Рассмотрим, какой должна быть стандартная длина железнодорожных и других рельсов в метрах в России. Ведь при проектировании и строительстве станций, развязок, узлов, транспортных линий ключевое значение играет унификация. Поэтому важно, какое обозначение ставить на чертежах и схемах, какие ГОСТы регламентируют выбор. Столько информации – для того, чтобы вы могли взять подходящие изделия металлопроката и сделать из этих конструкций безопасную и долговечную колею.
Содержание
- Какие рельсы бывают: классификация
- Различия по категории качества
- Требования к жд рельсам
- Действующие стандарты
- Наличие болтовых соединений
- Условные обозначения на схемах и чертежах
- Размеры и длины стандартных ЖД рельс
- Таблицы размеров
- Маркировка рельсов
Какие рельсы бывают: классификация
В настоящее время эти конструкции применяются не только на путях общего сообщения, но и в шахтерской, строительной и прочих отраслях. Благодаря этому можно встретить множество разновидностей, каждая из которых применяется для различных целей. Наиболее распространенными продуктами являются:
- Ширококолейные – Р43, Р65, Р50, Р75. Используются для постройки железнодорожных путей, а также из них изготавливают стрелочные переводы, о которых на нашем сайте есть статья. Стандартная длина составляет 25 и 12,5 метров.
- Крановые (подкрановые)– КР70, КР80, КР100, КР120, КР140; стандартный отрезок рельса 11 м. Они наиболее массивные. Такой вид проката примечателен тем, что он укладывается не только в два ряда – так называемый двухниточный путь, но и в три, а, то и четыре, все зависит от требований.
- Узкоколейные – Р18, Р24; для прокладывания колей, где необходимо меньшая ширина. Чаще всего применяют в шахтах и карьерах с ограниченным пространством. Стандарт – 8 м.
- Рудничные – Р33, Р38; Рудничные применяются чаще всего в подземных шахтах для передвижения вагонеток и небольших составов.
- Трамвайные – T58 и Т62, также на некоторых участках возможно применение Р65.
По способу выплавки их делят по следующим видам стали:
- мартеновская – получают маркировку М (сейчас неактуальна);
- конвертерная – отмечаются литерой К;
- электросталь – в названии буква Э.
По методу противофлокенной защиты готовые изделия могут быть:
- прошедшими изотермическую выдержку;
- подвергнутыми контролируемому охлаждению;
- выполненными из вакуумированной стали.
Также классифицируются по таким моментам, как категория качества, наличие (или отсутствие) болтовых соединений. Каждая из этих характеристик, в том числе и длина рельса железнодорожного пути в России будет более подробна рассмотрена ниже. Пока же отметим еще один важный показатель.
По виду исходных элементов для производства идет разделение на:
- слитки, из которых после выполняется конструкция необходимой формы;
- НЛЗ, то есть непрерывно-литые заготовки.
По месту укладки различают конструкции для:
- узкоколейной ЖД;
- широкого полотна;
- подземных магистралей;
- подвесных линий.
Различия по категории качества
- высшего – с маркировкой В;
- термоупрочненные – с пометкой Т1 или Т2;
- обычные (не прошедшие термическую обработку) – Н.
Помимо этих, на готовое изделие металлопроката наносятся и другие обозначения, говорящие об уровне исполнения. Неважно, какой стандартной длины бывают железнодорожные рельсы РЖД, если на торце головки вы увидите 1 керн и 1 ключ с молотком, это означает, что она I-го сорта, а если 2 – то II-го. Литера «К» в нижней четверти шейки скажет, что закалены только концы, а «З» – что весь двутавровый профиль.
Требования
- Размер плети необходим максимальный, чтобы снизить число стыков для уменьшения нагрузки на элементы пути, а также на подвижные части составов.
- Металлоконструкции для путей со значительными осевыми нагрузками (и высокими скоростями перемещения поездов) должны быть утяжеленными. Это важно, чтобы даже их вес оставался рационально наименьшим из необходимых – для удобства монтажа, замены, реконструкции, а также с целью экономии материала при производстве. Про то, сколько весят элементы жд металлопроката, вы можете также прочитать на нашем сайте.
