Рассмотрим инструмент, актуальный при проведении большинства ремонтных работ на колее. Внимания заслуживает железнодорожный домкрат – достаточно простой, но до сих пор, по сути, незаменимый механизм. Предлагаем выяснить, какие его виды бывают и чем они отличаются друг от друга – чтобы вы могли выбрать тот, который оптимально подойдет для вашей транспортной линии.
Содержание статьи
Характерно, что все его варианты востребованы и сегодня, в эпоху разнообразия сверхфункциональной техники. Причина в том, что производительное оборудование обычно отличается большими габаритами, что не всегда удобно: его сравнительно проблематично доставлять на поврежденный участок и дорого использовать. В то время как компактный инструмент можно возить с собой в машине, и его применение не повлечет за собой, вообще, никаких материальных затрат.
В случае с железной дорогой ясно, что ЖД-домкрат – это грузоподъемный механизм, обычно небольших размеров, предназначенный для плавного поднятия рельсошпальной решетки (или другого элемента ВСП) на необходимую высоту и для надежной фиксации ее в таком положении. Может быть самостоятельным устройством или функциональным узлом пресса, крана или иного, более сложного оборудования.
Выделяют сразу несколько видов данных инструментов (и мы рассмотрим их вплоть до конкретных моделей), но главное, чтобы каждый из них обладал следующими особенностями:
мобильность – для перевозки его с одного поврежденного участка на другой;
компактность – чтобы без проблем помещались даже на самой узкой колее;
самодостаточность – удобно, когда для работы они не нуждаются в каких-либо дополнительных приспособлениях;
экономичность – его использование должно быть оправданным с финансовой точки зрения.
Любой домкрат путейский железнодорожный предназначен для обеспечения быстрое, качественное и безопасное выполнение работ, в том числе и максимально сложных. Только в таком случае он может считаться достаточно подходящей альтернативой спецтехнике в полевых условиях. Тогда он будет применим для выполнения текущего (запланированного), среднего, капитального и даже срочного ремонта, включающего в себя выправку или рихтовку рельсошпальной решетки, замену изношенных участков колеи, а также для подъема и фиксации вагона, тележки или другого транспорта (при условии, что для этого он достаточно мал).
Естественно, за время популярности появилось большое количество версий инструмента, различающихся между собой назначением, конструкцией, геометрическими габаритами, эксплуатационными показателями. Рассмотрим ключевые их типы с наиболее популярными моделями.
Удобны тем, что позволяют размещать груз не только сверху, но еще и снизу. Отличаются простотой конструкции, определяющей общую надежность. Своим названием обязаны основному действующему элементу – ходовому (ромбовому) винту, соединяющему два плеча на шарнирах, движущихся в противоположном друг к другу направлениях при прикладывании усилия на излом. Вращение, выполняемое при помощи рукоятки, и обеспечивает подъем или опускание.
Так как это механизмы, которые считаются классическими, они обладают следующими преимуществами:
малый вес – в среднем 20-25 кг, в зависимости от модели;
небольшие габариты – за счет компактности без проблем устанавливаются на любых колеях;
доступная стоимость, практичность и дешевизна использования.
Отдельно рассмотрим одну из наиболее популярных их моделей.
Грузоподъемность железнодорожного домкрата этой модели, как несложно догадаться, составляет 10 т (она вынесена в его артикул). Да, может показаться, что она слишком мала, но при том весе, которым отличается инструмент, это более чем внушительный показатель. Подъем 10 т при массе устройства всего в 10, а то и в 7,1 кг – это сверхрационально.
Легкость становится залогом мобильности – такой механизм не проблема перевозить с собой и использовать не только на колее. Вот объекты, на которых он также может быть актуален:
линии метрополитена – для ремонта подземных коммуникаций;
автомастерские – для обслуживания машин;
строительные площадки – для совершения подъемных операций;
системы открытия/закрытия – для обеспечения функционирования ворот и дверей.
Другие их преимущества:
высокий КПД, объясняющийся ранее приведенным соотношением;
плавный у них не только ход, но и торможение (делая его еще и точным);
универсальность применения – используются для подъема любых полотен, в том числе и крановых, а также бетонных шпал и сходных конструкций.
При этом номенклатура механизмов широкая – популярность обусловила выпуск целого ряда моделей, основные из которых мы рассмотрим ниже. Но сначала расскажем, как работает железнодорожный домкрат гидравлического типа, тем более что алгоритм функционирования у всех представителей данного класса одинаков.
