Подробно рассмотрим один из наиболее востребованных видов прокатных изделий, используемых при проектировании и монтаже подъездных участков и других объектов. Речь пойдет о рельсах Р50, со всеми их особенностями. Предлагаем взглянуть на габариты, массу, строение профиля, принципы сверления, область применения, а также проанализировать причины их популярности.
Данные двутавры являются ключевыми элементами бесстыковых и звеньевых ЖД-путей с широкой колеей. Актуальны они и при организации стрелочных переводов. Очевидно, что такие металлоконструкции должны быть строго унифицированы. Поэтому их производство регламентируется. Можно покупать и укладывать как новые, так и лежалые (с резерва) или бывшие в употреблении – главное, чтобы они соответствовали требованиям, предъявляемым к надежности.
Содержание
Их основные габаритные характеристики, в мм:
В настоящий момент выпускаются по межгосударственному стандарту под номером 51685-2000. Жесткая стандартизация обуславливает широту их использования на железных дорогах не только России, но и стран СНГ. Прокатные изделия этой категории подходят для укладки в пути с грузонапряженностью, не превышающей 10-25 миллионов тонно-километров/км в год. В стандартных (не экстремальных) климатических и температурных условиях эксплуатации они формируют надежный и долговечный путь для передвижения локомотивов, вагонеток, тележек и других транспортных средств.
В неофициальных документах (в том числе и в интернете) могут быть указаны и как рельсы 50Р – такое обозначение сравнительно редко, но все-таки встречается. Главное, что, вне зависимости от порядка записи, двутавровая жд направляющая должна отвечать следующим требованиям:
Эти изделия проката укладывают параллельно друг другу, скрепляя с соседними элементами и с опорами (шпалами). Формируется широкая колея, нагрузки на которую распределяются равномерно.
Так же существуют рельсы РП (промышленные). Они используются на путях промышленных предприятий (крановые, подъездные и пр.). По своим характеристикам фактически не уступают Р. Разница лишь в том, что ведется строгая проверка на соответствие всех измерений, в случае если прокат по какому-либо показателю не дотянул до необходимой нормы, устанавливаемой для магистральных путей. В результате они отсортировываются и маркируются как промышленные (РП). Разрешенная скорость движения по Р будет выше чем по РП. Вариант, используемый в промышленности, делается под ГОСТом 51045-97.
Их укладывают в бесстыковые и звеньевые ЖД-полотна и активно используют при строительстве стрелочных переводов дорог широкой колеи, то есть точки перехода с главного ЖД-пути на примыкающий. Монтаж осуществляют параллельно, формируя маршрутную линию, закрепляя на шпалах и с соседними профилями.
Еще одна ниша, в которой используется этот вид металлопроката, – промышленные предприятия с их цеховыми помещениями. Универсальная высота железнодорожного рельса Р 50 (и другие стандартизованные параметры) позволяет использовать его для создания маршрутов движения вагонеток. Это дает удобную возможность организовать быструю транспортировку сырья, рабочих материалов, ископаемых, чем пользуются заводы и фабрики с обширными производственными площадями.
Также рассматриваемые металлоконструкции могут быть заменой уже эксплуатируемым на основных участках ЖД-полотна как на время ремонта, так и в качестве постоянных опорных элементов.
Как и все аналоги, рассматриваемые прокатные изделия выполняют функции:
Рельсы Р50, по ГОСТу 51685-2000, могут исполняться термоупрочненными – в таком случае в их маркировке указывается «Т1». Но они в любом случае должны быть сделаны из электропечной стали с включениями примесей в химический состав не более 0,001-0,05% от общей массы (в зависимости от конкретного элемента).
На сегодняшний день они подразделяются на следующие основные категории по группе годности, сроку службы, степени износа, внешнему состоянию:
В последнем случае допускается выпуск металлоконструкций с несколько измененными показателями классов точности и прочности, по индивидуальной договоренности с заказчиком.
Интересная статистика: более 95% выпускаемых сегодня прокатных элементов предназначены именно для широких колей, и 3/4 из них составляют именно «пятидесятые» и «шестьдесят пятые». Откуда такая популярность?
Причин для повальной востребованности сразу несколько:
Задаются по отношению к срезу профиля и регламентируют изменение симметрии в следующих рамках:
Естественно, если металлоконструкция не соответствует данным требованиям, она не может считаться пригодной к укладке на ЖД-участках общего назначения.
Для удобства мы свели их в таблицу, наглядно показывающую зависимость.
размер, м | погрешность, мм |
12,38 | +/- 6 |
12,42 | |
12,46 | |
12,5 | |
12,52 | |
24,84 | |
24,92 | |
25 | +/- 20 |
Также возможны отклонения по высоте (0,5 мм), по ширине верхушки и подошвы (0,5 и 1 мм соответственно), по толщине шейки (1 мм). При этом вогнутость основания не допускается. Погрешность расположения и диаметра болтовых отверстий может достигать 0,7 мм.
