г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Работаем 17 лет на рынке МВСП
8 (800) 500-00-51
8 (800) 500-00-51
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00 - 17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (499) 322-02-04
г. Москва, 109012, Большой Черкасский пер., д. 6/7
Пн-Пт: 9:30-18:30 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 109, 108, 102
г. Зеленодольск, 422545, ул. Королёва, д. 28
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (937) 774-70-78
г. Зеленодольск, 422545, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 109, 108, 102
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 148
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 121
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
Заказать звонок
Телефоны
8 (800) 500-00-51
Главный офис
+7 (499) 322-02-04
Москва
+7 (937) 774-70-78
Отдел продаж
+7 (843) 212-20-29, доб. 148
Отдел персонала
+7 (843) 212-20-29, доб. 121
Бухгалтерия

Брус деревянный пропитанный (А1, А2, А3, А4, Б1, Б2)

28 янв 2024
Брус деревянный пропитанный (А1, А2, А3, А4, Б1, Б2)
Всесторонне рассмотрим один из ключевых элементов устройства соединения путей. Обратим внимание на размеры отбойного переводного бруса на стрелочном переводе, его комплектацию и специфику монтажа. Подробно пройдем по тем параметрам, которым он должен соответствовать, и требованиям, предъявляемым к его производству и эксплуатации. Столь исчерпывающую информацию приводим для того, чтобы вы смогли сделать легкий выбор.


Содержание

  1. Область применения
  2. Термины и определения
  3. Классификация, основные параметры
  4. Технические требования
  5. Комплектация
  6. Размеры
  7. Сколько брусьев на стрелочных переводах: количество в комплекте
  8. Параметры защищенности при консервации
  9. Брус переводной пропитанный типа Б2-2
  10. Требования к сырью и материалам
  11. Маркировка
  12. Приемо-сдаточные испытания
  13. Транспортировка и хранение
  14. Гарантии изготовителя
  15. Число брусьев соответствующих типоразмеров по длине в комплектах

Область применения

Укладка в железнодорожные колеи шириной 1520 мм, предназначенные для езды подвижных составов со скоростью до 200 км/ч.

Нормативные ссылки

Монтируемые части обязаны отвечать требованиям следующих ГОСТов:

  • 8816-2003 – по качеству использованной древесины и параметров;
  • 20022.5-93 – по технологии защиты от осадков, насекомых-короедов, микроорганизмов;
  • 2770-94 – по составу взятого антисептика.

Также есть целый ряд межгосударственных стандартов, регламентирующих безопасность труда при производстве, особенности его охраны, условия работы с линейками, угольниками, штангенциркулями и другим инструментом, методы осуществления выборки, накалывания, выяснения влажности, характера транспортировки.

Термины и определения

Брус переводной деревянный типа 1 (2,3) – пилопродукция стандартизированной формы и габаритов, выполняющая роль опорного элемента при укладке стрелочного перевода. Может быть:

  • как обрезным (пропил с четырех сторон), так и нет (только с двух);
  • как пропитанным (покрыт защитным составом), так и нет, или наколотым (глубина антисептической обработки повышена).
Верхняя пласть – горизонтальная поверхность (с продольным пропилом) меньшей ширины, нижняя – большей.
Боковая сторона – вертикальная плоскость.
Обзольная часть – непропиленные места.

Класс пути – комплексный показатель характера эксплуатации, принимаемый в зависимости от вида железнодорожной колеи, а также от скорости движения транспорта, измеряемой в км/ч, и от годовой грузонапряженности, рассчитываемой в млн т км брутто.

Классификация, основные параметры


Рассмотрим, на какие группы подразделяются стрелочные переводные пропитанные брусья, обсудим их типы и размеры по ГОСТам. По поперечному сечению выделяют 2 вида:

  • А – обрезные, с фасками, снятыми только в верхней части;
  • Б – необрезные, с закруглениями со всех четырех сторон.