Любое такое устройство действует по принципу сообщающихся сосудов. Оно частично заполнено специальным техническим маслом – несущей жидкостью, которая закачивается в цилиндры при использовании рычага (благодаря действию насоса и клапанов). Это заставляет поршень подниматься, вместе с грузом. Результат достигается легко, без физических усилий.
Единственный минус в том, что процесс подкачки не всегда удается завершить сразу же, в один момент, из-за чего торможение может растягиваться во времени. Но это незначительный недостаток, который сполна перекрывается достоинствами.
Теперь рассмотрим каждый популярный домкрат железнодорожный гидравлический более подробно, уделяя внимание его ключевым особенностям.
Применяется для подъема рельсошпальной решетки на высоту до 200 мм с целью ее последующей рихтовки или ремонта.
Отличается наличием двух плунжеров диаметром 17 мм, развивает давление до 31,5 МПа при усилии на рукоятке до 250 Н, то есть является достаточно мощным и производительным для своей ниши. И это при компактных габаритах – сочетание Д х Ш х В равняется 300 х 190 х 540 мм. С такими параметрами механизм легко помещается даже на узкоколейном участке и поднимает любые объекты весом до 8 т (что ясно из его названия). Еще одно преимущество – экономичный расход масла: при емкости бачка в 0,8 дм3 объем технической жидкости при максимальном поднятии достигает лишь 0,67 дм3.
От предыдущего варианта отличается не только грузоподъемностью (как можно было подумать, исходя из артикула), но и компоновкой. У него унифицированный насос расположен над разборным гидроцилиндром. В числе других конструктивных особенностей:
ячеисто-коробчатое сечение несущей поверхности, упрочненной для максимальной надежности;
композитные и полимерные уплотнения – для лучшей герметичности;
лап сразу две – рабочая (удлиненная) и рихтовочная (ее положение можно зафиксировать);
возврат плунжеров принудительный;
предусмотрен ограничитель хода (который составляет 200 мм).
И это при весе в 20 кг и развиваемом усилии в 10 Тс – неудивительно, что столь практичная модель пользуется спросом при проведении текущего и среднего ремонта.
По своей компоновке идентичен предыдущей модели – обладает теми же конструктивными особенностями, вплоть до отдельно взятых уплотнителей. Разница в рабочих характеристиках:
масса – 18 кг (вместо 20);
Д х Ш х В – 300 х 160 х 530 мм;
объем заливаемого масла – 0,75 л;
техническая жидкость – согласно ГОСТу 20799-88;
наибольшая величина рихтовки – 8 Тс (а не 10).
Сфера применения та же, но данная модель компактнее, хотя нельзя сказать, что из-за этого она гораздо более распространена. Статистика говорит, что оба варианта выбирают и применяют для рихтовки решеток в примерно равной степени.
Здесь уже отличаются не только параметры, но и форм-фактор. Посмотрите, как выглядит этот железнодорожный домкрат, фото показывают, что он не настолько вертикально ориентированный, как предыдущие модели. Так, например, его высота всего лишь 430 мм, что позволяет ему меньше выделяется над уровнем полотна, при этом он поднимает рельсошпальный участок на все те 200 мм (если считать с перехватом).
Безусловным преимуществом является величина максимально поддерживаемого давления, которое достигает 46 МПа. Это обеспечивает лучшую безопасность и производительность. Обратите внимание, грузоподъемность на лапе и головке разная – 12 и 15 т соответственно. Очень функциональный механизм, упрощающий рихтовку.
Модификация предыдущей модели, соответствующая СТО 41 4516-1055782.005-2003; ее основным отличием является подъем до 100 мм. Усилие при этом все такое же – до 15 Тс, масса при заполнении технической жидкостью – 21 кг, и другие характеристики идентичны.
Еще мощнее и производительнее, еще компактнее. Его грузоподъемность достигает уже 18 т (по оси гидроцилиндра) или составляет 15 т (если брать показатели по лапе). За счет перехвата поднимает рельсошпальную решетку на 350 мм.
В исполнении хорошо заметен акцент на горизонтальную компоновку. Это видно даже по сочетанию Д х Ш х В, составляющему 380 х 190 х 288 мм, что позволяет установить и успешно использовать устройство даже на самых узких колеях. Подобные изменения сказались на массе, утяжелив общий вес механизма до 27 кг, но это не настолько серьезный минус, чтобы отказываться от усилия в 18 Тс.
