г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Работаем 17 лет на рынке МВСП
8 (800) 500-00-51
8 (800) 500-00-51
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00 - 17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (499) 322-02-04
г. Москва, 109012, Большой Черкасский пер., д. 6/7
Пн-Пт: 9:30-18:30 Cб-Вс: Выходной
+7 (937) 774-70-78
г. Зеленодольск, 422545, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 109, 108, 102
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 148
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 121
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
Заказать звонок
Телефоны
8 (800) 500-00-51
Главный офис
+7 (499) 322-02-04
Москва
+7 (937) 774-70-78
Отдел продаж
+7 (843) 212-20-29, доб. 148
Отдел персонала
+7 (843) 212-20-29, доб. 121
Бухгалтерия

Виды и размеры железобетонной шпалы: вес, длина и ширина ЖБ опоры на железной дороге

29 янв 2024
Виды и размеры железобетонной шпалы: вес, длина и ширина ЖБ опоры на железной дороге
Создавая проект полотна, нужно знать все характеристики его главных элементов. Сегодня мы рассмотри железобетонная шпала: ее размеры, вес, объем и другие параметры. Также затронем их типы, область и условия применения, достоинства и недостатки, предъявляемые к ним требования, технологию их выпуска, особенности монтажа и другие сопутствующие моменты. И поможем выбрать, дав несколько практических советов.

В результате вы не только правильно купите нужное количество изделий, но и будете знать, как их транспортировать, укладывать, ремонтировать и утилизировать. Столь полезная информация существенно облегчит устройство и эксплуатацию пути.

Содержание

  1. Железобетонные шпалы (ЖБ) сегодня
  2. Определение
  3. Сфера и условия применения
  4. Преимущества и недостатки
  5. Типы
  6. Основные характеристики
  7. Чертежи
  8. Производственные технологии
  9. Требования, предъявляемые к бетонным шпалам стандартного размера
  10. Особенности монтажа, ремонта и утилизации
  11. Советы по выбору
  12. Правила перевозки и хранения

Железобетонные шпалы (ЖБ) сегодня

В последние годы эти опорные конструкции под рельсы пользуются все большей популярностью. Ожидается, что данная тенденция будет сохраняться на протяжении как минимум нескольких десятилетий.

iStock-687099914.jpg

На каждый км их требуется 1600 штук, если линия второстепенная, и 1840 или 2000, если главная. Востребованность отмечается при создании бесстыкового (бархатного) полотна, так как помогают сохранять предельно значительную скорость передвижения транспорта, и пассажирского также, с обеспечением должной степени безопасности и удобства.

Общее представление 


ЖБ шпала (размеры, вес и другие характеристики которой мы рассмотрим ниже) – это рельсовая опора, изготовленная из железобетона и выполненная как цельная балка (по сути – бруса) с переменным сечением, с арматурным элементом внутри и установочными площадками снаружи. Для прочности используется стальная проволока, толщина которой зависит от типа конечного изделия и достигает 3-6 мм.

При создании производители, как правило, принимают во внимание такие нюансы:
  • раствор для заливки необходимо довести до однородного состояния;
  • от значений габаритов не допустимо отходить, в противном случае, нет получится обеспечить надежность стыка с рельсами;
  • прочность нужно проверять, чтобы быть уверенным в должной передачи напряжения от ВСП на подушку грунта.
1647956650.jpg

Сфера и условия применения


Основная ниша использования – строительство колей общего и подъездного значения.

При унифицированной длине Ж Б шпалы (железнодорожные бетонные) практически полностью исключили старые деревянные. Причина тому повышенная прочность (если сравнивать) и степень соответствия требованиям, выдвигаемым по отношению к тем опорным элементам, которые сейчас эксплуатируются при сезонном изменении климата, постоянных циклах потепления/похолодания, при значительных механических напряжениях.

Важную роль играет продолжительный срок службы и быстрое изготовление. Сделать такую опору можно за несколько часов, а чтобы просушить древесину потребуется недели. Скорость производства учитывается при прокладывании магистралей или масштабных линий, когда нужно на постоянной основе поставлять строительные материалы в больших объемах. Также стоит помнить о ремонтопригодности.

