РАБОТАЕМ ПО ВСЕЙ РОССИИ С 2006 ГОДА

Стрелочные переводы ж/д пути.

Классификация стрелочных переводов, их устройство и схема.

По мере развития железных дорог последовательно совершенствовался и качественно изменялся очень важный элемент конструкции пути, позволяющий перемещаться подвижному составу с одного пути на другой, - стрелочный перевод.

На сети Российских железных дорог эксплуатируется порядка 170 тыс. стрелочных переводов различных типов и марок. Это примерно одна стрелка в среднем на каждые 700 м. пути. Среди них - большое количество устройств устаревшей конструкции. Они и определяют невысокую скорость движения на станциях и участках.

Рассмотрим классификацию и конструкцию стрелочного перевода.

1.КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА:

Стрелочные переводы делятся на: 

Обыкновенные - когда один путь прямой, а другой ответвляется вправо (правосторонний) или влево (левосторонний).

Симметричный - когда оба боковых пути разветвляются симметрично относительно продолжения оси основного прямого пути.

 

Несимметричный /криволинейный - когда оба боковых пути разветвляются по кривой относительно продолжения прямого пути.

Также существуют следующие виды стрелочных переводов:

Обыкновенные одиночные стрелочные переводы - являются основным видом как среди одиночных стрелочных переводов, так и в системе многих других видов соединений и пересечений рельсовых путей. 

Двойные - изготавливаются по индивидуальным проектам для соединения трех путей в один в особо стесненных условиях.

Двойные стрелочные переводы укладывают весьма редко (в настоящее время они практически не производятся). Они бывают симметричные - их иногда называют тройниками, и несимметричные, которые делятся на разносторонние и односторонние.

В симметричном двойном переводе совмещаются правосторонний и левосторонний переводы.

Перевод имеет конструктивные недостатки: отсутствие контррельсов с одной стороны у задних крестовин, усложнение конструкции остряков и некоторое их ослабление. Эти недостатки двойного симметричного перевода частично устранены в двойном несимметричном разностороннем переводе, в котором остряки стрелок располагаются последовательно.

Перекрестные - заменяют два обыкновенных. Они допускают пересечение двух путей, включают в себя четыре пары остряков, две острые крестовины марки 1/11 и две тупые крестовины. По каждому перекрестному переводу подвижной состав может двигаться по четырем маршрутам в двух направлениях. 

Схема перекрестного стрелочного перевода.

Перекрестные стрелочные переводы, укладываемые в месте пересечения двух путей, включают четыре пары остряков, две острые крестовины (марки 1/9) с контррельсами и две специальные тупые крестовины. По перекрестным переводам марки 1/9, имеющим переводные кривые радиусом 243 м, можно отклонять на боковой путь пассажирские поезда, причем одиночный перевод, являющийся продолжением перекрестного, может быть в этом случае также марки 1/9. Каждый перекрестный перевод заменяет два обыкновенных стрелочных перевода, уложенных навстречу друг другу, и при этом занимает меньше места по длине.

Применение перекрестных переводов сокращает длину горловины и улучшает условия прохода поездов. Особенно целесообразно укладывать перекрестные переводы на крупных пассажирских и при реконструкции участковых и сортировочных станций, где эти переводы, кроме уменьшения длины горловины, резко сокращают число обратных кривых на маршрутах приема и отправления поездов.

Стрелочные переводы с глухими пересечениями — это когда не требуется переход подвижного состава с одного пути на другой, устраивают глухие пересечения. На Российских железных дорогах глухие пересечения рельсовых путей применяются только на станциях и промышленно-заводских путях. Глухие пересечения разделяют на две основные группы, а именно на прямоугольные и косоугольные. Глухие пересечения являются самостоятельным устройством и требуют отдельной темы.

Наибольшее распространение имеют обыкновенные одиночные стрелочные переводы, которые бывают правосторонними и левосторонними и различаются в зависимости от типа рельсов (Р75, Р65, Р50, Р43 и др.) и марки крестовины, характеризующей ее угол (1/9, 1/11 и др.).

 

 2.УСТРОЙСТВО И ЧАСТИ СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА.

ОПИСАНИЕ ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ.

 

Одиночные стрелочные переводы – соединение двух путей в один. Состоит из следующих частей: соединительных путей, крестовины и стрелки.