- Достаточная жесткость, требуемая для эффективного сопротивления на изгиб, соседствует с определенной гибкостью. Последняя необходима, потому что при резких и сильных ударах колес не возникало излома или даже расплющивания отдельных деталей.
- Вязкость металла требуется, чтобы подвижные части транспорта не ломались при ударно-динамических воздействиях. И это при достаточной твердости, нужной для многолетней эксплуатации. Профиль не должен стираться и/или сминаться.
- Шероховатая поверхность катания соседствует с достаточной гладкостью – для обеспечения хорошего сцепления между опорными конструкциями колеи и колесами состава. При этом локомотивы, вагоны и тендеры не должны встречать аэродинамического сопротивления при езде.
Действующие стандарты
На этот вопрос отвечают следующие ГОСТы:
- 19240-73 – задает сортамент элементов, используемых для обустройства всевозможных путей;
- 7173-54 – обуславливает проектирование дорог для транспорта именно промышленного назначения;
- 6368-82 и 6726-53 – для узкой и широкой колеи соответственно;
- Р 51685-2013 – общий, современного образца.
Отдельной строкой идет ГОСТ Р 53866-2010, определяющий характеристики крановых. Также нужно ориентироваться на условия и технический паспорт, предъявляемые различными производителями.
Наличие болтовых соединений
Даже при обустройстве бесстыковой или звеньевой колеи не обойтись без участков, которые требуется скреплять специальными накладками и стягивать с помощью болтов и гаек.
Форма отверстий определяется технологией изготовления с особым расчетом, не нарушающим общую прочность металлоконструкции. По этим же соображениям их выполняют строго перпендикулярно по отношению к продольной плоскости. После чего зачищают, чтобы не было наплывов стали или заусенцев.
Внимание, расстояния между осями отверстий зависят от типа и, соответственно протяженности отрезка проката. В случае с Р-50 от торца отступают 66 мм, после чего делают первое просверливание, второе – на дистанции 150 мм, третье – уже через 140 мм. У Р-65 и Р-75 эти расстояния равны уже 96, 220 и 130 мм соответственно. А вот допуски везде идентичны и составляют плюс-минус 1 мм.
При этом концы обязаны быть отфрезерованы, перекос допустим, но не выше 1 мм в каком угодно направлении. По нижней кромке головки можно снять фаску, но не глубже 1-1,15 мм.
1 — подкладка Д65; 2 — гайка М27; 3 — пружинная одновитковая шайба; 4 — тип Р65; 5 — двухголовая накладка; 6 — путевой болт М37х160; 7 — путевой костыль; 8 — прокладка под подкладку.
Условные обозначения на схемах и чертежах
Важно, чтобы унифицированы были не только сами изделия металлопроката, но даже те документы, по которым они производятся. Одинаковая маркировка поможет избежать ошибок. Чтобы окончательно разобраться, предлагаем взглянуть на чертежи – с уклонами и переходными радиусами, с осью болтовых отверстий и линией центра. На нем также представлены конкретные числовые значения, включая разрез и сечение железнодорожного рельса.
Основные значения здесь:
- B – подошва, то есть ширина основания;
- b (часто маркируется b1) – размер головки;
- h – высота шейки;
- H – полная высота;
- e – толщина шейки;
- m – высота пера.
Также допускается целый ряд отклонений – профиля на асимметричность, подошвы на равномерную выпуклость, поверхности катания верхней части по оси.
Размеры и длины стандартных ЖД рельс
Мы включили в статью разные типы металлопроката, применяющиеся на путях сообщения и в отраслях промышленности. Каждая категория обладает своими характеристиками.
Важным показателем является вес металлоконструкции, ведь он отражает ее мощность и надежность. Чем сильнее действующие на опорный элемент нагрузки и чем выше скорость движения транспорта, тем большей должна быть масса направляющих. Рассчитывается данная характеристика в килограммах на погонный метр кубический и будет приведена в размерных таблицах ниже.