В толще стальной конструкции не должно быть флокенов, включений шлака, постороннего металла или других инородных примесей, расслоений, пятен ликвации, корочек и трещин. Неприемлемы не только внешние дефекты, но и внутренние, выявляемые посредством ультразвукового контроля.
Поверхность Р 50 по ГОСТам – чистая и гладкая, то есть без пленок, трещин, раскатанных загрязнений, продольных и поперечных царапин, окалины, закатов, продиров, подрезов, вмятин, пузырей, морщин, волосовин. Все эти нежелательные элементы можно удалять – путем пологой зачистки. Только следует вооружиться именно абразивным инструментом, а не действовать методом прижога. Глубина обработки прокатного изделия – от 0,35 до 0,5 Е и от 0,5 до 1 Р, в зависимости от класса качества и положения проблемного места.
На торцах перечисленные дефекты также недопустимы, более того, нельзя, чтобы на кромках оставались наплывы и/или заусенцы. Для устранения этого по краям снимается фаска 3мм под углом 45°.
Для наглядности сравним их с аналогичными показателями других популярных жд металлоконструкций.
Параметр | Р50 | Р65 | Р75 | ||||
Высота, мм | |||||||
основания | 27 | 30 | 32 | ||||
шейки | 83 | 105 | |||||
верхушки | 42 | 45 | 55 | ||||
полная | 152 | 180 | 192 | ||||
Длина, м | 12,5 или 25 | ||||||
Ширина, мм | |||||||
подошвы | 132 | 150 | |||||
головки сверху | снизу | 70,2 | 72 | 73 | 75 | 72 | 75 |
Толщина шейки, мм | 16 | 18 | 20 |
Как видите, показатели достаточно близки: это обуславливается тем, что различные двутавровые профили должны выдерживать примерно одинаковые температурные и климатические нагрузки. Хотя даже миллиметры разницы сыграют роль в течение эксплуатации – отсюда отличия в сфере применения (которую подробно рассмотрим ниже) и сложность полной совместимости.
Материал двутавровых балок сравнительно плохо поддается обработке. Поэтому рекомендуем воспользоваться специальными сверлами – с твердостью до 388 HR (шкала Бриннеля) и до 41 HRC (шкала Роквелла).
Делая отверстия под болты необходимо учитывать, что их размеры и расположение строго стандартизированы. Например, диаметр должен быть 34 мм, с допуском +/- 0,7. Обязательны 1,5-3-миллиметровые фаски, снятые под 45-градусным углом. Отступ от кромок тоже регламентирован межгосударственным стандартом 51685-2000.
По индивидуальным пожеланиям заказчика можно выпустить металлоконструкцию с другим количеством и размещением технических отверстий. Хотя эксплуатировать ее в дальнейшем, скорее всего, можно будет только на объекте клиента.
Приводим те важные показатели, которые не вошли в предыдущие таблицы, и сравниваем с аналогами.
Параметр | Р50 | Р65 | Р75 | ||||
Масса, кг | |||||||
1 погонный м | 51,67 | 64,88 | 74,41 | ||||
прокатное изделие 25 м | 1292 | 1618 | 1860 | ||||
Площадь поперечного сечения, см2 | 65,99 | 82,65 | 95,04 | ||||
Расстояние до центра тяжести, мм | |||||||
верх | низ детали | 81,5 | 70,5 | 98,7 | 81,3 | 103,8 | 88,2 |
Распределение площади, в % по профилю | |||||||
основания | 37,4 | 36,1 | |||||
шейки | 24,5 | 28,5 | 26,5 | ||||
головки | 38,1 | 34,1 | 37,4 | ||||
Момент сопротивления, см3 | |||||||
по грани подошвы | 55 | 75 | 89 | ||||
по низу | 285 | 435 | 509 | ||||
по верху | 247 | 358 | 432 | ||||
Момент инерции по осям, см4 | |||||||
вертикальная | 375 | 564 | 665 | ||||
горизонтальная | 2011 | 3540 | 4489 |
_______________________
Теперь, когда вы знаете не только высоту «пятидесятого», но и остальные его технические характеристики, особенности и преимущества, можно решить, подойдет ли он для строительства ЖД-сообщения на объекте. А компания «ПромПутьСнабжение», в свою очередь, всегда готова на взаимовыгодных условиях продать металлоконструкции как этого типа, так и Р65 или Р75. Звоните по указанным на сайте телефонам.
О том, сколько весит «пятидесятая» у нас тоже есть подробная статья. Также читайте на нашем сайте о массе Р65 и ее размерности.