Сразу отметим, что современные модели костыледеров, пробойников и прочих помощников монтажной бригады гораздо долговечнее и эргономичнее своих предшественников, придуманных поколения назад. Объясняется это очень просто и логично – техническим прогрессом: во-первых, при изготовлении теперь используются более прочные и надежные материалы, во-вторых, линии и формы были доведены практически до совершенства. Тот же лом, казалось бы, простой до банальности, удобнее лежит в руке, дольше изнашивается, ведь выполняется из стали 375 HB, ведь со временем его геометрию усовершенствовали.
Содержание
Это собирательное название целой группы приспособлений, применяемых при строительстве и модернизации, ремонте и плановом обслуживании железнодорожных линий, стрелочных переводов, станций.
По типу действия подразделяется на два вида:
Ручной – максимально простой, при пользовании которым человек должен прилагать непосредственные усилия. С его помощью можно успешно, удобно и безопасно выполнять базовые задачи, обычно возникающие в процессе эксплуатации ЖД-колеи. В числе самых ярких примеров данной категории находятся подбойки, костыльные молотки, трещетки для создания отверстий под болты, ломы.
Механизированный – оснащенный пневматическим, гидравлическим или электрическим приводом. Выполняет сверление, шлифование швов, подбивку или другую технологическую операцию, а работник лишь направляет его. Эксплуатируя его, можно с высокой производительностью решать даже сравнительно сложные вопросы по строительству и ремонту железной дороги, вплоть до укладки или замены элементов ВСП.
Долгое время инструменты обоих видов (сначала первого, а после и второго) были единственным используемым приспособлением, потом – основным, сейчас же все чаще выбор делается в пользу путевых машин. Последние способны выполнять гораздо более объемные задачи за одно и то же время, но дорого стоят и достаточно требовательны к квалификации оператора, поэтому штанги-груши, клещи, пробойники сохраняют свою актуальность и должны быть на вооружении у каждой ремонтно-строительной бригады или персонала по обслуживанию ЖД-линии.
Спрос помогает сохранить и тенденция к постоянному совершенствованию всех помощников, даже ручных: их вес постепенно уменьшается, а прочность увеличивается, эргономика их держателей улучшается, чтобы пользоваться ими было еще удобнее и так далее.
Механизмы, функциональные узлы и отдельные элементы таких приспособлений должны быть надежными и долговечными. Поэтому для их изготовления выбирают далеко не каждый металл. Какой именно подходит? Данные об этом – в следующей таблице:
Наименование |
Мартеновская сталь |
Твердость по Бриннелю, HB |
Лом |
||
обычный |
углеродистая |
300-375 |
костыльный |
||
Клещи |
||
для перемещения рельсов |
углеродистая или легированная |
300-375 |
для переноски брусьев |
||
шпальные |
||
рельсовые, для работ с краном |
40-50, но по HRC-шкале |
|
Остроконечная кирка |
углеродистая |
425-500 |
Подбойка |
||
маховая |
углеродистая или легированная |
425-500 |
торцовая, с зубилообразным концом |
углеродистая |
|
торцовая, с кольцеобразным концом |
||
Молоток |
||
обычный |
углеродистая или легированная |
425-500 |
костыльный |
||
Ключ путевой гаечный |
углеродистая |
375-450 |
Костыледер |
||
Поворотная вилка |
||
Дексель |
||
обычный |
углеродистая |
375-450 |
плотничный |
углеродистая или легированная |
|
Штанга-груша |
углеродистая |
425-500 |
Зубило |
||
Пробойник |
||
путевой |
углеродистая или легированная |
477-532 в области головки, 286-340 в узкой части |
для создания пробок |
425-500 в узкой части |
|
Шаблон |
||
с деревянной серединой |
углеродистая или легированная |
– |
трубчатого сечения |
477-532 в зоне головки, 286-340 в узкой части |
|
Лопаты |
углеродистая или легированная |
40-50, но по HRC-шкале |
Балластные вилы |
||
Визирки |
||
Совки |
углеродистая |
|
Рукоятки |
– |
– |
Пока не наступит это состояние, инструменты можно без ограничений применять и при необходимости ремонтировать. Но сразу по его достижении приспособление необходимо сдавать в металлолом.
Производители в обязательном порядке указывают минимальные допуски на чертежах, отмечая их пунктирными линиями: как только до них сотрется костыльный молоток, маховая подбойка, остроконечная кирка, плотничный дексель, зубило, пробойник, подбивочный лом или лопата, необходимо обращаться к специалистам для починки.
Они закрепляются на рельсах при помощи болтов и, в зависимости от цели, толкают или тянут металлоконструкцию с силой, достигающей 30 т. Наиболее характерные представители данной категории:
шпальные клещи – с заточенными до нужного угла остроты концами захватов, выполненных из мартеновской стали (легированной или углеродистой); для них актуальны допуски по сечению (3%) и по длине (2%);
дексели – специальные топоры оригинальной формы, предназначенные для затески деревянных поверхностей брусьев (как переводных, так и мостовых) и шпал, а также для забивки подкладок (задней стороной); массой примерно 2,5 кг, с допусками по поперечным размерам (5%) и по длине (2%).