Это целая серия инструментов, объединенная следующими общими показателями:
высота подъема – 200 мм;
параметры Д х Ш х В – 210 х 160 х 340 мм;
максимально поддерживаемое давление – 50 МПа.
Исполнение одинаковое, различие только в грузоподъемности – 20, 25, 50 т (согласно артикулу) и в массе – 20, 23, 46 кг соответственно. Чем мощнее устройство, тем тяжелее оно оказывается, тем меньшая степень мобильности предусмотрена номинально – этот закон работает по отношению ко всем типам оборудования.
Помимо полотен и колей, нашли свою нишу на строительных объектах. Востребованы везде, где только может понадобиться осуществление операций монтажа/демонтажа. Их основное конкурентное отличие заключается не в удобстве или простоте эксплуатации – такими свойствами обладают и вышеперечисленные модели, – а в возможности быстрого подъема и надежной фиксации даже тех грузов, которые были расположены низко. Еще одним безусловным плюсом является легкость их ориентации не только в вертикальном (что характерно для большинства инструментов), но и в горизонтальном положении.
Данные достоинства стали достижимыми на практике благодаря конструктивным особенностям. В общем случае устройство железнодорожного домкрата реечного – это планка, по всей длине которой нанесены зубцы или отверстия. Его подхват при этом перемещается в пространстве за счет либо подкачки рычага, либо вращения шестерни (тогда инструмент оснащен специальной ручкой).
Отсутствие лишних деталей и простота функционирования становятся залогом высокого КПД (достигает 80-85%). Благодаря такой конфигурации механизм может использоваться не только на магистральных линиях движения вагонов и локомотивов или на приемоотправочных пунктах, но и на любых других объектах, на которых только может быть актуален подъем грузов. Так, например, они востребованы на автостанциях, обслуживающих фуры и другие габаритные машины. Теперь рассмотрим наиболее популярные модели данного класса.
Активно используется для монтажа, ремонта рельсошпальных решеток и вагонов, перегрузочных работ. Его ключевые параметры:
грузоподъемность – до 5 т,
высота (ход) – 350 мм,
вес – 35 кг,
максимальное усилие – 150 Н,
Д х Ш х В – 300 х 350 х 710 мм.
Отсюда понятны главные недостатки моделей этой категории: они сравнительно тяжелы и громоздки, но при этом далеко не самые мощные. Если бы не этот минус, они бы применялись повсеместно, хотя на практике недочеты частично компенсируются беспроблемной ориентацией как по вертикали, так и по горизонтали и одинаковой нагрузкой на головку и на лапу.
Еще один востребованный домкрат железнодорожный реечный, характеристики у которого почти те же, что и у предыдущего варианта. У него те же габариты, что и у ДР-5, и одинаковая высота подъема. Незначительная разница лишь в массе – весит уже 37 кг, – есть прирост в усилии – до 200 Н.
При этом обладает следующими полезными практическими свойствами:
неприхотлив к изменениям температуры (в том числе и к резким скачкам и перепадам);
сохраняет работоспособность даже в условиях значительной запыленности;
отличается хорошей степенью ремонтопригодности;
опускает груз плавно и безопасно, благодаря специальным фрикционным накладкам.
За счет этих преимуществ (а также других, уже описанных в случае с ДР-5) остается востребованным при решении самых разных строительно-монтажных задач.
Максимально мощная и габаритная модель серии – это вам докажет любая фотография, не говоря уже о ключевых параметрах, в числе которых:
наибольшее усилие – 300 Н,
рабочий ход – 300 мм,
вес – 85 кг,
Д х Ш х В – 317 х 400 х 887 м,
грузоподъемность – 5 т (на лапе) и 20 т (на головке).
При этом сохраняются общие преимущества класса: возможность и горизонтальной, и вертикальной ориентации, отличная защищенность от изменений температурного режима, безопасное опускание за счет фрикционных накладок, отсутствие необходимости в использовании масла. Страдает только мобильность, но ведь это механизмы для решения самых масштабных задач, а значит применяться они будут в тех случаях, когда имеет смысл потратиться.
Мы постарались подробно рассмотреть все устройства и различия между ними, чтобы вы могли выбрать. Определяясь, помните, что нужный вам домкрат – гидравлический железнодорожный путейский ДПГ-18, винтовой ДВ г/п 10 т или любой другой – вы найдете в каталоге компании «ПромПутьСнабжение» и сможете заказать по удобной цене.