Отдельно ответим на вопрос, какой длины железнодорожные рельсы используются на ЖД путях в России по сравнению с другими государствами. Потому что она может значительно отличаться в зависимости от страны. Так, в Германии она достигает 60 м, с шагом в 15 м (то есть бывают модели и 30, и 45 м). В США еще более нестандартная градация – 11,89 и 23,96 м (сравнительно короткие конструкции), в Великобритании – 18 и 29 м, во Франции – от 18 до 36 м (еще встречаются 24-метровые, но редко).
Объясним, чем обусловлен такой разброс. Те, кто гонятся за экономией при проектировании и строительстве, выбирают и применяют как можно более крупные элементы. Такое решение позволяет минимизировать количество стыков и затратить меньше металла на прокладку линии (а также снизить уровень аэродинамического сопротивления при движении локомотивов и составов). А это имеет не только техническое, но и экономическое значение, поскольку позволяет снизить время в пути и скорость износа агрегатов локомотива и вагонов.
В нашей стране эти параметры – 12,5 или 25 м. Это дает возможность сочетать рациональность с надежностью и монтировать полотно, способное выдерживать значительные нагрузки и при этом не деформироваться при повышении температуры окружающей среды. Внимание, помимо стандарта, такие образцы могут быть еще и укороченными – на 40, 80 или даже 120 мм (при 12,5 м) и на 80 или 160 мм (при 25 м). Их применяют при обустройстве внутренних нитей криволинейных участков.
Крановые рельсы поставляются длиной 11 метров, узкоколейные р 18, р 24 — 8 метров. Ниже в таблице указаны размеры разных изделий не только по параметру L, но и по другим.
Таблицы размеров
Железнодорожные узкоколейные
Марка
|
ГОСТ
|
Площадь сечения, см²
|
Закалка
|
Размеры, мм
|
Масса 1 п.м., кг
|
L
|
H
|
A
|
B
|
S
|
Р5
|
19240-73
|
5,91
|
H
|
6,5
|
52
|
38
|
20
|
4,5
|
4,61
|
Р8
|
6368-82
|
10,76
|
H
|
6
|
65
|
54
|
25
|
7
|
8,61
|
Р11
|
|
14,28
|
H
|
7
|
80,5
|
66
|
32
|
7
|
11,80
|
Р18
|
6368-82 ДСТУ 3799-98
|
22,88
|
H
|
8
|
90
|
80
|
40
|
10
|
18,52
|
Р24
|
6368-82 ДСТУ 3799-98
|
31,79
|
H
|
8
|
107
|
92
|
51
|
10,5
|
24,90
|
Р33
|
ТУ 14-2Р-383-2004
|
42,758
|
Н
|
8
|
128
|
110
|
60
|
12
|
33,48
|
Р38
|
30165-94
|
49,063
|
Н
|
12,5
|
135
|
114
|
68
|
13
|
38,416
|
Р43
|
30165-94
|
57,0
|
Н
|
12,5
|
140
|
114
|
70
|
14,5
|
44,653
|
Р50/Рп50
|
Р 51685-2000 / Р 51045-97
|
65,99
|
Н и Т1
|
12,5 и 25
|
152
|
132
|
72
|
16
|
51,67
|
Р65/Рп65
|
Р 51685-2000 / Р 51045-97
|
82,65
|
Н и Т1
|
12,5 и 25
|
180
|
150
|
75
|
18
|
64,88
|
Р75
|
Р 51685-2000 / Р 51045-97
|
95,04
|
Н и Т1
|
12,5 и 25
|
192
|
150
|
75
|
20
|
74,41
|
Где Н – высота полная. А– размер подошвы рельса. В – размер головки сверху. S – толщина шейки.