Применение путевого инструмента данного типа позволяет уменьшить количество монтеров в бригаде с 8-12 человек с ломами до 3-4. А если выдать его и домкраты восьмерым работникам, они смогут без огромных трудозатрат выполнить сдвижку на переезде с асфальтовым покрытием, естественно, предварительно подрезав торцы шпал.
Другие задачи с их помощью тоже можно успешно решать, например, поднимать просевшие стыки.
Конструктивно разные, все они сходны по принципу действия: у каждого из них есть подошва, которая размещается на балластном слое шпального ящика и служит рычажной опорой. Чтобы она не скользила, она или обладает загнутым книзу концом, или оснащена выступами/шипами, но рельефные элементы в любом случае либо давят на подушку, либо врезаются в нее в момент приложения усилия и, таким образом, удерживают приспособление на месте.
В общем случае представляют собой комплект, состоящий из трех реек, – дальней, промежуточной и смотровой, у последней имеется специальная щель. На каждой также есть чувствительный уровень – чтобы ее можно было без труда расположить строго горизонтально. Для этого один конец элемента следует установить на колышке, а второй – на рельсе, поднимая и опуская его до тех пор, пока ось инструмента не будет строго параллельна балластной подушке. Тогда можно будет приступать к основным работам, для которых они предназначены, то есть для устранения просадок и толчков колеи с их помощью.
Стандартная геометрия и конструкция визирки выглядит следующим образом:
рейка шириной 15 см, а длиной – 3 м;
на нее нанесены 2 шкалы, градуированные по высоте с шагом в 1/8 дюйма; для долговечности насечки выполнены либо из латуни, либо из бронзы;
каждый из пары данных измерителей зафиксирован на металлической подставке, сделанной в форме швеллера и, в свою очередь, закрепленной на рельсовой головке;
в средней части приспособления есть ограничитель – с регламентированной точностью показаний в 1,6 мм.
Чтобы этот инструмент был более заметным и наглядным, он выкрашен «зеброй», то есть в черно-белую полосу, причем со стороны, обращенной к проводящему работы человеку.
По характеру считывания показаний изменения показателя подразделяются на два вида:
непрерывного снятия;
ступенчатой регистрации (вырезы).
Также могут быть объединены с шаблонами (о них ниже) и тогда весят около 2,3-2,5 кг. В общем случае выполнены из отборной древесины твердой породы и оснащены регулируемым уровнем с высокой чувствительностью, форма которого цилиндрическая (радиус – 157 см) и укрепленная гипсом для большей надежности.
Существует несколько их востребованных вариантов:
Шпальные – сделаны из двух стальных частей 25 на 13 мм, нижние концы которых остро заточены, а верхние заканчиваются кольцами – чтобы за них было удобно браться. Средний вес таких механизмов 4,5 кг, длина – 74 см, величина открытия – 102-394 мм.
Для брусьев – схожей конфигурации, но отличаются от предыдущего варианта габаритами. Их масса доходит уже до 5,5 кг, а полная длина достигает 106,1 см.
Крановые – нужны для осуществления операций погрузки/разгрузки элементов ВСП при создании колеи. За счет наличия овальных звеньев не проскальзывают вдоль металлоконструкции. Изготавливаются из низкоуглеродистого стального прутка сечением 22,2 мм, раскрываются на 171,4 мм.
Рельсовые – актуальны при переноске двутавровых балок на небольшие расстояния. Высокие нагрузки они выдерживают благодаря шарниру – соединительной заклепке в 19 мм диаметром.
Ярким примером другого, насколько же простого ручного инструмента является костыльный лом. Его форма не должна отступать от принятых стандартов, так как даже малейшие отклонения геометрии могут привести к отламыванию губок или к соскальзыванию в процессе эксплуатации.
Габариты его следующие:
масса – около 15 кг;
длина – 1,5 м;
глубина выреза – 50,8 лш;
ширина переднего захвата – 76 мм;
форма конца, противоположного лапе – зубилоподобная.
Допустим, определенный изгиб стержня, но исключительно для удобства держания – чтобы при соскальзывании приспособления монтажник не рисковал удариться ладонью о рельс и заработать травму.
Современная конструкция делает возможным выдергивание без деформации, позволяющее получить костыль без дефекта и повторно его использовать. Для этого лом следует изготавливать из легированной стали и сразу с двумя опорными частями:
первая, находящаяся ниже, обеспечит работу от стартового момента до вытягивания крепежного элемента на 63 мм;
вторая, расположенная выше, примет нагрузку и обеспечит легкий финишный рывок.
