г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Работаем 18 лет на рынке МВСП
Девиз компании
8 (800) 500-00-51
8 (800) 500-00-51
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00 - 17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (499) 322-02-04
г. Москва, 109012, Большой Черкасский пер., д. 6/7
Пн-Пт: 9:30-18:30 Cб-Вс: Выходной
+7 (937) 774-70-78
г. Зеленодольск, 422545, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (927) 400-25-21
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 148
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 121
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (937) 774-70-94 (зав. склада Хорошев Константин Николаевич)
г. Зеленодольск, 422545, ул. Королёва, д. 28
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
Заказать звонок
Телефоны

Рельса Р50 - размеры: гост, ширина головки, высота, технические характеристики, длина, допуски и описание железнодорожных ЖД путей типа Р 50

20 янв 2024
Рельса Р50 - размеры: гост, ширина головки, высота, технические характеристики, длина, допуски и описание железнодорожных ЖД путей типа Р 50

Подробно рассмотрим один из наиболее востребованных видов прокатных изделий, используемых при проектировании и монтаже подъездных участков и других объектов. Речь пойдет о рельсах Р50, со всеми их особенностями. Предлагаем взглянуть на габариты, массу, строение профиля, принципы сверления, область применения, а также проанализировать причины их популярности.

Данные двутавры являются ключевыми элементами бесстыковых и звеньевых ЖД-путей с широкой колеей. Актуальны они и при организации стрелочных переводов. Очевидно, что такие металлоконструкции должны быть строго унифицированы. Поэтому их производство регламентируется. Можно покупать и укладывать как новые, так и лежалые (с резерва) или бывшие в употреблении – главное, чтобы они соответствовали требованиям, предъявляемым к надежности.

Содержание

  1. Рельс Р50: основные размеры и ГОСТ
  2. Общие параметры
  3. Область применения и описание к железнодорожным рельсам типа Р-50
  4. Допуски и отклонения, размеры
  5. Длина рельса Р50 и допуски
  6. Чертеж рельса р 50 с допусками
  7. Сверление рельсов железнодорожных типа Р50
  8. Рельсы Р 50: технические характеристики в таблице

Железнодорожный рельс Р50: основные размеры и ГОСТ

Их основные габаритные характеристики, в мм:

  • длина – 1250;
  • высота (полная) – 152;
  • ширина (подошвы) – 132.

В настоящий момент выпускаются по межгосударственному стандарту под номером 51685-2000. Жесткая стандартизация обуславливает широту их использования на железных дорогах не только России, но и стран СНГ. Прокатные изделия этой категории подходят для укладки в пути с грузонапряженностью, не превышающей 10-25 миллионов тонно-километров/км в год. В стандартных (не экстремальных) климатических и температурных условиях эксплуатации они формируют надежный и долговечный путь для передвижения локомотивов, вагонеток, тележек и других транспортных средств.


Общие параметры

В неофициальных документах (в том числе и в интернете) могут быть указаны и как рельсы 50Р – такое обозначение сравнительно редко, но все-таки встречается. Главное, что, вне зависимости от порядка записи, двутавровая жд направляющая должна отвечать следующим требованиям:

  • прямолинейность профиля и способность стабильно выдерживать указанное выше воздействие (10-25 млн ткм/км);
  • материал изготовления – электропечная сталь;
  • скручивание не превышает 1/10000 от габаритов;
  • вес погонного метра – 51,67 кг.

Эти изделия проката укладывают параллельно друг другу, скрепляя с соседними элементами и с опорами (шпалами). Формируется широкая колея, нагрузки на которую распределяются равномерно.

Так же существуют рельсы РП (промышленные). Они используются на путях промышленных предприятий (крановые, подъездные и пр.). По своим характеристикам фактически не уступают Р. Разница лишь в том, что ведется строгая проверка на соответствие всех измерений, в случае если прокат по какому-либо показателю не дотянул до необходимой нормы, устанавливаемой для магистральных путей. В результате они отсортировываются и маркируются как промышленные (РП). Разрешенная скорость движения по Р будет выше чем по РП. Вариант, используемый в промышленности, делается под ГОСТом 51045-97.

Область применения и описание к железнодорожным рельсам типа Р-50

Их укладывают в бесстыковые и звеньевые ЖД-полотна и активно используют при строительстве стрелочных переводов дорог широкой колеи, то есть точки перехода с главного ЖД-пути на примыкающий. Монтаж осуществляют параллельно, формируя маршрутную линию, закрепляя на шпалах и с соседними профилями.

