Для устройства переходных участков ЖД-пути в качестве опор используются железнодорожные деревянные брусья, которые необходимы для стрелочных переводов. В статье мы рассмотрим ситуации, в которых они необходимы, какие к ним предъявляются технические требования, чтобы обеспечить надежность. Поделимся способами упаковки и маркировки, а также расскажем о методах контроля в процессе производства. Только полезная информация, помогающая вам верно представлять себе всю важность этих конструкций и понимать, сколько их нужно купить для объекта.
Так как эти элементы имеют ключевое значение, их необходимость оправдана на каждой разветвляющейся колее. Их роль понятна уже из названия, ведь брус переводной деревянный – это пилопродукция строго определенной формы, являющаяся опорой на стрелке, которая в комплексе с другими изделиями:
создает нужную позицию для перевода;
благоприятствует равномерному распределению нагрузок от подвижных частей проезжающего транспорта;
способствует равномерному распределению нагрузок от подвижных частей проезжающего транспорта.
По сути, он позволяет безопасно эксплуатировать ЖД-вилки в течение продолжительного периода.
Возможен вариант обрезного типа (пропилы со всех четырех сторон), так и нет (только с двух), может быть покрыт защитным средством от гниения и грибков или наколотым.
Любой брус деревянный железнодорожный имеет составляющие части:
обзольная – совокупность неподрезанных участков;
верхняя и нижняя пласти – горизонтальные (продольные) поверхности меньшей и большей ширины соответственно;
боковины – две вертикальные плоскости, параллельные между собой.
Материалами для производства служат хвойные породы, главным образом сосна из-за приемлемой цены и хорошего качества, так как этот материал весьма распространен, но и надежен, чтобы на выходе пилопродукция стабильно выполняла возложенные на нее функции.
Все изделия могут быть обрезные, или вида А, а также необрезные (Б). Они отличаются профилями, при этом объединяет их такой параметр, как класс пути, на котором они укладываются. Являясь комплексным эксплуатационным показателем, он присваивается в зависимости от важности направления железной дороги, от подходящих для нее скоростей передвижения и грузонапряженности. Он является своеобразным залогом правильного выбора элементов ВСП для переходов и гарантией того, что они обеспечат достойную поддержку рельсам и шпалам.
Всего их три:
1 – для магистралей (главных направлений, наиболее ответственных);
2 – для малодеятельных веток, а также для горок сортировки и пунктов приема-отправки;
3 – для собственных транспортировочных сетей заводов, фабрик и других крупных промышленных объектов.
Важно не путать этот параметр с классом. Тем более что он тоже ключевой и определяет геометрию пилопродукции – следующим образом:
Тип |
Ширина |
Толщина |
Длина |
мм |
|||
1 |
260 |
180 |
3000-5500 с шагом в 250 |
2 |
250 |
160 |
|
3 |
230 |
Заготовка осуществляется комплектами, и количество изделий в каждом из них подбирается в зависимости от используемых на колее рельсов и от типа того перехода, который нужно построить, и может варьироваться от 68 (А4) до 170 (А1) штук.
Рассматриваемые конструкции необходимо уберечь от негативного влияния влаги (прежде всего, осадков), грибков и другого внешнего воздействия. Их необходимо обрабатывать по правилам, утвержденным в межгосударственном стандарте 20022.0-93. И подразумевается, что выполняются следующие условия:
возможный уровень влажности шпалы не выше 25%;
состояние древесины в обязательном порядке подвергается проверке – согласно ГОСТу 20022.14-84.
В результате важно соблюсти две нормы. Так, поглощение антисептика должно быть:
у кедровых и сосновых брусьев – 79 кг/м3 (минимальное) и 96 кг/м3 (плановое);
у пихтовых и еловых шпал – 90 и 105 кг/м3 соответственно.
При этом глубина проникновения защитных составов обязана достигать:
5 мм – для двух первых;
2 мм по спелой и ядровой породе, 5 мм по заболони – для вторых (и лиственных тоже).
При грамотной эксплуатации срок службы может достичь до 20 лет, и это на грузонапряженных линиях, на малодеятельных ветках он может быть и больше. И это одна из причин, по которым такая пилопродукция остается востребованной, несмотря на наличие бетона и других, казалось бы, более прочных и современных материалов.
Прежде рассмотрим его основные геометрические параметры, обуславливающие его вид, класс и эксплуатационные показатели, – это:
ширина пластей, верхней и нижней – b и b1, а также непропиленных сторон – b2;
толщина – h;
высота – h1.
Исполнение может быть нормальным (Н), уширенным (У) или широким (Ш).
