Размеры ЖД-рельсов: высота, ширина и марки железнодорожных рельсов — таблица типов
Эти стальные изделия укладываются на бетонные и деревянные шпалы, образуя путь для транспорта и различных видов техники. Размеры железнодорожных рельсов разных марок устанавливаются государственными техническими стандартами и должны строго соответствовать всем нормативам. Они должным образом направляют колеса во время движения и равномерно распределяют нагрузки по поверхности. Чаще всего применяют для движения железнодорожного транспорта, однако, они также используются в строительстве, горной добыче и прочих сферах.
Содержание
- Наиболее распространенные виды рельсов
- Форма рельсов, высота и размеры
- Классификация железнодорожного металлопроката для широкой колеи
- Крановые
- Магистральные
- Узкоколейные и рудничные
- Конструкция и размеры
- Таблицы размерностей рельсового проката, типы и марки
- Методы контроля
- Перевозка и хранение рельсов
- Размеры для изготовления прокатных калибров
Наиболее распространенные виды рельсов

- Узкоколейные – изготавливаются для строительства путей с узкой колеей. Их маркировка Р24, Р18, Р11, Р8.
- Рудничные – используются в шахтах и прочих подземных сооружениях. К ним относятся Р33, Р38.
- Промышленные – укладываются на территории крупных организаций для внутренних нужд.
- Крановые – востребованы для движения подъемных кранов. Обозначаются как КР70, КР80, КР100, КР120, КР140.
- Железнодорожные – для прокладки ширококолейных линий. Маркировка Р65, Р50, Р43.
- Рамные, контррельсовые, остряковые, усовиковые – для производства стрелочных переводов.
- Трамвайные – чаще применяются в городской черте. Обозначаются как ТР62.
Форма рельсов, высота и размеры
Длина дает более плавный ход состава, что уменьшает расходы на обслуживание путей и передвижной техники, а специально рассчитанная форма равномерно распределяет нагрузку по всему металлопрокату и шпалам. Подробнее читайте в статье на сайте.
Классификация железнодорожного металлопроката для широкой колеи
Прокат для железных дорог подразделяется на:
- Р50;
- P65;
- P65K;
- P75;
- Р43.
По качественным категориям бывают:
- ДТ350 с дифференцированной закалкой головки;
- B – высшего качества;
- A – устойчивые к высоким нагрузкам;
- HT260 – обыкновенные нетермоупрочненные;
- Т1 – термоупрочненные;
- ОТ350 – объемно термоупрочненные.
- K – конвертерная.
- Э – электросталь. Наиболее качественная.
- М – мартеновская. Использовалась в позапрошлом веке.
Они являются высокотехнологичным изделием, изготовленным на современном производстве. Чтобы обеспечить длительный срок службы и его высокую прочность, необходимо использовать сорта стали с точным содержанием элементов. Кроме того, требуется обеспечить дифференцированную закалку и прочие виды обработки металла.
Такая сложность и высокая точность производства объясняется тем, что по путям регулярно проезжают на высокой скорости высоконагруженные составы, и они применяются в самых разных климатических условиях. Высота железнодорожного рельса и прочие габариты зависят от конструкции.
Несвоевременная замена или использование некачественного продукта может повлечь за собой аварию. Поэтому весь процесс производства строго контролируется и выполняется с соблюдением всех государственных стандартов.
Крановые
Такая продукция производится в соответствии с нормативами ГОСТ 4121-96, 53866-2010. В настоящее время производится продукция мерной длины 11 метров. При необходимости можно заказать изделие нестандартной длины. Ширина и высота головки рельса может отличаться от остальных типов.
Чаще всего крановая продукция выпускается без отверстий под болты. Наша компания выполняет эти отверстия на своем складе.
Изготавливаются из высокоуглеродистой стали. Прочность и твердость меньше, чем у ж/д.
Магистральные
В процессе своей эволюции этот вид металлопроката прошел большой путь развития от примитивных чугунных, а еще раньше – деревянных с железной полосой, до высококачественных стальных. Сейчас он должен соответствовать всем установленным требованиям и обладать высокой прочностью, достаточной для движения состава.
Похожие новости
- Рельс Р11: что это такое – размеры, масса, характеристики, сколько весит Р 11м
- Устройство рудничных рельсов (Р33, 34, 38): размеры, вес 1 метра и марка стали согласно ГОСТ
- Рельсы: классификация, размеры и длина железнодорожных ЖД и других типов рельсов, сечение и разрезы, маркировка
- Вес рельсов: сколько весит 1 метр железнодорожной (ЖД) пути, масса и длина погонного метра
- 5 простых способов, как определить нужный вам тип и объем рельс.
Узкоколейные и рудничные
Конструкция и размеры
Форма должна быть выполнена в соответствии с рисунком, приведенным ниже. Для примера возьмем Р50.
Таблицы размерностей рельсового проката, типы и марки
Ж/Д
Марка | ГОСТ | Площадь сечения, см² | Закалка | Размеры, мм | Масса 1 п. м., кг | |||||
L | H | A | B | S | ||||||
P5 | 19240-73 | 5,91 | H | 6,5 | 52 | 38 | 20 | 4,5 | 4,61 | |
P8 | 6368-82 | 10,76 | H | 6 | 65 | 54 | 25 | 7 | 8,61 | |
P11 | 14,28 | H | 7 | 80,5 | 66 | 32 | 7 | 11,80 | ||
P18 | 6368-82 ДСТУ 3799-98 | 22,88 | H | 8 | 90 | 80 | 40 | 10 | 18,52 | |
P24 | 6368-82 ДСТУ 3799-98 | 31,79 | H | 8 | 107 | 92 | 51 | 10,5 | 24,90 | |
P33 | ТУ 14-2Р-383-2004 | 42,758 | H | 8 | 128 | 110 | 60 | 12 | 33,48 | |
P38 | 30165-94 | 49,063 | H | 12,5 | 135 | 114 | 68 | 13 | 38,416 | |
P43 | 30165-94 | 57,0 | H | 12,5 | 140 | 114 | 70 | 14,5 | 44,653 | |
P50/Pп50 | Р 51685-2000 / Р 51045-97 | 65,99 | H и Т1 | 12,5 и 25 | 152 | 132 | 72 | 16 | 51,67 | |
Р65/Рп65 | Р 51685 / Р 51045-97 | 82,65 | H и Т1 | 12,5 и 25 | 180 | 150 | 75 | 18 | 64,88 | |
Р75 | Р 51685 / Р 51045-97 | 95,04 | H и Т1 | 12,5 и 25 | 192 | 150 | 75 | 20 | 74,41 |
Крановые
Марка | ГОСТ | Площадь сечения, см² | Масса | Размеры, мм | |||
H | A | B | S | ||||
KP70 | 4121-76 | 60,47 | 52,50 | 120 | 120 | 70 | 21 |
KP70 | 4121-96 | 58,72 | 46,10 | ||||
KP80 | 4126-76, ТУ 14-2Р393-2005 | 81,84 | 64,24 | 130 | 130 | 80 | 32 |
4121-76 | 76,19 | 59,05 | |||||
KP100 | 4126-76, ТУ 14-2Р393-2005 | 113,44 | 89,05 | 150 | 150 | 100 | 38 |
4121-76 | 105,85 | 84,00 | |||||
KP120 | 4126-76, ТУ 14-2Р393-2005 | 150,69 | 118,29 | 170 | 170 | 120 | 44 |
4121-76 | 144,54 | 113,47 | |||||
KP140 | 4121-76 | 180,51 | 141,70 | 170 | 170 | 140 | 58 |
Практически невозможно построить современную железную дорогу без вычисления нагрузок.
Для выполнения монтажных работ необходимы точные расчеты, которые помогут построить качественные и безопасные пути с долгим сроком эксплуатации. Чтобы упростить расчетный этап существуют таблицы. Основные рельсы, их виды и размеры указаны в таблицах выше.
Методы контроля

