В этой статье мы поговорим об изделиях из стали, которые укладывают на шпалы из дерева и бетона, тем самым они образуют транспортный путь для разных видов техники. Размеры железнодорожных рельсов различных марок устанавливаются согласно госстандартам в строгом соответствии с принятыми нормативами, так как, когда транспорт движется, они необходимым образом направляют колеса и умеренно распределяют нагрузку. Как правило, их применяют для передвижения жд-транспорта, однако, они также они необходимы при строительстве, горной добыче и прочих сферах.
Содержание
- Наиболее распространенные виды рельсов
- Форма рельсов, высота и размеры
- Классификация железнодорожного металлопроката для широкой колеи
- Крановые
- Магистральные
- Узкоколейные и рудничные
- Конструкция и размеры
- Таблицы размерностей рельсового проката, типы и марки
- Методы контроля
- Перевозка и хранение рельсов
- Размеры для изготовления прокатных калибров
Наиболее распространенные виды рельсов
На сегодняшний день подобный металлопрокат имеет широкое распространение. Существует множество разновидностей. Самые востребованные варианты:
- Узкоколейные – изготавливаются для строительства путей с узкой колеей. Их маркировка Р24, Р18, Р11, Р8.
- Рудничные – используются в шахтах и прочих подземных сооружениях. К ним относятся Р33, Р38.
- Промышленные – укладываются на территории крупных организаций для внутренних нужд.
- Крановые – востребованы для движения подъемных кранов. Обозначаются как КР70, КР80, КР100, КР120, КР140.
- Железнодорожные – для прокладки ширококолейных линий. Маркировка Р65, Р50, Р43.
- Рамные, контррельсовые, остряковые, усовиковые – для производства стрелочных переводов.
- Трамвайные – чаще применяются в городской черте. Обозначаются как ТР62.
Форма рельсов, высота и размеры
В настоящее время используются широкоподошвенные, которые состоят из подошвы и головки, соединенных шейкой. Верхняя часть имеет немного выпуклую форму, чтобы лучше распределять давление по всему изделию. Широкое основание обеспечивает устойчивость и надежную опору.
Длина дает более плавный ход состава, что уменьшает расходы на обслуживание путей и передвижной техники, а специально рассчитанная форма равномерно распределяет нагрузку по всему металлопрокату и шпалам. Подробнее читайте
в статье на сайте.
Классификация железнодорожного металлопроката для широкой колеи
Построенные из ж/д металлопроката пути проходят по всему земному шару. В нашей стране все этапы изготовления строго регламентируются ГОСТом. В нем также указываются разновидности и классификация. В разделе мы рассмотрим, какие бывают железнодорожные типы, как определить марку рельса по размерам.
Прокат для жд-путей подразделяется на:
- Р50;
- P65;
- P65K;
- P75;
- Р43.
Цифирное значение показывает вес 1 метра изделия, «К» означает, что оно применимо для наружных частей искривленных путей. У нас также есть статьи о том, сколько весит «шестьдесят пятая» и какова масса «пятидесятой» рельсы.
По качественным категориям бывают:
- ДТ350 с дифференцированной закалкой головки;
- B – высшего качества;
- A – устойчивые к высоким нагрузкам;
- HT260 – обыкновенные нетермоупрочненные;
- Т1 – термоупрочненные;
- ОТ350 – объемно термоупрочненные.
По виду применяемой стали:
- K – конвертерная.
- Э – электросталь. Наиболее качественная.
- М – мартеновская. Использовалась в позапрошлом веке.
Также могут иметь болтовые отверстия и выпускаться без них. В настоящее время продукция производится для любых целей и в разных вариантах. Основные размеры и типы рельсов в России позволяют строить всевозможные пути.
Они являются высокотехнологичным изделием, изготовленным на современном производстве. Чтобы обеспечить длительный срок службы и его высокую прочность, необходимо использовать сорта стали с точным содержанием элементов. Кроме того, требуется обеспечить дифференцированную закалку и прочие виды обработки металла.
Такая сложность и высокая точность производства объясняется тем, что по путям регулярно проезжают на высокой скорости высоконагруженные составы, и они применяются в самых разных климатических условиях. Высота железнодорожного рельса и прочие габариты зависят от конструкции.
Несвоевременная замена или использование некачественного продукта может повлечь за собой аварию. Поэтому весь процесс производства строго контролируется и выполняется с соблюдением всех государственных стандартов.