движение

Еще одна ниша, в которой используется этот вид металлопроката, – промышленные предприятия с их цеховыми помещениями. Универсальная высота железнодорожного рельса Р 50 (и другие стандартизованные параметры) позволяет использовать его для создания маршрутов движения вагонеток. Это дает удобную возможность организовать быструю транспортировку сырья, рабочих материалов, ископаемых, чем пользуются заводы и фабрики с обширными производственными площадями.

Также рассматриваемые металлоконструкции могут быть заменой уже эксплуатируемым на основных участках ЖД-полотна как на время ремонта, так и в качестве постоянных опорных элементов.

Как и все аналоги, рассматриваемые прокатные изделия выполняют функции:

  • являются направляющими, задающими вектор для движения транспортных средств;
  • распределяют полученные нагрузки по площади пути, делая давление равномерным, а значит максимально щадящим.

Рельсы Р50, по ГОСТу 51685-2000, могут исполняться термоупрочненными – в таком случае в их маркировке указывается «Т1». Но они в любом случае должны быть сделаны из электропечной стали с включениями примесей в химический состав не более 0,001-0,05% от общей массы (в зависимости от конкретного элемента). 

На сегодняшний день они подразделяются на следующие основные категории по группе годности, сроку службы, степени износа, внешнему состоянию:

  • Бывшие в употреблении (б/у), снятые в рамках модернизации полотна: Группы годности: 1 группа(вертикальный износ до 4мм), 2 группа( 4-6мм), 3 группа(6-10мм).
  • Восстановленные - с минимальным износом (от 0 до 1,5 мм), ранее стоявшие в пути. Такие рельсы очищаются от «рыжего» налета и окрашиваются антикоррозионным составом.
  • Старогодние без износа: демонтированные с неиспользовавшихся маршрутов или с минимальной эксплуатацией. На них отсутствует как вертикальный, так и боковой износ.
  • Новые с хранения. Практически не отличаются от свежеотлитых. Это элементы жд проката, заложенные после выпуска в государственный резерв на некоторый период времени и снятые с него по истечении срока закладки (консервации). Как правило такой прокат покрывается специальной консервационной смазкой для предотвращения воздействий некоторых факторов окружающей среды.
  • Неиспользованные, с хранения на различных территориях.
  • С конвейера завода.

Похожие новости

  • Устройство рудничных рельсов (Р33, 34, 38): размеры, вес 1 метра и марка стали согласно ГОСТ
  • Характеристика рельс Р43: тип, размеры поперечного сечения, вес погонного метра по ГОСТ 30165-94
  • Вес рельсы Р65 1 метра: сколько весит 1 погонный метр
  • Размеры ЖД-рельсов: высота, ширина и марки железнодорожных рельсов — таблица типов
  • В последнем случае допускается выпуск металлоконструкций с несколько измененными показателями классов точности и прочности, по индивидуальной договоренности с заказчиком.

    Интересная статистика: более 95% выпускаемых сегодня прокатных элементов предназначены именно для широких колей, и 3/4 из них составляют именно «пятидесятые» и «шестьдесят пятые». Откуда такая популярность?

    Причин для повальной востребованности сразу несколько:

    • Полная высота рамного рельса Р50, ширина головки (и другие его габаритные характеристики) являются стандартом со времен раннего СССР. Из них создавали тысячи километров ЖД-линий. Они актуальны и остаются «классикой», отказываться от которой сейчас нет смысла.
    • По своим эксплуатационным показателям прочны и долговечны, как Р65, выпускаются в таких же вариантах длины – по 12,5 и 25 м, – в термоупрочненном исполнении длительно выдерживают температурные и климатические воздействия. При этом они легче (массу мы отдельно приведем ниже), а значит не так серьезно нагружают шпалы и подушку грунта.
    • Раз они обладают минимальным (по сравнению с аналогами) весом, значит и стоят дешевле. Добавьте сюда меньшую цену элементов крепежа, и получите минимизацию затрат при проектировании и строительстве ЖД-полотна. Владельцы частных путей, к которым не предъявляются высокие требования, зачастую разумно экономят именно таким способом.
    платформы

    Допуски и отклонения, размеры

    Задаются по отношению к срезу профиля и регламентируют изменение симметрии в следующих рамках:

    • головка – до 0,3 мм;
    • основание – до 1 мм.

    Естественно, если металлоконструкция не соответствует данным требованиям, она не может считаться пригодной к укладке на ЖД-участках общего назначения.

    Длина рельса Р50 и допуски

    Для удобства мы свели их в таблицу, наглядно показывающую зависимость.