 

         Общий вид стрелочного перевода (тип Р65 марки 1/11).

 

Схема обыкновенного стрелочного перевода.

К основным частям относится:

1.Стрелочная часть:

   - переводной механизм

   -стрелочный указатель

  - тяги, соединяющие переводной механизм с остряками

  -остряки

  - корневые стыки

  - замки Мелентьева

2.Соединительная часть:

    Соединительные участки пути, которые соединяют остряки с крестовиной

3. Крестовинная часть:

   - сердечник

   - усовики


Рамные рельсы - рельсы, к которым прижимаются остряки. При помощи остряков, изменяют направление движения подвижного состава и имеют специальный профиль для плавного перекатывания колес подвижного состава с рамного рельса на остряк.


Остряки соединяют между собой соединительными тягами, число которых зависит от длины остряков. Они предназначены для изменения направления движения подвижного состава. Изготавливаются из рельсов специального профиля.

По очертанию в плане остряки бывают:

- прямолинейные

- криволинейные


Переводной механизм осуществляет перевод остряков из одного положения в другое с помощью переводных тяг. Используют следующие виды переводных механизмов:

- ручные,

- электрические. 


Крестовина - обеспечивает проход гребней колес подвижного состава в местах пересечения рельсовой нити одного пути с рельсовой нитью другого, состоит из сердечника крестовины и усовиков. 


  

Крестовины по конструкции могут быть:

- цельнолитыми

- сборными с литым сердечником

- сборные из рельсов

а также могут быть:

- острыми (обыкновенные)

- тупыми (в местах пересечения под тупым углом)

- прямоугольными (в местах пересечения под прямым углом)


Крестовины с контррельсами близкие по конструкции к тем, которые применяют в настоящее время, появились в середине XIX века. Их совершенствование шло в основном в направлении повышения мощности и прочности конструкции. В конце прошлого века на дороге С.-Петербург - Москва уже применялись сборные крестовины с литым двусторонним сердечником. В те годы типовым был рельс массой 30 - 33 кг/м и соответственно была существенно меньше, чем в настоящее время, мощность всех элементов переводов. Отсюда низкие скорости, ограниченный срок службы.

На скоростных и грузонапряженных линиях используются крестовина с непрерывной поверхностью катания, подвижный сердечник, подвижные усовики, позволяющие снизить динамические воздействия колес подвижного состава. Стрелка имеет длинные остряки специального профиля, неподвижные в корневой части и обеспечивающие перемещения остряковых частей благодаря изгибу. Все металлические элементы перевода проходят термообработку. Все большее число стрелочных переводов изготавливают для применения их на железобетонных брусьях, что позволяет существенно повысить стабильность всей конструкции в целом.

Контррельс - направляет гребни колес в соответствующий желоб крестовины, позволяя пройти вредное пространство, т.е. расстояние от горла крестовины до острия сердечника. Горло крестовины - это узкое пространство между рабочими гранями усовиков в месте их изгиба.

Стрелочные брусья – предназначены для соединения металлических частей стрелочных переводов, обеспечения необходимой жесткости, горизонтальной и вертикальной устойчивости стрелочного перевода.

Основными задачами для разработчиков и производителей стрелочной продукции, следует считать повышение гарантийной наработки с сегодняшних 50–60 млн тонн брутто до 300 млн с дальнейшим ростом до 750 млн тонн.

Все элементы стрелочного перевода и возможные неисправности стрелочного перевода вы найдете на видео ниже, смотрите для поддержания квалификации.

Уважаемые клиенты, приглашаем Вас в гости для знакомства и осмотра стрелочных переводов в ООО «Компания «ПромПутьСнабжение». Перечисление всех марок стрелочных переводов  к различным типам рельс и марки крестовины Вы можете найти здесь.

Так же, в недалеком будущем обязательно воспользуйтесь ВСМ «Москва-Казань». Ведь именно этой ветке, железной дороги, суждено первой в России испытать на себе модернизацию укладки и МВСП в т.ч. новых разработок элементов стрелочного перевода.  Именно этот путь, готовиться реализовать улучшенные геометрические характеристики и увеличенные максимальные скорости по прямому и боковому направлениям, а так же будут применены модернизированные узлы скреплений стрелочных переводов.

Хороших Вам дорог!

Назад    Наверх