Крановые
Масса
|
ГОСТ
|
Площадь сечения, см²
|
Масса 1 п.м., кг
|
Размеры
|
H
|
A
|
B
|
S
|
КР70
|
4121-76
|
60,47
|
52,50
|
120
|
120
|
70
|
21
|
4121-96
|
58,72
|
46,10
|
КР80
|
4121-76, ТУ 14-2Р393-2005
|
81,84
|
64,24
|
130
|
130
|
80
|
32
|
4121-96
|
76,19
|
59,05
|
КР100
|
4121-76, ТУ 14-2Р393-2005
|
113,44
|
89,05
|
150
|
150
|
100
|
38
|
4121-96
|
105,85
|
84,00
|
КР120
|
4121-76, ТУ 14-2Р393-2005
|
150,69
|
118,29
|
170
|
170
|
120
|
44
|
4121-96
|
144,54
|
113,47
|
КР140
|
4121-96
|
180,51
|
141,70
|
170
|
170
|
140
|
58
|
Поставляются длиной: мерные 11 м, не мерные от 4,1, до 11 м.
Узкой колеи (производитель Китай)
Марка
|
Сталь
|
Вес 1 п.м., кг
|
Геометрия, мм
|
Временное сопротивление H/мм²
|
Твердость НВ, МПа
|
B
|
H
|
C
|
S
|
9KG
|
Q235
|
9,20
|
33
|
68
|
63
|
6,0
|
535
|
142
|
12KG
|
Q235
|
12,187
|
35
|
68
|
66
|
8,0
|
533
|
141
|
Маркировка
Ключевые характеристики каждого элемента указываются буквенно-символьными (выбивается клеймением на шейке и на торцах головки) и временными обозначениями, нанесенными краской.
Пример того, как маркируют длину ж д рельсы металлопрокат
Маркировочные знаки нельзя делать на холодной поверхности. На шейке с одной стороны каждого жд-рельса в горячем состоянии делают объемные знаки, которые обозначают:
- предприятие-изготовителя (например, К – Кузнецкий, Т – Нижнетагильский металлургические комбинаты);
- месяц изготовления – римскими цифрами и год – арабскими;
- тип;
- направление прокатки стрелкой (острие стрелки указывает на передний конец по ходу прокатки).
На на той же стороне, где выпуклые маркировочные знаки, клеймением наносят:
- шифр плавки;
- условное обозначение контрольных;
- условное обозначение термоупрочненных.
Маркировочные знаки должны быть высотой около 12 мм и глубиной 0,8 – 1,5 мм. Знаки должны быть четкими, без острых очертаний контуров и вершин. Расстояние между знаками должно быть 20 – 40 мм.
Шифр плавки включает:
- способ выплавки для конвертерного (К) и электропечного (Э) производства стали;
- условное обозначение стали (X – низколегированной, V – микролегированной ванадием, Т – микролегированной титаном);
- сталеплавильный агрегат и порядковый номер плавки.
В условное обозначение контрольных элементов жд металлопроката входит:
- индекс «1», который наносят на передний конец элементов, соответствующих подусадочной части слитков и началу непрерывной разливки плавки;
- индекс «X», который наносят на заднюю часть проката, соответствует донной части слитков и концу непрерывной разливки плавки.
На один из торцов холодным клеймением наносят:
- шифр плавки в соответствии с ГОСТ 6.19.2.1 – на подошве;
- контрольный в соответствии с 6.19.2.2 – на верхней четверти шейки;
- знаки закалки концов (букву К) – на нижней четверти шейки.
На каждый принятый рельс на торец головки наносят приемочные клейма:
- ОТК предприятия-изготовителя;
- инспекции МПС РФ или другого потребителя по его требованию.
На принятую продукцию наносят маркировку несмываемой краской:
- голубого цвета – на категории В;
- фисташкового (светло-зеленого) цвета – на Т1;
- желтого цвета – на Т2;
- белого цвета – на категории Н.
Можно дополнительно маркировать образцы разной длины, изготовляемых для стрелочных переводов и других целей. Форму, цвет и место нанесения устанавливают в договоре между заказчиком и исполнителем.
Далее представлены рисунки и таблица.
Рисунок 1. Основная маркировка, выполняемая во время прокатки и клеймением в горячем и холодном состоянии.
а – образцы первого сорта; б – второго сорта; в – места нанесения на шейке.