    размер, м погрешность, мм
    12,38 +/- 6
    12,42
    12,46
    12,5
    12,52
    24,84
    24,92
    25 +/- 20

    Также возможны отклонения по высоте (0,5 мм), по ширине верхушки и подошвы (0,5 и 1 мм соответственно), по толщине шейки (1 мм). При этом вогнутость основания не допускается. Погрешность расположения и диаметра болтовых отверстий может достигать 0,7 мм.

    В толще стальной конструкции не должно быть флокенов, включений шлака, постороннего металла или других инородных примесей, расслоений, пятен ликвации, корочек и трещин. Неприемлемы не только внешние дефекты, но и внутренние, выявляемые посредством ультразвукового контроля.

    дорога

    Поверхность Р 50 по ГОСТам – чистая и гладкая, то есть без пленок, трещин, раскатанных загрязнений, продольных и поперечных царапин, окалины, закатов, продиров, подрезов, вмятин, пузырей, морщин, волосовин. Все эти нежелательные элементы можно удалять – путем пологой зачистки. Только следует вооружиться именно абразивным инструментом, а не действовать методом прижога. Глубина обработки прокатного изделия – от 0,35 до 0,5 Е и от 0,5 до 1 Р, в зависимости от класса качества и положения проблемного места.

    На торцах перечисленные дефекты также недопустимы, более того, нельзя, чтобы на кромках оставались наплывы и/или заусенцы. Для устранения этого по краям снимается фаска 3мм под углом 45°.

    Чертеж рельса р 50 с допусками в размерах

    схематическое изображение

    Размеры, сведенные в таблицу

    Для наглядности сравним их с аналогичными показателями других популярных жд металлоконструкций.

     Параметр Р50  Р65  Р75 
     Высота, мм
     основания  27 30  32 
     шейки  83  105
     верхушки  42 45  55 
     полная  152  180  192
     Длина, м  12,5 или 25
     Ширина, мм
     подошвы  132  150
     головки сверху снизу   70,2 72  73  75  72  75 
     Толщина шейки, мм  16  18  20

    Как видите, показатели достаточно близки: это обуславливается тем, что различные двутавровые профили должны выдерживать примерно одинаковые температурные и климатические нагрузки. Хотя даже миллиметры разницы сыграют роль в течение эксплуатации – отсюда отличия в сфере применения (которую подробно рассмотрим ниже) и сложность полной совместимости.

    Сверление рельсов железнодорожных типа Р50

    Материал двутавровых балок сравнительно плохо поддается обработке. Поэтому рекомендуем воспользоваться специальными сверлами – с твердостью до 388 HR (шкала Бриннеля) и до 41 HRC (шкала Роквелла).

    Делая отверстия под болты необходимо учитывать, что их размеры и расположение строго стандартизированы. Например, диаметр должен быть 34 мм, с допуском +/- 0,7. Обязательны 1,5-3-миллиметровые фаски, снятые под 45-градусным углом. Отступ от кромок тоже регламентирован межгосударственным стандартом 51685-2000.

    По индивидуальным пожеланиям заказчика можно выпустить металлоконструкцию с другим количеством и размещением технических отверстий. Хотя эксплуатировать ее в дальнейшем, скорее всего, можно будет только на объекте клиента. 

    светофор

    Рельсы Р 50: технические характеристики в таблице

    Приводим те важные показатели, которые не вошли в предыдущие таблицы, и сравниваем с аналогами.

     Параметр  Р50  Р65  Р75
     Масса, кг  
     1 погонный м  51,67  64,88  74,41
     прокатное изделие 25 м  1292  1618  1860
     Площадь поперечного сечения, см2  65,99  82,65  95,04
     Расстояние до центра тяжести, мм  
     верх  низ детали 81,5 70,5  98,7 81,3  103,8 88,2
     Распределение площади, в % по профилю  
     основания  37,4  36,1
     шейки  24,5  28,5  26,5
     головки  38,1  34,1  37,4
     Момент сопротивления, см3  
     по грани подошвы  55  75  89
     по низу  285 435   509
     по верху  247  358  432
     Момент инерции по осям, см4  
     вертикальная  375  564  665
     горизонтальная  2011  3540  4489

    _______________________

    Теперь, когда вы знаете не только высоту «пятидесятого», но и остальные его технические характеристики, особенности и преимущества, можно решить, подойдет ли он для строительства ЖД-сообщения на объекте. А компания «ПромПутьСнабжение», в свою очередь, всегда готова на взаимовыгодных условиях продать металлоконструкции как этого типа, так и Р65 или Р75. Звоните по указанным на сайте телефонам.

    О том, сколько весит «пятидесятая» у нас тоже есть подробная статья. Также читайте на нашем сайте о массе Р65 и ее размерности. 

    Читайте также