Также у инструмента могут быть подвижные губки, предоставляющие удобную возможность быстро и безопасно выдергивать те детали, у которых нет головок. Они хороши еще и тем, что эффект поддевания у них усиливается с наращиванием давления.
Он актуален в тех узких местах, куда не добраться ломом. В его конструкции предусмотрено 8 приливов – по 4 с каждой стороны, на расстоянии в 50,8 мм – для удобного подхватывания. Для эффективности использования крайне важно, чтобы захватная часть в точности повторяла форму крепежа.
Габариты его такие:
масса – примерно 1,1 кг;
длина – 305 мм;
допуск по размерам сечения – 5%.
При ремонте и обслуживании некоторых железных дорог также отдают предпочтение облегченным моделям, весящим от 680 г до 1 кг и оснащенным лишь 6 приливами (3 парами).
Есть два вида данного инструмента:
для пробок – нужен, чтобы выбивать соответствующие и отслужившие свое элементы из шпал;
путевой – необходим для удаления стыковых болтов и для демонтажа костылей без головок (в результате удара проходит насквозь поврежденного крепежа, после чего тот можно без труда вытянуть).
Оба варианта весят в районе 2,5 кг и исполняются с допусками: по сечению (до 5%), по длине (до 2%), по конусности отверстия (угол в 40 для большего диаметра и в 30 – для меньшего).
С ее помощью предварительно размещенные в технологических отверстиях пробки забивают в шпалы. Востребована при проведении работ по сплошной замене полотна.
Обладает рукояткой трубчатого сечения, на конце которой расположена головка, и штангой длиной в 1,22 см с приваренной к ней с ударной частью – стальным цилиндром. Масса достигает 6,1 кг.
Вспомогательным приспособлением, которое можно условно занести в эту же категорию, является вилка. Она позволяет быстро повернуть Р-65 (или балку другого профиля), чтобы она стала в такую позицию, в какой ее не составит труда надежно захватить клещами. Ее рабочий орган, расположенный на верхнем конце, сделан так, чтобы плотно фиксировать как головку, так и подошву металлоконструкции и удерживать ее без проскальзывания. Весит от 2,7 до 5 кг (в зависимости от исполнения), в общем случае изготавливается из алюминиевого сплава, подвергнутого термообработке.
Есть 3 их распространенных типа:
Домкратный – состоит из устойчивой квадратной формы стальной отливки, оснащенной захватом и рычагом, а также из гидравлического или механического подъемника. Изменение геометрии металлоконструкции осуществляется по мере выхода рейки или штока.
Арочный (конструкция Кроу) – у него есть рама в виде перевернутой U, с крюками на концах и нажимным винтом в средней части. Отличается высокой универсальностью: подходит для обработки как очень легких двутавровых балок, так и тяжелых, весом до 77 килограмм на погонный метр.
Самсон – выполнен с цельнолитой станины, обладающей рычагом, и нажимным винтом. За счет плотной фиксации одной стороны захват противоположной получается особенно крепким, и это при впечатляющем качестве подпора в точке, параллельнойкрюку. В результате изгиб происходит с затрачиванием минимальных усилий.
Раньше она осуществлялась с применением кислородно-ацетиленовых горелок, прямо на месте повреждения пути. Но при этом элементы ВСП трескались изнутри, что провоцировало изломы. Потому на смену пламени пришли ручные пилы и механические рельсорезки.
Еще одна очень популярная операция – это сверление металлоконструкций. Сегодня она проводится на двух типах станков: либо на так называемых трещотках, либо на моделях с конической зубчатой передачей. Вторые удобны надежностью своей конструкции, точностью и быстротой выполнения отверстий, а также тем, что к ним можно подключить дополнительный электроинструмент и расширить сферу их использования.
Это приспособления, с помощью которых можно точно измерить ширину железнодорожного полотна, сравнивая их с укладываемыми рельсами. В общем случае каждый из них представляет собой вилку с деревянной серединой и металлическими концами, причем на переднем из них, раздвоенном, есть ножки – для устойчивой установки и плотного контакта с вертикальными поверхностями головки. Присутствуют выемы для обнаружения сплыва металла и возможность фиксации бокового износа.
Также существуют специальные варианты исполнения – полностью из стали, с фибровой прокладкой в качестве изоляции. Такое решение повышает прочность, но вместе с тем увеличивает и вес – до 8 кг. Внимание, используемый шаблон тоже нужно периодически поверять – эталоном – и бережно эксплуатировать, не допуская даже малейших деформаций.
Мы подробно рассмотрели виды и назначение путевого инструмента и надеемся, что облегчили его выбор. И если вам нужно купить его, обращайтесь: в каталоге компании «ПромПутьСнабжение» представлено широкое разнообразие актуальных приспособлений, вместе со шпалами, рельсами и другими элементами ВСП, и все по выгодным ценам.