Во время контроля качества нужно следить, чтобы вес, маркировка, высота и иные размеры разных типов рельсов ЖД соответствовали государственным стандартам. На заводе параметры контролируются лазерной установкой, при их соблюдении вес будет тоже совпадать. Есть допуски по массе погонного метра. Некоторые элементы сканируют ультразвуком.
Асимметричность проверяется на основании смещения нижней части относительно головки.
Длина изделия измеряется рулеткой или любым другим инструментом, обеспечивающим достаточный уровень точности. Также необходимо определить отклонение от прямолинейности при помощи жесткой линейки длиной 1500 мм.
При проверке параметры должны строго соответствовать установленным требованиям. Состав стали определяется на основании ГОСТ 7565, также допускается использовать любые другие доступные методы, аттестованные в соответствии с ГОСТ 8.563.
Внутренние дефекты любого металлопроката можно проверить при помощи щадящего ультразвукового контроля. В ходе проверки также проводится внешний осмотр, испытания на прочность и растяжение.
Перевозка и хранение рельсов

Правила погрузки есть в «ТУ погрузки и крепления грузов». Все группы товаров должны сопровождаться сертификатом, подписанным отделом контроля качества и оформленный согласно установленным требованиям. При выборе метода перевозки и погрузки учитываются такие размеры, как расстояние, ширина, высота видов ЖД рельсов.
Недопустимы повреждения во время погрузочных работ и транспортировки, а также сильные удары и падение изделий с высоты, превышающей 1 метр. Их отправляют на переплавку как брак.
Их хранят на специальных площадках, где сухо, доступный подъезд и исключено повреждение продукции. Укладывают их на основания из шпал строго по вертикали. Первый ряд кладут подошвами вниз, второй ряд наоборот. Делается прокладка из старого проката и цикл повторяется.
Размеры для изготовления прокатных калибров
Для прокатки используются сначала подготовительные профили. Их задача – распределить металл по сечению. Далее, в работу вступают рельсовые.В данной статье мы рассмотрели, какие бывают виды и типы железнодорожных рельсов и их основные ж д размеры. Для современных путей важна точность изделий, стоимость и своевременность обслуживание для предотвращения аварийности и высокое качество установки колеи.