Эти конструкции выполняют несколько задач:
Функционально это верхние элементы ЖД-полотна, уложенные на шпалы, скрепленные между собой. Из них формируют широкие колеи как звеньевые, так и бесстыковые, с грузонапряженностью 25-75 млн т. км/км в год. Обладают достаточно подробной классификацией: по виду, категориям качества, способу выплавки, наличию отверстий под болты и так далее. Особенной популярностью пользуется тип Т1, то есть термоупрочненный, предназначенный для создания плетей путей протяженностью в 100-800 км. Маркировка у него говорит о весе погонного метра, который равняется ГОСТ 8161-75 – 64,72 (64,88) кг. Также востребованы модели с меткой К (из конверторной стали), предназначенные для наружных нитей криволинейных участков.
Металлопрокат производится как из НЛЗ (то есть непрерывно-литых заготовок), так и из слитков. После выпуска могут проходить как контролируемое охлаждение, так и изотермическую выдержку. К готовым изделиям вышеперечисленные ГОСТы предъявляют целый ряд требований – по прогибу, скручиванию, отклонению (подробнее – в разделе «Общие параметры»).
Конструкция условно состоит из трех частей:
Отдельно следует выделить пазухи, расположенные с обеих сторон от шейки и идущие от низа до середины подошвенной конструкции. Благодаря расположенным в них клиновидным накладкам соединяют двутавровые направляющие (внимание, на определенных участках пути, а не по всей протяженности).
Форма этого изделия металлопроката тщательно выверена, вплоть до каждого уклона, радиуса закругления, площадки. Все поверхности подбирались как с помощью расчетов, так и опытным путем для оптимального сцепления с колесами ЖД-транспорта. А также с учетом того, насколько серьезным нагрузкам подвергаются эти элементы. Ведь их конструкция просто обязана стойко сопротивляться деформации в течение десятилетий.
Перед тем как приводить длину, ширину, высоту головки железнодорожного рельса Р-65, отметим, что эти двутавры делаются из прочного металла. Он заслуживает отдельного рассмотрения.
Из нее выпускают все подвиды двутавровых профилей серии (в том числе РК65, Р50 и Р75). Почему? Потому что она обладает впечатляющей износостойкостью, твердостью, сопротивлением на изгиб. Эти свойства обусловлены составом: марка М76ВТ содержит 0,82% углерода, а также большое количество легирующих примесей (кремний, цирконий, титан, ванадий, марганец).
Рассматриваемые нами изделия металлопроката либо сразу выплавляются в мартеновских печах (первая группа), либо отливаются из заготовок (вторая). Но они в любом случае проходят несколько последовательных видов термической обработки. Последняя влияет не только на прочностные свойства, но и на стоимость. О том, какая сталь применяется, читайте в нашем материале.
К их производству применяются следующие требования:
Некоторые производители модифицируют продукцию по индивидуальному заказу клиента. Убирают прорехи в шейке или закаливают поверхности катания с одного или обоих концов, меняют диаметр и расположение болтовых отверстий и тому подобное. Такие улучшения влияют на конечную цену продукции. Поэтому если изделие, представленное к продаже в каталоге компании «ПромПутьСнабжение», обладает какими-то из перечисленных особенностей, потенциальный покупатель узнает об этом в обязательном порядке.
Теперь переходим к таблице общих характеристик:
Параметр |
ширина подошвы Р65 |
полная высота |
площадь поперечного сечения Р 65 |
масса 1 штуки |
масса 1 погонного метра |
момент инерции по осям |
расстояние от центра тяжести |
нейтральная ось |
Показатель |
150 мм |
180 мм |
82,65-82,79 см2 |
0,811 т |
64,72-64,88 кг |
по горизонтали: 3540-3573 см4 по вертикали: 564-572 см4 |
до верха: 98,3-98,7 мм до низа: 81,3-81,7 мм |
18 мм |
Это именно общие показатели, а есть еще и дополнительные, но тоже важные, например, высота головки, входящая в полную и равная 45 мм, или ширина, составляющая 75 мм. Есть и более специфические данные вроде распределения металла по объему или числа сварных стыков. Не будем Вас ими утомлять – главное, что все они представлены в техническом паспорте к изделиям и могут быть отдельно запрошены при заказе.