Существует 3 варианта по применяемости:
  • I – для главных путей (первого-второго класса), а также для эксплуатируемого третьего, то есть для линий с высокой грузонапряженностью (от 50 млн т км брутто ежегодно) и скоростью езды подвижных составов от 100 км/ч;
  • II – для сортировочных, приемоотправочных колей, для магистралей с малой интенсивностью передвижения;
  • III – для всех остальных, в частности, для подъездных, маневрово-вывозных, заводских транспортировочных полотен.

ШПАЛЫ, МОСТОВЫЕ БРУСЬЯ И БРУСЬЯ ДЛЯ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ

ШПАЛЫ, МОСТОВЫЕ БРУСЬЯ И БРУСЬЯ ДЛЯ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ

При достойной сборке и регулярном обслуживании стрелочный перевод на деревянных брусьях отличается достаточной упругостью и прочностью, отличным сцеплением с щебеночной подушкой и фиксацией с рельсами, простотой формы. В организации он обходится не так дорого, как железобетонный. И каждый его опорный элемент обладает следующими параметрами, в обязательном порядке указываемыми на чертежах:
  • ширина – верхней пласти b, нижней – b1, по непропиленным сторонам – b2;
  • толщина – h;
  • высота пропиленных боковин – h1.


Технические требования


Они предъявляются по целому ряду характеристик:

  • по конструкции – к допустимым отклонениям;
  • по используемому при производстве материалу – древесине, а также – особенностям массива, таким как уровень влажности;
  • по надежности – длительности эксплуатации, количеству отказов;
  • по технологии обеспечения нужной долговечности.

Все они будут подробно рассмотрены ниже.


Комплектация


Стандартная длина изготовления переводных брусьев стрелочного перевода составляет от 3 до 5,5 м, с шагом в 0,25 м. Варианты их компоновки представлены в таблице ниже.



Условное наименование
А4 А3 А2 А1 Б2 Б1
Тип и марка узла
Р65 Р65 Р50/Р65 Р65 Р43/Р50 Р50
1/9 1/11 1/9 1/22 1/9 1/11

А4ШПАЛА

А3

шпалы

А2

шпалы

А1шпалы

Б2шпалы

Б1шпалы


Правила подготовки к транспортировке и особенности самой перевозки заслуживают отдельного внимания (и обязательно будут рассмотрены ниже). Также нужно знать общее число опорных элементов, отгружаемых в зависимости от того или иного варианта компоновки. Их мы тоже приведем ниже, чтобы вы могли ориентироваться и уже на стадии заказа предметно понимали, какое количество брусьев на стрелочном переводе 1/9 или 1/22. 

Описание


Это важные детали, которые выполняют сразу несколько ключевых функций:

  • объединяют составляющие устройства пути в надежную конструкцию;
  • сохраняют расстояние между рельсовыми нитями постоянным;
  • равномерно распределяют давление (от колес проезжающего транспорта) по всей поверхности балластного слоя.

Могут быть выполнены из хвойных пород (сосна, кедр, ель, лиственница, пихта) или из березы, а также – две принципиально другие группы – из металла или железобетона. Последние варианты обладают определенными преимуществами: например, они очень прочны, и их не требуется дополнительно защищать от микроорганизмов или влаги.

Но стрелочный переводной деревянный брус (А4 тип 2 или любого другого вида) тоже обладает эксплуатационными плюсами, в числе которых:

  • простота формы;
  • лучшее сцепление с грунтовой подушкой;
  • легкость – весит в 3-4 раза меньше аналогов из бетона;
  • доступность – стоит дешевле;
  • упругость при достаточной надежности.

В совокупности перечисленные достоинства и определяют актуальность применения. Именно сосновые и подобные им опорные элементы являются наиболее распространенными на Ж/Д-линиях не только России, но и мира. Металлические и железобетонные используются там, где эксплуатировать рассматриваемые нами нецелесообразно – из-за климата или короедов. Например, в отдельных регионах Индии орудуют термиты, которые пожирают даже самую плотную породу за считанные месяцы, а в Сибири под воздействием низких температур еловая конструкция может пойти трещинами.


Похожие новости

Размеры


Чтобы вы могли приступить к расчетам проектов стрелочных переводов на деревянных брусьях, сводим в таблицу номинальные геометрические показатели.