Характеристики меняются следующим образом:
Тип |
h |
h1, от |
b1 |
b2, от |
b |
||
Н |
У |
Ш |
|||||
мм |
|||||||
Вид А |
|||||||
I |
180 |
130 |
260 |
– |
– |
220 |
200 |
II |
160 |
120 |
250 |
175 |
– |
||
III |
230 |
– |
200 |
||||
Вид Б |
|||||||
I |
180 |
– |
260 |
300 |
– |
220 |
200 |
II |
160 |
250 |
280 |
175 |
– |
||
III |
230 |
260 |
– |
200 |
Подразумевается, что абсолютная влажность пород, используемых для производства, не превышает 22%, поперечные сечения изделий устанавливаются, исходя именно из этого условия. Если же не обеспечить его выполнение, все номинальные данные повышают согласно межгосударственному стандарту 6782.1 – с учетом припусков на усушку.
Стоит запомнить, что длина готовых пилоконструкций находится в диапазоне 3-5,5 м, а шаг изменения достигает 0,25 м.
Отметим, что каждый тип элементов ВСП имеет свое место применения. Они могут быть использованы:
I – на магистралях (1 и 2 класс) и грузонапряженных линиях 3го, ежегодно пропускающих свыше 50 млн т км брутто/км, на которых подвижные составы развивают скорость 100 км/ч и более.
II – на интенсивно эксплуатируемых подъездных путях, пунктах сортировки и приема-отправки.
III – на других объектах, в том числе малодеятельные, фиксированные маневрово-вывозные, а также транспортные пути промышленных предприятий.
Изготавливается брус деревянный по стандартам ГОСТ 8816-2014 и обязан отвечать целому ряду критериев. Рассмотрим основные.
Рассматриваемую пилопродукцию допустимо исполнять с некоторыми отклонениями, если они не выходят за следующие рамки:
толщина – ± 5 мм;
ширина нижней пласти – от -5 до +20 мм; верхней – до – 10 мм;
длина – ± 20 мм.
Предполагается, что противоположные плоскости будут параллельны между собой, а скос пропила по изделию не превысит 10 мм. Погрешности взаимного расположения, выходящие за приведенные выше лимиты, не разрешены.
Торцы следует обрезать под углом в 90 градусов по отношению к продольной оси, с фасками до 20 мм. Сложная и простая кривизна допустима, но только если стрела прогиба будет не больше:
0,1 и 0,2% от длины – по обеим пластям;
0,25-0,5% - по боковинам у А-вида;
0,5-1% - у Б-исполнения.
Обзольные и непропиленные необрезные участки следует очистить от луба и коры. Запилы и зарубы по верхней плоскости запрещены, на остальных же сторонах они могут быть в том случае, когда в глубину не превышают 20 мм, а в ширину – 40 мм. Закомелистость и сучки важно срезать, сровнять с контактной поверхностью, при этом дефекты камуфлировать не надо.
Современный брус стрелочный деревянный исполняют из хвойных пород. Самой востребованной из них является сосна, также нередко выбирают ель, пихту, лиственницу. Важное требование к заготовкам: они должны соответствовать критериям межгосударственного стандарта 2140, а пороки не выходили за рамки предусмотренных норм.
Сучки – до 50 мм, если они верхней пласти, до 80 мм, когда на других плоскостях; но разрешены только здоровые, а вот табачных или гнилых быть вообще не должно.
Пасынки, места с двойной сердцевиной, участки гнили (как заболонной, так и ядровой или наружной трухлявой) не допускаются.
Прорости могут быть на всех поверхностях, кроме контактной, и глубиной до 20 мм, шириной – до 50 мм, длиной – до 700 мм.
Грибные полосы не являются проблемой, если занимают менее 20% от общей плоскости боковины или торца.
Ложное ядро убирать не обязательно, если оно не больше 30-50% толщи пилопродукции.
Дефектов не должно быть больше трех погонных метров длины, при этом каждый из них — не больше 50 мм.
Волокна могут быть наклонены не выше 60% от прямого.
Продольные трещины разрешены, если их размер меньше 30% от сечения, морозные – когда не достигают 40 мм, отлупные – находятся сбоку и составляют до 50% диаметра, от усушки – длиной они до 450 мм (сквозные – до 100 мм; и нужно, чтобы ни одна из них не забиралась на верхнюю поверхность.
Напоминаем, предполагается, что уровень влажности сосновой, еловой или другой выбранной породы при этом будет до 25%.
В нормальных условиях эксплуатации брус деревянный пропитанный считается достаточно качественным, если прослужит от 15 лет. Считается, что он срочно нуждается в замене, когда:
присутствуют сквозные расколы, которые заходят под подкладку или разрослись на 50% от длины, и перестает обеспечивать стабильность рельсового полотна;
из-за обилия трещин из него выпадают куски;
его пласть сверху износилась либо сгнила больше чем на 300 мм;
появились поперечные дефекты, изломы.