При покупке в «ПромПутьСнабжение», можно не только обсудить сроки поставки, но и уточнить каждый интересующий вас дополнительный показатель, вплоть до плотности мартеновской, конвертерной или электростали, использованной при производстве. Менеджеры компании будут рады проконсультировать и облегчить ваш выбор.
А вот этот показатель настолько важен, что мы решили не включать его в таблицу, а рассмотреть отдельно. Здесь есть два варианта исполнения:
Концы готового к продаже металлопроката должны быть отфрезерованы под углом в 90 градусов к плоскости оси. Причем с допуском не более 1 мм.
При этом есть двутавры различных серий с идентичными показателями. Например, болтовые отверстия и ширина головки и подошвы в описании рамного рельса Р 65 и Р 75 полностью одинаковы, что позволяет без проблем стыковать их между собой при укладке пути железной дороги. Моменты инерции и сопротивления нагрузкам также совпадают, что дает возможность длительно эксплуатировать ЖД-полотно, не боясь, что один его опорный элемент выйдет из строя гораздо раньше другого. Проектирование также существенно упрощается – можно создавать транспортные линии большой протяженности, подключать и реконструировать даже старые узлы и развязки.
Это наиболее популярный, известный и часто заказываемый сегодня вид рассматриваемых нами двутавровых направляющих. «Т1» в маркировке значит, что они термоупрочненные (то есть прошли обработку экстремальными температурами), а значит усиленной прочности и способны стабильно выдерживать максимально серьезные нагрузки. Цифра «65» – примерная масса 1 погонного метра такого изделия (выше в таблице мы указали, что точный вес – 64,72 кг).
Легкая стыковка и беспроблемное совмещение предусмотрены. Потому что размерные характеристики серии полностью совпадают с «классическими». Так, например, высота и ширина верхней части Т1 равны 45 и 75 мм соответственно. Радиусы и уклоны также идентичны тем, что были представлены на схемах.
Поэтому термоупрочненную продукцию можно монтировать на железнодорожных линиях не только специального, но и общего назначения, в том числе и на подъездных, и на главных путях. Укладывать их тем удобнее, что предлагаются они в двух вариантах исполнения – по 12,5 и по 25 м. Правильный выбор позволяет сэкономить значительную сумму при строительстве протяженной ЖД-трассы. На складе компании «ПромПутьСнабжение» в наличии оба вида – обращайтесь и заказывайте в нужном объеме.
Осуществляется специальными сверлами повышенной твердости шейки (по Бриннелю – 388 HB, по Роквеллу – до 41 HRC). Эти инструменты также отлично подходят для обработки металлопроката категории Р-50.
Помимо уже перечисленных сфер, термоупрочненные двутавровые профили востребованы при монтаже плетей так называемых «бархатных» линий. Их основное преимущество в том, что их можно сваривать между собой как сразу на производстве, так и в «полевых условиях», с помощью машин ПРСМ. Получается, что с ними не нужны крепежные элементы, что удешевляет укладку железной дороги, и нагрузка на основание за счет отсутствия стыков будет уменьшена.
Еще одна сфера применения продукции, прошедшей температурную обработку, – ремонт и реконструкция ЖД-полотна. Высота Р65-Т1 с железнодорожной подкладкой и шпалой идентична «классической» и равняется 180 мм, поэтому ею можно без проблем заменить даже самую старую конструкцию, уже износившуюся или получившую значительные физические повреждения.
______________________
Компания «ПромПутьСнабжение» оказывает услуги по продаже ж/д рельсов по всей России. Реализует шпалы, крепеж, инструмент путевой, оказывает услуги по сверлению, фрезеровке, резке, сварке, ремонту ж/д путей. На других страницах нашего сайта вы также можете узнать интересующие вас размеры других образцов.
О том, сколько весит «Шестьдесят пятая» у нас тоже есть подробная статья. Также читайте на нашем сайте о массе Р50 и ее размерности.