Крановые
Они востребованы в промышленности, строительстве, добыче полезных ископаемых и прочих сферах. Применяются при строительстве путей для подъемных кранов. В обозначении данного продукта цифра показывает ширину верхней части в миллиметрах. Наиболее распространенными являются: КР70, КР80, КР100, КР120 и KP140.
Такие изделия производятся в соответствии с нормативами ГОСТ 4121-96, 53866-2010. Сегодня изготавливается продукция длиной 11 метров. При необходимости можно заказать изделие нестандартной длины. Ширина и высота головки рельса может отличаться от остальных типов.
Чаще всего крановая продукция выпускается без отверстий под болты. Наша компания выполняет эти отверстия на своем складе.
Изготавливаются из высокоуглеродистой стали. Прочность и твердость меньше, чем у ж/д.
Магистральные
Наиболее распространенными являются Р50 и Р65. Они служат для создания железнодорожных путей и стрелочных переводов. От них требуется выдерживать большие нагрузки.
В процессе своей эволюции этот вид металлопроката прошел большой путь развития от примитивных чугунных, а еще раньше – деревянных с железной полосой, до высококачественных стальных. Сейчас он должен соответствовать всем установленным требованиям и обладать высокой прочностью, достаточной для движения состава.
Их активно применяют на фабриках и заводах в технологических процессах производства. Кладут на складах под кран-балку, таль электрическую. Также они иногда применяются на ж/д станциях. К ним относятся Р38, Р33, Р24, Р18, Р11, Р8. Эти разновидности рельсового проката применяют в труднодоступных местах, таких как горы, болотистая местность, если нужно довезти небольшое количество груза или группу человек к месту назначения. Они незаменимы при прокладке путей к местам добычи полезных ископаемых, а также – при туристических маршрутах. К примеру, узкие ж/д линии проложены в Альпах. В шахтах по ним движутся вагонетки и небольшие локомотивы, перевозящие породу и рабочих.
Конструкция и размеры
Для обеспечения безопасности эксплуатации все конструкционные особенности указаны в государственных нормативах, отклонение от которых предусмотрены в ГОСТе.
При создании формы придерживаются параметров рисунка, который приведен ниже. Для примера возьмем Р50.
Диаметры и места отверстий под болты могут отличаться и выполняться согласно пожеланиям заказчика.
Прямолинейность также соответствует нормативам, согласно которым прогиб не должен превышать 1/2500 и 1/2200 от длины в зависимости от марки.
Таблицы размерностей рельсового проката, типы и марки
Ж/Д
Марка
|
ГОСТ
|
Площадь сечения, см²
|
Закалка
|
Размеры, мм
|
Масса 1 п. м., кг
|
L
|
H
|
A
|
B
|
S
|
|
P5
|
19240-73
|
5,91
|
H
|
6,5
|
52
|
38
|
20
|
4,5
|
4,61
|
P8
|
6368-82
|
10,76
|
H
|
6
|
65
|
54
|
25
|
7
|
8,61
|
P11
|
|
14,28
|
H
|
7
|
80,5
|
66
|
32
|
7
|
11,80
|
P18
|
6368-82 ДСТУ 3799-98
|
22,88
|
H
|
8
|
90
|
80
|
40
|
10
|
18,52
|
P24
|
6368-82 ДСТУ 3799-98
|
31,79
|
H
|
8
|
107
|
92
|
51
|
10,5
|
24,90
|
P33
|
ТУ 14-2Р-383-2004
|
42,758
|
H
|
8
|
128
|
110
|
60
|
12
|
33,48
|
P38
|
30165-94
|
49,063
|
H
|
12,5
|
135
|
114
|
68
|
13
|
38,416
|
P43
|
30165-94
|
57,0
|
H
|
12,5
|
140
|
114
|
70
|
14,5
|
44,653
|
Р50/Рп50
|
Р 51685-2000 / Р 51045-97
|
65,99
|
H и Т1
|
12,5 и 25
|
152
|
132
|
72
|
16
|
51,67
|
Р65/Рп65
|
Р 51685 / Р 51045-97
|
82,65
|
H и Т1
|
12,5 и 25
|
180
|
150
|
75
|
18
|
64,88
|
Р75
|
Р 51685 / Р 51045-97
|
95,04
|
H и Т1
|
12,5 и 25
|
192
|
150
|
75
|
20
|
74,41
|
Крановые
Марка
|
ГОСТ
|
Площадь сечения, см²
|
Масса
|
Размеры, мм
|
H
|
A
|
B
|
S
|
KP70
|
4121-76
|
60,47
|
52,50
|
120
|
120
|
70
|
21
|
KP70
|
4121-96
|
58,72
|
46,10
|
KP80
|
4126-76, ТУ 14-2Р393-2005
|
81,84
|
64,24
|
130
|
130
|
80
|
32
|
4121-76
|
76,19
|
59,05
|
KP100
|
4126-76, ТУ 14-2Р393-2005
|
113,44
|
89,05
|
150
|
150
|
100
|
38
|
4121-76
|
105,85
|
84,00
|
KP120
|
4126-76, ТУ 14-2Р393-2005
|
150,69
|
118,29
|
170
|
170
|
120
|
44
|
4121-76
|
144,54
|
113,47
|
KP140
|
4121-76
|
180,51
|
141,70
|
170
|
170
|
140
|
58
|
Практически невозможно построить современную железную дорогу без вычисления нагрузок.