Немного истории

Естественно, при строительстве железных дорог не сразу стала повсеместно использоваться именно шпала бетонная, размеры, вес, объем которой мы рассматриваем. Сначала под пути подкладывали камни. Но трудозатраты были колоссальными, к тому же под постоянными механическими воздействиями такие подпорки быстро трескались, так как обладали низкими амортизационными свойствами.

_81.jpg

Поэтому проектировщики и строители перешли на древесину: брусья укладывали в колею, предварительно просмаливая, чтобы защитить от воздействия окружающей среды. Но и самая прочная хвойная порода, даже обработанная антисептиками, рано или поздно начинала гнить – из-за разрушительного влияния осадков, сезонных циклов нагрева-охлаждения. Необходимость проведения ремонта возникала слишком часто, и это при сравнительно высокой цене пиломатериалов.

Поэтому нужно было найти что-то более практичное, и таким вариантом в середине XX века стал напряженный железобетон, к плюсам и минусам которого мы как раз и переходим.

Преимущества и недостатки

При стандартном весе, длине, размере ЖБ шпалы могут похвастать десятком важных достоинств. В него входят:
  • длительный срок службы – при благоприятных условиях эксплуатации ресурс достигает 60 лет;
  • выдерживание значительных механических напряжений;
  • неподверженность коррозии и гниению;<
  • значительная сопротивляемость вредному воздействию погодных и климатических факторов;
  • устойчивость к перемещениям (их не коробит и не «ведет»);
  • сравнительно малая цена, особенно выгодная при больших объемах выпуска и заказа;
  • возможность установки при любом уровне загруженности;
  • укладка без существенных физических усилий – простая и быстрая;
  • малые финансовые затраты на обслуживание;
  • достаточно легкий демонтаж с опцией последующего повторного использования в течение длительного времени.

GB190.jpg

Отдельно отметим, что все они выпускаются строго по межгосударственным стандартам (ГОСТ 10629-88, 54747-2011 и 33320-2014), поэтому длина и ширина шпал железнодорожных железобетонных одной марки всегда унифицированы. Данный факт упрощает перевозку, разгрузку, укладку.

Недостатки тоже есть, и в их числе:

  • накапливаемое усталостное разрушение, требующее регулярно проводить осмотр построенной колеи;
  • необходимость установки упругих прокладок и подкладок для снижения жесткости;
  • обязательность проведения изоляции – для снижения электропроводности (которая номинально высока);
  • сравнительно большой вес железобетонной шпалы железнодорожной, предполагающий использование спецтехники для укладки полотна.

Как видите, плюсы значительно перевешивают минусы, что и объясняет повсеместность их применения.

Типы

Разделение по сорту следующее:
  • первого (I) – геометрия должна строго соответствовать стандартам;
  • второго (II) – к форме уже не предъявляют столь жестких требований, допускается возможность менее серьезной сопротивляемости к образованию трещин.
1617085780.jpg

Классификация по креплениям такая:
  • Ш-1 – раздельное, КБ (клеммно-болтовое), с двумя моментами угла наклона упорных кромок:
    • Ш-1-1 – 55 °;
    • Ш-1-2 – 72 °.
  • Ш-2 – фиксация уже нераздельная, тоже КБ, но уже с притяжкой болтом к рельсовому жд металлопрокату или прокладке;
  • Ш-3 – аналогичная предыдущей, но соединение осуществляется уже только и строго с рельсом;
  • Ш-5-ДФ – монтаж шурупно-дюбельного вида;
  • ШС-АРС – с анкерным крепежом.
  • Фастклип (Пандарол-350) – с особым, разработанным в Великобритании и запатентованным вариантом фиксации, рассчитанным на эксплуатацию в условиях высокоскоростного движения транспорта по грузонапряженным участкам. 

