Железнодорожное сообщение с успехом пользуется в самых разнообразных сферах промышленности, производства, поставок. И если стандартное полотно по типу Р65 зачастую необходимо для обычной транспортировки грузов между муниципальными образованиями, то конкретно в горнодобывающих компаниях, судостроительных, для подачи сырья на склады или на производственные площадки нужны узкоколейные пути. Именно о таком подвиде и пойдет речь в текущем обзоре. Разберем рельс Р18 характеристики, плотность, размеры, ГОСТ, вес 1 метра и иные сопутствующие факторы, изучим параметры на схемах. И что важнее, точно определим предназначение и область эксплуатации такого полотна.
До изучения технических характеристик стоит пристально посмотреть на сферу эксплуатации этой продукции, чтобы понять, будет ли вариант эффективен конкретно в вашем случае. Железная дорога была изобретена уже очень давно. Но первые ее прототипы как раз и базировались на узкой колее. В те времена не было возможность развернуться производство полноценных путей на железобетонных шпалах, способных выдержать высокий трафик составов. Поэтому тяжелые рельсы, Р65, Р75 не были необходимыми. Интересно то, что с течением времени актуальность узкоколейных железнодорожных путей не снизилась. Напротив, если сложить все участки такого типа, их длину, то она не уступит широким путевым линиям в совокупности. Просто зачастую они скрыты от глаз.
Это линии сообщений, соединяющие между собой сырьевые базы, склады, площадки для производства, заводы. На основе такого вида строятся крановые мосты, опорные кран-балки, дороги прокладываются внутри шахт, рудников. Это часто вагонеточные пути, по которым также могут передвигаться специальный автоматизированный транспорт небольших габаритов. Но, помимо этого, это еще и подача сырья на различных типах конвейерного производства. Отсюда вытекает две основные группы узкоколейных путей.
Учитывая, что рельс 18 размеры имеет скромные, проложенные участки дороги легко помещаются в производственных зданиях, так сказать, под крышей. Внутри ангаров, складов, цехов. Такие участки называются внутренними. К внешним же относятся все остальные, начиная от распространенных вагонеточных путей, до кран-балок.
Также стоит сразу уточнить, что Р18 – это только один из двух основных видов узкой колеи. Не меньшей актуальностью пользуется и Р24. Логично даже использовать оба варианта в условиях одного производства. Например, более широкие типы можно применять для внешнего сообщения, а узкие уже внутри самого производственного здания.
Также стоит понимать, что все типы с более крупным размерным рядом уже относятся к стандартному полотну, и не могут применяться в основе для тех же вагонеточных скреплений. Помните, что качество продукты опирается не только на размеры, но и на сталь, из которой производится продукция. Распространены три ключевых варианта, это мартеновская сталь, электросталь и конвертерная. Они обозначаются соответствующей маркировкой: М, Э, К.
Также продукция может иметь термическое упрочнение. Это, соответственно, способ создать более надежный товар. Но ценовая позиция тоже становится выше. Важно подобрать надежного поставщика, особенно, если речь идет о крупной партии.
И отличным выбором станет «ПромПутьСнабжение». Очевидные плюсы сотрудничества в следующем:
Качественная продукция. Все товары проходят полноценные проверки на соответствие нормативным документам. Если говорить про рельс Р18 – ГОСТ 6368 82. Именно этот стандарт качества регламентирует все основные параметры эталонной продукции, выявляет нормы допустимых отклонений.
Огромный ассортимент. Логично предположить, что при укладке железнодорожного пути не получится обойтись только самим полотном. Понадобится масса метизов, предназначать которые нужно в качестве фиксирующих, предохраняющих, крепежных элементов. Это путевые болты, клеммы, гайки, прижимы, шайбы и требуемый для монтажа инструментарий. В ПромПутьСнабжение вы можете сразу приобрести все необходимое для выполнения работ по укладке. Не придется искать никакие дополнительные магазины, поставщиков. Один заказ – это товары для работы под ключ.
Удобная ценовая политика. И конкретно сейчас стоит отметить, что как раз на узкоколейные рельсы действует специальная акция. Массовая распродажа со склада, которая позволит вам приобрести продукцию с впечатляющей скидкой. И это при том, что даже стандартный прейскурант в принципе весьма лоялен по сравнению со среднерыночной ценой. А так он становится еще более приветливым.