Для выполнения монтажных работ необходимы точные расчеты, которые помогут построить качественные и безопасные пути с долгим сроком эксплуатации. Чтобы упростить расчетный этап, существуют таблички. Основные рельсы, их виды и размеры указаны в таблицах выше.
Методы контроля
Форма и объем поперечного сечения контролируются на расстоянии более 10 см от начала изделия и на высоте 13 мм от поверхности головки. Контроль осуществляется специальными шаблонами, калибровка и поверка которых согласовывается с МПС РФ по ЦПТ80/350. Также допускается использование универсального инструмента для проведения измерений. В случае арбитража допускается использование только шаблонов.
Во время контроля качества нужно следить, чтобы вес, маркировка, высота и иные размеры разных типов рельсов ЖД соответствовали государственным стандартам. На заводе параметры контролируются лазерной установкой, при их соблюдении вес будет тоже совпадать. Есть допуски по массе погонного метра. Некоторые элементы сканируют ультразвуком.
Асимметричность проверяется на основании смещения нижней части относительно головки.
Длина изделия измеряется рулеткой или любым другим инструментом, обеспечивающим достаточный уровень точности. Также необходимо определить отклонение от прямолинейности при помощи жесткой линейки длиной 1500 мм.
При проверке параметры должны строго соответствовать установленным требованиям. Состав стали определяется на основании ГОСТ 7565, также допускается использовать любые другие доступные методы, аттестованные в соответствии с ГОСТ 8.563.
Внутренние дефекты любого металлопроката можно проверить при помощи щадящего ультразвукового контроля. В ходе проверки также проводится внешний осмотр, испытания на прочность и растяжение.
Перевозка и хранение рельсов
Транспортировка готовой продукции осуществляется автомобильным, железнодорожным, речным, морским и другими видами транспорта. Перевозка должна проходить в соответствии с требованиями, установленными законодательством.
Правила погрузки есть в «ТУ погрузки и крепления грузов». Все группы товаров должны сопровождаться сертификатом, подписанным отделом контроля качества и оформленный согласно установленным требованиям. При выборе метода перевозки и погрузки учитываются такие размеры, как расстояние, ширина, высота видов ЖД рельсов.
Недопустимы повреждения во время погрузочных работ и транспортировки, а также сильные удары и падение изделий с высоты, превышающей 1 метр. Их отправляют на переплавку как брак.
Их хранят на специальных площадках, где сухо, доступный подъезд и исключено повреждение продукции. Укладывают их на основания из шпал строго по вертикали. Первый ряд кладут подошвами вниз, второй ряд наоборот. Делается прокладка из старого проката, и цикл повторяется.
Размеры для изготовления прокатных калибров
Для прокатки используются сначала подготовительные профили. Их задача – распределить металл по сечению. Далее, в работу вступают рельсовые.
По схеме а) Прокатка производится в закрытых калибрах, при незначительной ширине подошвы это дает нужную точность профиля. При прокате направляющих с широкой подошвой — железнодорожных и особенно трамвайных — применяют прокатку по схеме б).
В данной статье мы рассмотрели, какие бывают виды и типы железнодорожных рельсов и их основные ж д размеры. Для современных жд-путей необходимо, чтобы изделия были точно исполнены, доступны по цене и вовремя обслуживались во избежание аварийных ситуаций, а также высокое качество установки колеи.
Компания «ПромПутьСнабжение» продает элементы для путей по всей России. Реализует шпалы, крепеж, инструмент путевой, оказывает услуги по сверлению, фрезеровке, резке, сварке, замене путей, изготавливает специальные изделия.