1617089583.jpg

Также, при стандартном объеме, весе, размерах, бетонные шпалы железнодорожные различаются по классу, выбранной арматуре, степени электроизоляции. 
Еще один классификатор – сфера использования, и по нему опоры разделяют на:

  • М – мостовые – из названия ясно, где они используются;
  • Ч – челночные – актуальны при обустройстве тоннелей;
  • К – для кривых участков, радиус которых менее 350 0;
  • Ш-3 Д 750 – для создания детских ЖД-линий на основе Р-43;
  • для стрелочных переводов – представляют собой деревянные брусья;
  • трансформаторные – для создания мест перекатки оборудования на электрических подстанциях, обладают полностью прямоугольным сечением;
  • для совмещения разных по ширине – на 2, 3 или 4 нити;
  • полушпалы – для крановых путей.

Главные характеристики

Такие параметры, как размер Ж Б шпалы и вес, для удобства сведены в следующую таблицу:

Типы рельсовых опор
д/ш/в
Масса, кг
ш-1 (новая или б/у)
2700/300/230
250
шс-арс (анкерная)
259
ш-арс-м (мостовая)
269
ш-арс-ч (челночная)
288
пшп-310 (полушпальное основание)
1340/300/230
177

Чертежи:

Ш-1

параметры шпалы Ш-1.png

ШС-АРС

параметры шпалы ШС-АРС


Ш-АРС-М

параметры шпалы Ш-АРС-М


Ш-АРС-Ч

параметры шпалы Ш-АРС-Ч


ПШП 310

параметры шпалы ПШП 310


Изготавливают их из бетона прочностью М500 и выше (марки от B40) и морозостойкостью от F200. Заполнителем при этом может выступать только мелкий щебень (зерна не превышают 5-20 мм) из гравия или природного камня. В отдельных случаях, согласованных с заказчиком, производитель использует и фракции в 20-40 мм, но их доля все равно нельзя превышать более чем на 10%.

При таком подходе объем железобетонной (ЖБ) шпалы составляет 0,108 м3 (в среднем). Расход материала сравнительно небольшой, что объясняется использованием арматуры. Для усиления берут следующие изделия металлопроката:
  • холоднодеформированная проволока сечением 3-8 мм или стержни 8-10 мм;
  • термически обработанные или горячекатаные профили диаметром 8-10 мм;
  • канаты толщиной 6-14 мм.
армирование шпалы проволокой диаметром 3 мм.png
Конкретный вариант выбирается в зависимости от того, насколько прочной должна быть конечная рельсовая опора, и какие требования предъявляются на месте ее эксплуатации. Чем серьезнее предположительные нагрузки, тем существеннее обязано быть армирование.

Также отдельного внимания заслуживает высота шпалы железобетонной: наибольшая ее величина – 230 мм (как записано в таблице), но в среднем сечении она составляет всего лишь 160 мм, а на торцах – 185 мм. Откуда такая разница? Она возникла из-за необходимости предусмотреть площадки под монтаж рельсов. Параллельно с этим, проектировщикам нужно было оставить место для технических отверстий под элементы крепежа, поэтому расстояние между осями болтов составляет 310 мм, тогда как между упорными кромками одного конца – 392-404 мм, вообще – 2000-2012 мм (все данные приведены для Ш-1), в зависимости от угла наклона.

Производственные технологии

Добиться точных показателей длины, высота, веса ЖБ-шпалы железнодорожной можно разными способами. Сегодня наиболее распространены 4 методики, рассмотрим каждую.
1638164816.jpg

Карусельного типа с задержкой

  • готовую смесь заливают в разборные кассеты и уплотняют;
  • обеспечивают предварительное натяжение арматуры;
  • дожидаются затвердевания до нужной прочности, демонтируют каркас.
После чего цикл повторяется. Такой алгоритм получил звание наиболее перспективного в Западной Европе.

Линейная

  • на идущем конвейере последовательно размещены формовочные емкости – в цепочку длиной не менее 100 м; 
  • через торцы с помощью специальных устройств на прутья передается нагрузка, которая влияет на бетон в процессе его высыхания.
1666681919.jpg

Технология удобна сравнительно большими объемами производства.

Со снятием формы и последующим напряжением


  • вместо металлоконструкций для усиления вставляются шаблоны;
  • смесь заливается и уплотняется;
  • штыри с механическим усилием вставляются в толщу будущей опоры по мере ее застывания;
  • каркас демонтируют и цикл повторяют.