Доставка любыми удобными способами. Компания может взять все вопросы, связанные с транспортировкой на себя. Возможны различные варианты по желанию заказчику. Также исходя из объема поставок выбирается водное сообщение, железнодорожные пути или обычный автомобильный транспорт. И что важнее всего, главный критерий выбора – оперативность исполнения.
Теперь же перейдем к сугубо техническим параметрам, которые помогут точно разобраться в аспектах монтажа, транспортировки. Ведь без знания основных характеристик невозможно заблаговременно рассчитать корректный план-проект.
Рельсы R18, как и остальные их собратья, состоят из нескольких частей. И нижняя из них – это основание. Его еще принято называть «подошвой». Если разбирать вопрос на схеме, то эта плоскость обозначается буквой B. Именно к основанию подходят практически все крепежи. Поэтому зачастую это часть наиболее широкая из всех, ведь нагрузка будет приходиться постоянно.
В нашем случае «подошва» имеет ширину в 80 мм. Это, разумеется, сравнительно немного. Но для узкой колеи – это оптимальный выбор. Такая ширина позволит обеспечить надежную фиксацию полотна. И при этом не увеличить чрезмерно вес и ценовой параметр продукта.
А это как раз те самые полозья, по которым и будут двигаться вагонетки или иные приспособления, доставляющие продукция, конвейерные механизмы и схожее. На схемах этот элемент можно найти под маркером b1. Ширина всего 40 мм, это ровно вдвое меньше, чем основание.
У этого элемента тоже есть свое обиходное название - «проезжая часть».
Показатель тоже является исключительно важным для расчета весовых параметров, транспортировки, хранения и, естественно, монтажа. Именно высота — наибольшее значение во всей конструкции (за исключением длины, которая может быть определена произвольно). На схеме обозначается, как H. И равняется по государственному стандарту качеству 90 мм.
На этот вопрос нельзя ответить с точностью. Дело в том, что для расчета необходимо знать плотность стали, из которой произведен товар. Разумеется, существует всего три варианта, о которых мы уже сказали выше. При этом еще и актуальностью пользуется только один из них. Фактически в 99% подразумевается 7830 кг/м3. И исходя из этого показателя и необходимо проводить все расчетные операции.
Выявить этот параметр для целой линии проблематично, неясно какой длины продукция приобретена. Стандарт обычно – 8 м. Но при этом многие производители могут реализовывать и укороченные типы, а также и удлиненные. «ПромПутьСнабжение» сможет подобрать варианты длиной всего от 3 до 12 м. Поэтому, если мы обсуждаем рельс Р 18, вес выявляется именно в погонном метре. И это ровно 17.96 кг.
Как мы уже отмечали, хороший товар возможен только при качественном производстве. А значит, производственный аспект выходит чуть ли не на лидерскую позицию по важности. В государственном стандарте указаны рекомендации, но методики совершенствуются постоянно. И нормативная документация не может адаптироваться под каждую новинку технического прогресса, которая внедряется на заводах. Поэтому сам процесс производства с нюансами зачастую – это выбор производителя.
Разумеется, есть некоторые базовые аспекты, которые всегда имеют место, как:
Обязательная термическая обработка для уплотнения.
Строго перпендикулярные срезы на торцах. Логично, если будет отклонение по оси хоть на десятую долю градуса, то велик шанс, что при стыковке двух рельсов между собой возникнут серьезные сложности. В стандарте устанавливается допуск в 1 миллиметр, но не рекомендуется близко к нему подбираться.
Отверстия для болтов должны размещаться равномерно, чтобы распределить нагрузку. При этом самый первый болт нельзя крепить ближе, чем в 46 миллиметрах от стыка. Иначе при интенсивной эксплуатации может возникнуть деформация стали.
С помощью тщательного изучения схемы, также самого изделия можно легко понять все его основные характеристики. Так внешний визуальный осмотр поможет определить каленую продукцию. Для этого достаточно посмотреть на рельсовую шейку. Там должна располагаться специальная поперечная полоса, которая явно указывает на то, что изделие было прокалено. Также на метизе стоит поискать специальное кольцо, вдавленное на небольшом углублении.