Тип b b1 b2, от h h1, от
Н У Ш
А
I 220 200 260 180 130
II 175 250 160 120
III 200 230
Б
I 220 200 260 300 180
II 175 250 280 160
III 200 230 260


Отдельно отметим, что поперечные сечения и другие габариты установлены по умолчанию, то есть для породы с влажностью до 22%. Если же данное условие не соблюдается и реальный процент выше, необходимо заложить припуск, согласно ГОСТ 6872.1 – на усушку.

Напоминаем, что b1 – это ширина нижней пласти, тогда как b – верхней, исполнение которой может быть нормальным (Н), уширенным (У) или широким (Ш). Именно такое соотношение ДхШхВ обеспечивает хорошие показатели упругости и распределения нагрузок.


Сколько брусьев на стрелочных переводах: количество в комплекте



Длина, м Условный номер Условное наименование сборки и типа
А4 А3 А2 А1 Б2 Б1
Число в сборке, шт
3 1 17 16 31 16 17 16
3,25 2 10 16 39 7 8
3,5 3 8 17 21 7
3,75 4 4 7 12 16 5 8
4 5 6 5 11 14 3 4
4,25 6 5 6 9 12 4 6
4,5 7 6 7 8 10 7
4,75 8 4 6 9 10 4 5
5 9 4 5 9 11 5
5,25 10 4 6 8 10 4 6
5,5 11 4 7 11 3
Итого 68 80 137 170 63 75


Это поможет вам ориентироваться при заказе. Кстати, любой из этих вариантов есть в наличии в компании «ПромПутьСнабжение», поэтому при покупке вы можете рассчитывать на максимально быструю доставку по России.


Объемы комплектов, в м3



Тип Вид
А4 А3 А2 А1 Б1 Б2
I 12,11 14,91 25,08 31,62 11,35 18,11
II 10,35 12,75 21,44 27,03 9,7 11,93
III 9,52 11,73 19,72 24,86 8,92 10,97


Таблица дает представление о том, сколько места занимает сборка стрелочного перевода на деревянном брусе.


Параметры защищенности при консервации


Должны соответствовать положениям межгосударственных стандартов 20022.0-93 и 20022.14-84. Последний, кстати, подразумевает естественную влажность на уровне до 22%.

Согласно ГОСТам, поглощение антисептика должно осуществляться в следующих рамках:

  • сосновыми и кедровыми конструкциями – от 79 до 96 кг/м3;
  • пихтовыми и еловыми – от 90 до 105 кг/м3.


Нормы глубины пропитки



Порода Участок
Заболонь, мм Ядровая/спелая древесина, мм
Сосна, кедр от 5
Лиственница, пихта, ель от 5 от 2


Средний срок эксплуатации


В общем случае достигает 15 лет, при хорошем уходе и щадящих условиях использования (малая грузонапряженность, небольшие скорости движения транспорта) доходит до 20 лет.


Брус переводной пропитанный типа Б2-2


Его изготовление регламентировано межгосударственным стандартом 8816-2003. Предназначен для монтажа на балластную подушку ВСП с целью обеспечения неизменности расположения частей и элементов рельсовых нитей, а также всего устройства соединения и переключения путей. В процессе службы воспринимает давление как от самих направляющих, так и от промежуточных скреплений, после чего равномерно распределяет полученную нагрузку по основанию.

GB190.jpg

Широко используется на современных линиях РЖД, востребован как на самых ответственных магистральных линиях, так и на станциях или на подъездных участках.

Технические характеристики


Полный комплект деревянного переводного пропитанного бруса Б2 типа 2 для стрелочных переводов состоит из 63 конструкций, обрезных, полуобрезных или нет, выполненных из массива ели, сосны или пихты. Занимает объем в 8,92 м3. Предназначен для рельсов Р43 и Р50. Геометрические показатели приведены в таблицах выше.


