинальной формы, предназначенные для затески деревянных поверхностей брусьев (как переводных, так и мостовых) и шпал, а также для забивки подкладок (задней стороной); массой примерно 2,5 кг, с допусками по поперечным размерам (5%) и по длине (2%).


Рихтовочные приборы

Применение путевого инструмента данного типа позволяет уменьшить количество монтеров в бригаде с 8-12 человек с ломами до 3-4. А если выдать его и домкраты восьмерым работникам, они смогут без огромных трудозатрат выполнить сдвижку на переезде с асфальтовым покрытием, естественно, предварительно подрезав торцы шпал.

Другие задачи с их помощью тоже можно успешно решать, например, поднимать просевшие стыки.

Конструктивно разные, все они сходны по принципу действия: у каждого из них есть подошва, которая размещается на балластном слое шпального ящика и служит рычажной опорой. Чтобы она не скользила, она или обладает загнутым книзу концом, или оснащена выступами/шипами, но рельефные элементы в любом случае либо давят на подушку, либо врезаются в нее в момент приложения усилия и, таким образом, удерживают приспособление на месте.

Путевые визирки

В общем случае представляют собой комплект, состоящий из трех реек, – дальней, промежуточной и смотровой, у последней имеется специальная щель. На каждой также есть чувствительный уровень – чтобы ее можно было без труда расположить строго горизонтально. Для этого один конец элемента следует установить на колышке, а второй – на рельсе, поднимая и опуская его до тех пор, пока ось инструмента не будет строго параллельна балластной подушке. Тогда можно будет приступать к основным работам, для которых они предназначены, то есть для устранения просадок и толчков колеи с их помощью.

Стандартная геометрия и конструкция визирки выглядит следующим образом:

  • рейка шириной 15 см, а длиной – 3 м;

  • на нее нанесены 2 шкалы, градуированные по высоте с шагом в 1/8 дюйма; для долговечности насечки выполнены либо из латуни, либо из бронзы;

  • каждый из пары данных измерителей зафиксирован на металлической подставке, сделанной в форме швеллера и, в свою очередь, закрепленной на рельсовой головке;

  • в средней части приспособления есть ограничитель – с регламентированной точностью показаний в 1,6 мм.

Чтобы этот инструмент был более заметным и наглядным, он выкрашен «зеброй», то есть в черно-белую полосу, причем со стороны, обращенной к проводящему работы человеку.

рельсы

Путевые уровни

По характеру считывания показаний изменения показателя подразделяются на два вида:

  • непрерывного снятия;

  • ступенчатой регистрации (вырезы).

Также могут быть объединены с шаблонами (о них ниже) и тогда весят около 2,3-2,5 кг. В общем случае выполнены из отборной древесины твердой породы и оснащены регулируемым уровнем с высокой чувствительностью, форма которого цилиндрическая (радиус – 157 см) и укрепленная гипсом для большей надежности.

Клещи

Существует несколько их востребованных вариантов:

  • Шпальные – сделаны из двух стальных частей 25 на 13 мм, нижние концы которых остро заточены, а верхние заканчиваются кольцами – чтобы за них было удобно браться. Средний вес таких механизмов 4,5 кг, длина – 74 см, величина открытия – 102-394 мм.

  • Для брусьев – схожей конфигурации, но отличаются от предыдущего варианта габаритами. Их масса доходит уже до 5,5 кг, а полная длина достигает 106,1 см.

  • Крановые – нужны для осуществления операций погрузки/разгрузки элементов ВСП при создании колеи. За счет наличия овальных звеньев не проскальзывают вдоль металлоконструкции. Изготавливаются из низкоуглеродистого стального прутка сечением 22,2 мм, раскрываются на 171,4 мм.

  • Рельсовые – актуальны при переноске двутавровых балок на небольшие расстояния. Высокие нагрузки они выдерживают благодаря шарниру – соединительной заклепке в 19 мм диаметром.

Ярким примером другого, насколько же простого ручного инструмента является костыльный лом. Его форма не должна отступать от принятых стандартов, так как даже малейшие отклонения геометрии могут привести к отламыванию губок или к соскальзыванию в процессе эксплуатации.

Габариты его следующие:

  • масса – около 15 кг;

  • длина – 1,5 м;

  • глубина выреза – 50,8 лш;

  • ширина переднего захвата – 76 мм;

  • форма конца, противоположного лапе – зубилоподобная.

Допустим, определенный изгиб стержня, но исключительно для удобства держания – чтобы при соскальзывании приспособления монтажник не рисковал удариться ладонью о рельс и заработать травму.

Современная конструкция делает возможным выдергивание без деформации, позволяющее получить костыль без дефекта и повторно его использовать. Для этого лом следует изготавливать из легированной стали и сразу с двумя опорными частями:

  • первая, находящаяся ниже, обеспечит работу от стартового момента до вытягивания крепежного элемента на 63 мм;

  • вторая, расположенная выше, примет нагрузку и обеспечит легкий финишный рывок.