Чтобы обеспечить прочность и долгий срок службы производители применяют разные технологические приемы. Например, после усушки скрепляют пилоконструкции винтами, скобами, пластинами – чтобы предотвратить растрескивание. Обрабатывают специальными составами согласно стандартам 20022.3 и 20022.5, с предварительной наколкой, по методу ограниченного поглощения (ДДВ), либо просто защитным средством или их смесью. Отверстия под болты, шурупы, костыли промазывают, обрабатывая при этом всю глубину канала.
На грань изделия необходимо нанести клеймо со следующим содержанием:
единый товарный знак, под которым изделие будет продаваться;
литеру, говорящую об использованной породе (сосна – С, лиственница – Л, пихта или ель – Е);
цифровой номер длины бруса;
круглое пятно от 10 мм диаметром (если проводилось накалывание).
Непропитанные пилоконструкции следует рассортировать, уложив в штабели по материалу. В одном комплекте должны быть только те изделия, которые выполнены из одинаковой древесины. Из них производитель обязан оформить пакеты согласно положениям межгосударственного стандарта 19041, хотя по личной просьбе заказчика возможно этого и не делать.
Проводятся во время приема и сдачи, и для тестов элементы ВСП отбирают в строго регламентированных объемах. Проверяются следующие параметры:
основные геометрические показатели;
наличие трещин от мороза, метиковых расколов, отлупных, а также повреждений от усушки;
не перпендикулярность и не параллельность поверхностей;
наличие сучков и пасынков;
наклон волокон и кривизна;
существование прорости, грибных пятен, гнили, червоточин, двойной сердцевины, ложных ядер;
зарубы и запилы;
скосы, срезы, следы заделки дефектов;
соответствие и однородность породы;
правильность маркировки.
Если испытания проходит пропитанный брус деревянный ЖД (назначение которого – эксплуатация на стрелках в условиях стабильной или частой влажности окружающей среды), также проверяются:
нормы поглощения антисептика;
глубина внесения средства;
наличие/отсутствие укрепления;
качество смазки технологических отверстий;
общее состояние после проведения механической обработки (если она выполнялась);
способ защиты и использованные при этом составы;
буквы и цифры условных обозначений.
Считается, что тесты успешно завершены, если изделия соответствуют нормам по всем показателям. Тогда партия получает отметку ОТК – этикетку, составленную по стандарту 2.601. Если же хотя бы один параметр не отвечает требованиям, выборку увеличивают вдвое и осуществляют повторные испытания: при положительном результате они пройдены, при отрицательном — пилопродукцию забраковывают.
Все используемые измерители должны быть аттестованы, откалиброваны, поверены.
Длину измеряют при помощи металлической рулетки от 5 м, поперечное сечение – линейкой от 0,5 м, отклонения от параллельности и перпендикулярности – угольником высотой от 0,4 м или штангенциркулем (но в этом случае следует сопоставлять показатели – больше работы).
Выяснять ширину пласти необходимо в самой узкой точке отрезка в 400 мм, расположенного на дистанции в 350 мм от торца.
Наличие, отсутствие, степень дефектов (сучков, червоточин, кривизны, скоса и прочих) проверяют по соответствующим межгосударственным стандартам.
На предмет запилов, зарубов, качества очистки от луба и коры, уровня укрепления, смазки и маркировки образцы партии осматривают визуально.
Контроль породы осуществляется по сопроводительным документам.
Все результаты записываются в протоколы и журналы, которые затем хранятся в ОТК завода-производителя.
Чтобы сборка стрелочных переводов на деревянных брусьях была выполнена качественно, важно не повредить элементы ВСП в процессе доставки. Поэтому их перевозят упакованными в пакеты, по стандарту 16369, по железным, речным, морским, автомобильным дорогам.
Складируя пилоконструкции, их располагают в ряд, размещая на фундамент из балок высотой от 400 мм. Если предполагается, что они будут находиться в таком положении дольше 10 суток, их также следует разделить между собой прокладками толще 20 мм и оставить промежутки между горизонтальными рядами, хотя бы в 20-40 мм.
Держать их лучше под навесом, на открытом воздухе делать это допустимо только в условиях холодного или умеренного климата.
Предприятие-изготовитель обещает, что, при правильной транспортировке и хранении, предоставленные им пропитанные изделия будут отвечать всем требованиям ГОСТа 8816-2014 и смогут прослужить как минимум три года с момента установки на колею, пять лет после продажи или выдержит хотя бы 100 млн т груза. Для ненаколотых действуют более скромные цифры – 70% от ресурса элементов ВСП, покрытых защитными составами.
Мы рассмотрели, что из себя представляет эта пилопродукция, а для ее заказа вы можете обратиться в «ПромПутьСнабжение». При необходимости специалисты компании предложат детальную консультацию, во время которой расскажут о количестве брусьев деревянных для ЖД, весе и стоимости партии в зависимости от комплекта, ответят на ваши вопросы, помогут оформить покупку, позаботятся о качестве доставки.