Конструктивные требования


  • Отклонения от номинальных значений допустимы, но они не должны выходить за рамки: ± 5 мм по длине, +10 мм по ширине верхней пласти, от 5 до 20 мм – нижней, ±5 мм – по толщине.
  • Торцы нужно пропилить перпендикулярно продольной оси, но со скосом строго до 20 мм, не более.
  • Стороны обязаны обладать взаимной параллельностью и быть расположены перпендикулярно по отношению друг к другу.
  • Обзольные участки и непропиленные места необходимо очистить от луба и/или коры.
  • Простой и сложной кривизне, а также стреле прогиба, нельзя превышать 0,2-1% от протяженности (в зависимости от вида элемента ВСП и их местоположения).
  • На пласти недопустимо наличие запилов и зарубов, на других сторонах они могут быть, но не глубже 20 мм и не шире 40 мм.
  • Заделывать пороки породы нельзя, но сучки и закомелистость можно аккуратно срезать.

Требования к сырью и материалам


Деревянные шпалы переводные и мостовые из пропитанных брусьев исполняются из массива пихты, ели, сосны или лиственницы. При этом подразумевается:

  • отсутствие пасынков, гнили, двойной сердцевины, табачных и гнилых сучков;
  • гнилые пятна – не более 20%;
  • прорость – не на верхней части, не длиннее 700 мм, не глубже 20 мм, не шире 50 мм;
  • ложное ядро – до 30% от площади торца, выходящее только на одну из боковых сторон;
  • наклон волокон – до 10% по прямому направлению;
  • трещины – исключительно мелкие и без выхода наружу;
  • червоточины – до 3 штук на 1 м погонный, и неглубокие, до 50 мм;
  • предпропиточная влажность в пределах нормы – до 22-25%.

Строгое соответствие этим условиям будет залогом длительного срока службы и беспроблемной эксплуатации.


Требования к надежности


Любой такой элемент, например, брус переводной А1, должен обладать ресурсом в 15 лет и более. Он считается непригодным к дальнейшему использованию, если в его толще появились расколы, сквозные или заходящие под подкладку, в результате чего нарушается стабильность рельсовой нити. Также он подлежит демонтажу при поперечных изломах, выколах кусков породы, наличии гнили на верхней пласти, проникшей глубже 300 мм.


Требования к технологическим методам


После сушки допускается укрепление от растрескивания – с помощью установки фиксаторов, в роли которых могут выступать винты, S и П-образные скобы, торцевые пластины.

Любой тип, даже специфический, вроде флюгарочного бруса стрелочного перевода, сегодня пропитывают способом ограниченного поглощения, то есть в автоклаве, по схеме «давление-давление-вакуум». Из резервуара откачивают воздух, наполняют его креозотом, ултаном и другим средством или их смесью, соответствующей ГОСТу 20022.5, выдерживают определенное время, после чего просушивают.

После защиты допустима механическая обработка, но только при условии, что обнажившиеся поверхности затем будут покрыты тем же антисептиком хотя бы трижды. Просверливаемые под элементы крепежа отверстия необходимо смазывать маслянистыми составами, причем по всей глубине сделанных каналов.


Маркировка


Для унификации схемы раскладки брусьев стрелочного перевода на торце каждого из них – краской или клеймением – наносят ряд обозначений:

  • товарный (единый) знак изготовителя;
  • букву, говорящую об использованной породе: Е – ель/пихта, С – сосна, Л – лиственница;
  • метку о накалывании (если оно осуществлялось) – круглое пятно от 10 мм диаметром;
  • цифру, показывающую условную геометрию (приведена в первой таблице).


Внимание, шрифт маркировки должен соответствовать ГОСТу 14192.


Приемо-сдаточные испытания


Для их проведения производят выборку – 5 готовых изделий из 90 штук, 8 – из группы от 91 до 150 и так далее. В ходе проверок их оценивают на соответствие стандартам. Если все требования выполняются, на упакованную партию клеят этикетку, подтверждающую, что укладка стрелочного перевода на деревянных брусьях возможна. Она также содержит целый ряд реквизитов:

  • название и юридический адрес завода-изготовителя; 
  • сведения о принятии и комплектации;
  • вид использованного антисептика;
  • наличие (отсутствие) накалывания;
  • актуальные межгосударственные стандарты.