Также у инструмента могут быть подвижные губки, предоставляющие удобную возможность быстро и безопасно выдергивать те детали, у которых нет головок. Они хороши еще и тем, что эффект поддевания у них усиливается с наращиванием давления.

инструменты

Костыледер

Он актуален в тех узких местах, куда не добраться ломом. В его конструкции предусмотрено 8 приливов – по 4 с каждой стороны, на расстоянии в 50,8 мм – для удобного подхватывания. Для эффективности использования крайне важно, чтобы захватная часть в точности повторяла форму крепежа.

Габариты его такие:

  • масса – примерно 1,1 кг;

  • длина – 305 мм;

  • допуск по размерам сечения – 5%.

При ремонте и обслуживании некоторых железных дорог также отдают предпочтение облегченным моделям, весящим от 680 г до 1 кг и оснащенным лишь 6 приливами (3 парами).

Пробойники

Есть два вида данного инструмента:

  • для пробок – нужен, чтобы выбивать соответствующие и отслужившие свое элементы из шпал;

  • путевой – необходим для удаления стыковых болтов и для демонтажа костылей без головок (в результате удара проходит насквозь поврежденного крепежа, после чего тот можно без труда вытянуть).

Оба варианта весят в районе 2,5 кг и исполняются с допусками: по сечению (до 5%), по длине (до 2%), по конусности отверстия (угол в 40 для большего диаметра и в 30 – для меньшего).

Штанга-груша

С ее помощью предварительно размещенные в технологических отверстиях пробки забивают в шпалы. Востребована при проведении работ по сплошной замене полотна.

Обладает рукояткой трубчатого сечения, на конце которой расположена головка, и штангой длиной в 1,22 см с приваренной к ней с ударной частью – стальным цилиндром. Масса достигает 6,1 кг.

Вспомогательным приспособлением, которое можно условно занести в эту же категорию, является вилка. Она позволяет быстро повернуть Р-65 (или балку другого профиля), чтобы она стала в такую позицию, в какой ее не составит труда надежно захватить клещами. Ее рабочий орган, расположенный на верхнем конце, сделан так, чтобы плотно фиксировать как головку, так и подошву металлоконструкции и удерживать ее без проскальзывания. Весит от 2,7 до 5 кг (в зависимости от исполнения), в общем случае изготавливается из алюминиевого сплава, подвергнутого термообработке.

Прессы для изгиба рельсов

Есть 3 их распространенных типа:

  • Домкратный – состоит из устойчивой квадратной формы стальной отливки, оснащенной захватом и рычагом, а также из гидравлического или механического подъемника. Изменение геометрии металлоконструкции осуществляется по мере выхода рейки или штока.

  • Арочный (конструкция Кроу) – у него есть рама в виде перевернутой U, с крюками на концах и нажимным винтом в средней части. Отличается высокой универсальностью: подходит для обработки как очень легких двутавровых балок, так и тяжелых, весом до 77 килограмм на погонный метр.

  • Самсон – выполнен с цельнолитой станины, обладающей рычагом, и нажимным винтом. За счет плотной фиксации одной стороны захват противоположной получается особенно крепким, и это при впечатляющем качестве подпора в точке, параллельнойкрюку. В результате изгиб происходит с затрачиванием минимальных усилий.

камни

Обрезка рельсов

Раньше она осуществлялась с применением кислородно-ацетиленовых горелок, прямо на месте повреждения пути. Но при этом элементы ВСП трескались изнутри, что провоцировало изломы. Потому на смену пламени пришли ручные пилы и механические рельсорезки.

Еще одна очень популярная операция – это сверление металлоконструкций. Сегодня она проводится на двух типах станков: либо на так называемых трещотках, либо на моделях с конической зубчатой передачей. Вторые удобны надежностью своей конструкции, точностью и быстротой выполнения отверстий, а также тем, что к ним можно подключить дополнительный электроинструмент и расширить сферу их использования.

Путевые шаблоны

Это приспособления, с помощью которых можно точно измерить ширину железнодорожного полотна, сравнивая их с укладываемыми рельсами. В общем случае каждый из них представляет собой вилку с деревянной серединой и металлическими концами, причем на переднем из них, раздвоенном, есть ножки – для устойчивой установки и плотного контакта с вертикальными поверхностями головки. Присутствуют выемы для обнаружения сплыва металла и возможность фиксации бокового износа.

Также существуют специальные варианты исполнения – полностью из стали, с фибровой прокладкой в качестве изоляции. Такое решение повышает прочность, но вместе с тем увеличивает и вес – до 8 кг. Внимание, используемый шаблон тоже нужно периодически поверять – эталоном – и бережно эксплуатировать, не допуская даже малейших деформаций.

Мы подробно рассмотрели виды и назначение путевого инструмента и надеемся, что облегчили его выбор. И если вам нужно купить его, обращайтесь: в каталоге компании «ПромПутьСнабжение» представлено широкое разнообразие актуальных приспособлений, вместе со шпалами, рельсами и другими элементами ВСП, и все по выгодным ценам.

мастера

_____________________

Назад    Наверх