1617086456.jpg

Данный процесс можно сделать непрерывным, поэтому он так популярен.

С предварительным напряженным состоянием


Процесс повторяет предыдущий, с той лишь разницей, что нагрузка передается через раму, а не посредством арматуры.

Требования, предъявляемые к бетонным шпалам стандартного размера


  • Достаточная прочность – позволяющая передавать предварительное напряжение уже через считаные часы после монтажа.
  • Однородность консистенции материала для заливки – чем она выше, тем лучше.
  • Строгое соответствие заданным формам – с минимально возможными допусками по углу наклона, габаритам, плотности примыкания к металлическим элементам ВСП.

У европейских брендов эти требования в полной мере регламентированы стандартом EN 13230, у российских – ГОСТом 26633.

Особенности монтажа, ремонта и утилизации

Такие размеры, как ширина, длина, вес бетонной шпалы ЖД-пути, предполагают, что укладываться она будет на заранее подготовленную основу из песка, грунта, щебневой насыпи. Причем подушка должна быть идеально ровной – для предотвращения деформации элементов ВСП после прохождения транспорта по ним.

Размещать рельсовые опоры необходимо не вручную, а используя шпалоукладчик - техника минимизирует физические трудозатраты, устраняет ошибки, уменьшает себестоимость процесса и убыстряет строительство полотна.

Учитывайте, что заявленный эксплуатационный ресурс в 60 лет возможен только при уходе за магистральной или подъездной линией, при регулярном осмотре, своевременном выявлении и оперативном устранении поломок и дефектов. Даже состояние метизов, закрепляющих подкладку, оказывает свое влияние: срыв их головок приводит к тому, что накладка болтается, провоцирует чрезмерные усталостные напряжения и микротрещины.

Как только рельсовая опора разрушится или износится, ее необходимо утилизировать (а вместо нее положить новую). При стандартном размере резать ее алмазными кругами долго и неоправданно дорого. Поэтому ее измельчают с помощью щековой дробилки – до состояния мелкого или среднего щебня, из которого потом можно формировать насыпи и котлованы.

Советы по выбору

Перед покупкой или приемкой обязательно проведите визуальный осмотр. Убедитесь, что на верхней поверхности изделия есть маркировка – с товарным знаком, номером партии, отметкой ОТК.

маркировка шпал

Когда приобретаете ЖБИ второго сорта, проверьте, чтобы на обоих их концах была поперечная линия до 2 см толщиной. Если таких полос пара значит это не дотягивающая до стандартов конструкция.
На опорах для рельс допустимы неглубокие следы в торцевых участках (до 5 мм), а на кромках – отпечатки от выполненных ранее сварных швов. При этом не должно быть наплывов, трещин, выступающих элементов арматуры (что стержней, что проволоки), проворачивания болтов, сколов и раковин, выходящих за пределы допусков.

Правила перевозки и хранения

  • при транспортировке укладывать их нужно подошвами вниз, в штабеля;
  • каждый ярус должен быть закрыт основанием из бруса 15 на 20 см;
  • между рядами – прокладки из дерева;
  • максимальная высота штабеля не превышает 16 штук;
  • дистанция между рядами – от 1 м;
  • нельзя складывать вместе разные типы и сорта.


_______________


Теперь, когда вы знаете, сколько весят шпалы железобетонные Ш1 и размеры ее тоже перестали быть тайной, вы можете точно рассчитать то количество ЖБИ, которое понадобится для нужного вам пути. А все необходимые для проведения работ материалы вы сможете выгодно заказать в компании «ПромПутьСнабжение».

Стоимость напрямую зависит от состояния: бывшие в употреблении рельсовые опоры обойдутся в 3-5 раз дешевле новых. Также свою роль играет крепление: анкерное повышает цену на 80%, пандарол-350 – на 130%.

Также смотрите видео


На нашем сайте также есть статьи о деревянных шпальных основаниях, о крепеже и всевозможных видах рельсов.
Читайте также