Если хотя бы один контрольный образец покажет неудовлетворительные результаты, выборку повторяют, но уже в двойном размере. Если итог снова будет неутешительным, партия признается бракованной.


Типовые испытания


Проводятся по регламенту ГОСТа 15.309, в тех случаях, когда в стандартную технологию изготовления вносят какие-либо изменения. Это актуально как для обычных опорных элементов, так и для более специфических, например, для стрелочного отбойного бруса на переводах. Результаты тестов оформляются в виде приложения к основной документации.


Методы контроля


  • Все проверки выполняются с применением только аттестованного оборудования и инструментов.
  • Длину определяют рулеткой II класса точности, сечение – линейкой, кривизну и отклонения торцов, пластей, сторон – угольником и/или штангенциркулем.
  • Органолептическим и/или визуальным путем определяется качество очистки от луба и коры, наличие наколки, уровень закомелистости и среза сучков, отсутствие запилов, зарубов, заделки пороков, тщательность смазки отверстий и покрытия обнажившихся поверхностей.

Чтобы облегчить будущую одиночную смену переводных брусьев и шпал на стрелочном переводе, в обязательном порядке контролируют использованную породу и антисептические средства. Данные о материалах изготовления, вместе с остальными результатами, заносят в протоколы и журналы испытаний.


Транспортировка и хранение


Перевозка готовых изделий как пакетированных так и нет, осуществляется автомобильными, железнодорожными, морскими путями – по всем актуальным правилам. На складах данная продукция укладывается в штабеля – на балочный фундамент высотой как минимум 400 мм.

Для предотвращения деформаций каждый ряд необходимо отделить от соседних при помощи прокладок толщиной хотя бы в 20 мм. Горизонтальные промежутки между «уровнями» тоже нужны, их ширина должна быть 20-40 мм.

GB1906.jpg

Чтобы в течение длительного времени обеспечивать своей ЖД-линии аварийно-восстановительный запас переводных и мостовых брусьев, хранить их нужно в помещениях или хотя бы под навесом. Открытые площадки подходят только в том случае, если климат в регионе умеренно-холодный, а осадки выпадают крайне редко.


Гарантии изготовителя


Выпускающее данные опорные элементы предприятие обязано подтвердить, что его продукция соответствует ГОСТам, а также перевозилась и ждала заказа по всем актуальным правилам.

Кроме того, у наколотых изделий есть гарантийный период:


  • либо 3 года с момента монтажа на колею;
  • либо 5 лет со дня отгрузки покупателю;
  • либо 100 млн брутто-тонн прошедших по ним грузов.


Ресурс ненаколотых – 70% от приведенного.


Число брусьев соответствующих типоразмеров по длине в комплектах


Для максимальной наглядности модифицируем одну из уже приведенных таблиц:




Протяженность

м

Услов.

номер



Количество,

шт



А4 А3 А2 Б
Варианты по ширине верхней пласти
н ш н ш н ш н ш
3 1 2 15 16 9 22
3,25 2 10 10 14 2
3,5 3 8 8 12 5 19
3,75 4 4 7 12 18
4 5 6 5 11 8
4,25 6 1 4 2 4 9 8
4,5 7 1 5 1 7 9 10
4,75 8 4 5 8 4 4
5 9 4 5 9 8
5,25 10 4 6 8 8
5,5 11 4 7 4
Итого 44 24 53 27 108 29 20 71
Всего 68 80 137 91


Мы постарались со всеми возможными подробностями рассмотреть эти опорные элементы для организации устройства соединения и переключения ЖД-веток, но чуть не забыли еще один важный параметр. Масса одного готового изделия, согласно ГОСТ 8816-2003, равняется 15,46 кг. Теперь, зная эту цифру, Вы можете без проблем рассчитать общий вес комплекта брусьев переводных пропитанных для стрелочного перевода 1/9 или какого-то другого вида. А если понадобится их заказать, смело обращайтесь в «ПромПутьСнабжение», у нас они всегда есть в наличии по выгодным ценам.

Также вы можете посмотреть видео.

На нашем сайте также читайте другие статьи про эту популярную разновидность ж/д опор. Также есть текст про ее железобетонные аналоги.
Читайте также