1 – инспекторские клейма; 2 – клеймо ОТК завода (может быть в виде квадрата, треугольника или буквы «К»); 3 – место нанесения номера по расположению его в слитке (1 и 2 – головные, Х – донные средние рельсы обозначений не имеют); 4 – место нанесения номера плавки стали (номер плавки для 1 группы начинается с буквы П); 5 – место указания порядкового номера от головной части слитка; 6 – место выкатанной (выпуклой) отметки по длине, повторяющейся примерно через 2,5 м и обозначающей: завод-изготовитель, месяц и год проката, тип.
Рис.2. Пример полной заводской маркировки новых изделий первого сорта, необходимая для правильной укладки в путь.
а – изготовлен Кузнецким (К) металлургическим комбинатом в мае (V) 1990 г. (90) типа Р65, плавка А293, из обычной стандартной углеродистой стали, с закалкой концов (белая полоса краской на головке), по содержанию углерода «твердый» (желтая окраска подошвы на конце), стрелкой обозначен головной конец; б – произведен на заводе «Азовсталь» (А) в марте 1990 г. (III 90) рельса типа Р 75, плавка П356, закаленный полностью (зеленая полоса на шейке и зеленая окантовка торца); в – выпуска Нижнетагильского (Т) металлургического комбината в сентябре 1989 г. (IX 89) типа Р50, плавка 751Я, закаленный по всей длине, по качеству закалки – первого класса (зеленая окантовка на торце); г – завод им. Дзержинского (Д); сделан в январе 1990 г. (I 90) типа Р50, плавка 153, закаленный по всему отрезку, по качеству закалки – второго класса (желтая окантовка на торце).
Временная или дополнительная маркировка рельс, выполняемая краской (в табличном виде):
Эскиз
|
Описание
|
|
Головка на торце, по контуру, обведена голубым (для I группы) или белым (для II группы); выбит один керн – первого сорта незакаленный.
|
|
Голубая или белая полоса сверху; вдавленная буква к – первого сорта с закаленными концами (на остальном протяжении не закален).
|
|
Верх по контуру обведен светло-зеленым; на шейке на расстоянии около 1 м от края такая же полоса; вдавленная буква з – первого сорта, прокален на всем протяжении по параметрам закалки первого класса.
|
|
Головка обведена желтым; на расстоянии около 1 м от края светло-зеленая полоса; буква з – первого сорта, закален по всей длине по параметрам закалки второго класса.
|
|
Торцевая часть верха обведена желтой краской; на шейке на расстоянии около 1 м от конца рельсы так же желтым написан шифр из одной буквы и цифр – опытный, характеристика его дана в документах.
|
|
Один край подошвы окрашен голубым или белым – имеет одинарное укорочение: 40 мм для 12,5-метровых и 80 мм для 25-метровых.
|
|
Оба края подошвы окрашены голубым или белым – имеет двойное укорочение: 80 мм для 2,5-метровых и 160 мм для 25-метровых.
|
|
Верх подошвы на конце окрашен желтым – сталь, из которой изготовлен прокат, содержит углерод выше среднего процента по стандарту.
|
|
Подошва и половина шейки окрашены красной или зеленой краской и выбиты два керна – второго сорта; при красной окраске – незакаленный, при зеленой – закаленный.
|
|
Весь торец окрашен синим цветом, на обоих по три керна – забракован, к укладке в пути мпс не пригоден.
|
Старогодные также могут маркироваться (Рис.3).
Рис.3. Пример маркировки старогодных образцов металлопроката (светлой краской):
а – I группы, годный для укладки в путь без ремонта; б – II группы, подлежащий ремонту (II-P); в – IV группы, не годный для укладки в путь (XXX).
__________________
Теперь, когда известно, какая длина ЖД-рельсы и что за характеристики у каждого типа, какие есть требования, можно переходить непосредственно к проектированию. А все комплектующие для строительства по привлекательным ценам вы найдете в каталоге компании «ПромПутьСнабжение».
На нашем сайте можно почитать статьи о материале, из которого отливают разные виды жд металлопроката, и проектировании путей сообщения.