На схеме же маркировка следующая:
B. Как мы уже отмечали выше, это ширина нижней части метиза. То есть той, что называется подошвой.
b1. Это уже размер верхней поверхности, по которой движется вагонетка или автоматизированный транспорт.
H. Общая высота всего изделия вместе с подошвой, поперечной и верхней частью.
S. Величина нейтральной оси.
M. Масса, как мы помним, она обозначается в погонных метрах. На некоторых чертежах размещается этот показатель общей линии в совокупности, но конкретно при разборе рельсы, обычно указывается только номинальные значения.
Теперь давайте более детально затронем области, в которых подразумевается эксплуатация Р18 ГОСТ 6368 82. А это, как мы уже поняли, узкоколейные железнодорожные пути.
Горнодобывающая промышленность. Соответственно, это рудники, шахты, подземные пути сообщений. В условиях ограниченного пространства нет никакой возможности развернуть полноценное строительство. Тяжелая техника просто не сможет проехать в шахту. Укладывать крупную железную дорогу, асфальтированную площадку невозможно. Также рельсовая решетка не может быть уложена в таких условиях, ведь ни кран, ни трактор просто не пройдет. Соответственно, единственным выходом становится ручной монтаж узкой колеи.
Размещение кран-балок и крановых мостов.
Поставка товаров, сырья, материалов от складов, сырьевых баз на место производства в условиях их расположения в относительной близости. В этом случае на первую позицию выходит уже экономия. Да, между точками можно развернуть практически любой вид сообщения. Но выгоднее становится узкая колея.
Транспортировка продукции при освоении целинных земель.
Военно-полевые дороги, которые распространены при формировании укреплений, фортов, новых гарнизонов.
Внутренние пути на предприятиях, складах, ангарах, сырьевых базах, цеха и заводах. Не секрет, что некоторые из обозначенных строений имеют очень крупный масштаб. И для быстрой передачи нескольких сотен товар сырья от одной точки к другой самым логичным выходом будет использование транспорта по типу вагонеток.
Развлекательная сфера. Все подвиды, так называемых «американских горок» также строятся на этом принципе. Как и колеи, предназначение для детских аттракционов, мини поездов.
При этом фактически ни одно предприятие не имеет строгих ограничений на использование такого варианта. Перевозка сырья всегда может стать, как говорится, «на рельсы». Единственный разумный довод «против», если объем производства, а с ним и транспортировки сырьевых основ – ничтожно мал. Тогда укладка железной дороги не будет рентабельной. Также аргументов может стать временный характер производства. Ведь демонтировать конструкцию после исполнения задачи – это затратное мероприятие, которое не факт, что себя окупит.
Тип |
S поперечного сечения в квадратных сантиметрах |
Дистанция от головки до центра |
Сопротивление по верху |
По низу |
По грани |
m |
Р 18 |
22.8 |
4.6 |
50.8 |
55.3 |
10.1 |
17.9 |
Рассмотрим все основные параметры в виде наглядной таблицы.
Изделия из стали нельзя назвать прихотливыми. Но они также при длительном хранении с неправильными условиями могут значительно снизить свой предельный эксплуатационный срок. Основным аспектом, который пагубно влияет на сталь, является климатические условия. Зачастую временно рельсы располагают на открытом воздухе. И даже если предварительно накрыть их тентом, скопления влаги все же может появиться. Чтобы предотвратить этот фактор, необходимо всегда размещать площадку хранения выше по уровню, относительно близлежащего рельефа местности.
В этом моменте важно обратить свое внимание на два ключевых фактора. Первый заключается в значительном весе товара, если речь идет о крупной поставке. Нужно сразу рассчитать тот факт, что не каждый транспорт с этим справится. И второй момент – длина. Если это более 8 метров, да еще и несколько десятков или сотен тонн одновременно, то автомобильный транспорт сразу исключается. Логично будет использовать доставку железной дорогой или судном.
Мы досконально разобрали рельсы Р 18. И теперь темных пятен не осталось. Остается лишь сверить конкретно ваши требования на производстве с условиями, при которых узкая колея становится актуальной. И если они соответствуют, то перейти к выбору поставщика.