Рассмотрим, какой должна быть стандартная длина железнодорожных и других рельсов в метрах в России. Ведь при проектировании и строительстве станций, развязок, узлов, транспортных линий ключевое значение играет унификация. Поэтому важно, какое обозначение ставить на чертежах и схемах, какие ГОСТы регламентируют выбор. Столько информации – для того, чтобы вы могли взять подходящие изделия металлопроката и сделать из этих конструкций безопасную и долговечную колею.
 
	 Содержание
	- Какие рельсы бывают: классификация
 
	- Различия по категории качества
 
	- Требования к жд рельсам
 
	- Действующие стандарты
 
	- Наличие болтовых соединений
 
	- Условные обозначения на схемах и чертежах
 
	- Размеры и длины стандартных ЖД рельс
 
	- Таблицы размеров
 
	- Маркировка рельсов
 
Какие рельсы бывают: классификация
 
 В настоящее время эти конструкции применяются не только на путях общего сообщения, но и в шахтерской, строительной и прочих отраслях. Благодаря этому можно встретить множество разновидностей, каждая из которых применяется для различных целей. Наиболее распространенными продуктами являются:
	- Ширококолейные – Р43, Р65, Р50, Р75. Используются для постройки железнодорожных путей, а также из них изготавливают стрелочные переводы, о которых на нашем сайте есть статья. Стандартная длина составляет 25 и 12,5 метров.
  
	- Крановые (подкрановые)– КР70, КР80, КР100, КР120, КР140; стандартный отрезок рельса 11 м. Они наиболее массивные. Такой вид проката примечателен тем, что он укладывается не только в два ряда – так называемый двухниточный путь, но и в три, а, то и четыре, все зависит от требований.
  
	- Узкоколейные – Р18, Р24; для прокладывания колей, где необходимо меньшая ширина. Чаще всего применяют в шахтах и карьерах с ограниченным пространством. Стандарт – 8 м.
  
	- Рудничные – Р33, Р38; Рудничные применяются чаще всего в подземных шахтах для передвижения вагонеток и небольших составов.
  
	- Трамвайные – T58 и Т62, также на некоторых участках возможно применение Р65.
  
 
 По способу выплавки их делят по следующим видам стали:
	- мартеновская – получают маркировку М (сейчас неактуальна);
  
	- конвертерная – отмечаются литерой К;
  
	- электросталь – в названии буква Э.
 
 По методу противофлокенной защиты готовые изделия могут быть:
	- прошедшими изотермическую выдержку;
  
	- подвергнутыми контролируемому охлаждению;
  
	- выполненными из вакуумированной стали.
  
 Также классифицируются по таким моментам, как категория качества, наличие (или отсутствие) болтовых соединений. Каждая из этих характеристик, в том числе и длина рельса железнодорожного пути в России будет более подробна рассмотрена ниже. Пока же отметим еще один важный показатель.
 
 По виду исходных элементов для производства идет разделение на:
	- слитки, из которых после выполняется конструкция необходимой формы;
  
	- НЛЗ, то есть непрерывно-литые заготовки.
  
 По месту укладки различают конструкции для:
	- узкоколейной ЖД;
  
	- широкого полотна;
  
	- подземных магистралей;
  
	- подвесных линий.
 
  
Различия по категории качества
	- высшего – с маркировкой В;
  
	- термоупрочненные – с пометкой Т1 или Т2;
  
	- обычные (не прошедшие термическую обработку) – Н.
  
 Помимо этих, на готовое изделие металлопроката наносятся и другие обозначения, говорящие об уровне исполнения. Неважно, какой стандартной длины бывают железнодорожные рельсы РЖД, если на торце головки вы увидите 1 керн и 1 ключ с молотком, это означает, что она I-го сорта, а если 2 – то II-го. Литера «К» в нижней четверти шейки скажет, что закалены только концы, а «З» – что весь двутавровый профиль.
Требования к жд рельсам
	- Размер плети необходим максимальный, чтобы снизить число стыков для уменьшения нагрузки на элементы пути, а также на подвижные части составов.
  
	- Металлоконструкции для путей со значительными осевыми нагрузками (и высокими скоростями перемещения поездов) должны быть утяжеленными. Это важно, чтобы даже их вес оставался рационально наименьшим из необходимых – для удобства монтажа, замены, реконструкции, а также с целью экономии материала при производстве. Про то, сколько весят элементы жд металлопроката, вы можете также прочитать на нашем сайте.
  
	- Достаточная жесткость, требуемая для эффективного сопротивления на изгиб, соседствует с определенной гибкостью. Последняя необходима, потому что при резких и сильных ударах колес не возникало излома или даже расплющивания отдельных деталей.
  
	- Вязкость металла требуется, чтобы подвижные части транспорта не ломались при ударно-динамических воздействиях. И это при достаточной твердости, нужной для многолетней эксплуатации. Профиль не должен стираться и/или сминаться.
  
	- Шероховатая поверхность катания соседствует с достаточной гладкостью – для обеспечения хорошего сцепления между опорными конструкциями колеи и колесами состава. При этом локомотивы, вагоны и тендеры не должны встречать аэродинамического сопротивления при езде.
 
  
Действующие стандарты
 
 На этот вопрос отвечают следующие ГОСТы:
	- 19240-73 – задает сортамент элементов, используемых для обустройства всевозможных путей;
  
	- 7173-54 – обуславливает проектирование дорог для транспорта именно промышленного назначения;
  
	- 6368-82 и 6726-53 – для узкой и широкой колеи соответственно;
  
	- Р 51685-2013 – общий, современного образца.
  
 
 Отдельной строкой идет ГОСТ Р 53866-2010, определяющий характеристики крановых. Также нужно ориентироваться на условия и технический паспорт, предъявляемые различными производителями.
Наличие болтовых соединений
 Даже при обустройстве бесстыковой или звеньевой колеи не обойтись без участков, которые требуется скреплять специальными накладками и стягивать с помощью болтов и гаек.
 Форма отверстий определяется технологией изготовления с особым расчетом, не нарушающим общую прочность металлоконструкции. По этим же соображениям их выполняют строго перпендикулярно по отношению к продольной плоскости. После чего зачищают, чтобы не было наплывов стали или заусенцев.
 
 
 Внимание, расстояния между осями отверстий зависят от типа и, соответственно протяженности отрезка проката. В случае с Р-50 от торца отступают 66 мм, после чего делают первое просверливание, второе – на дистанции 150 мм, третье – уже через 140 мм. У Р-65 и Р-75 эти расстояния равны уже 96, 220 и 130 мм соответственно. А вот допуски везде идентичны и составляют плюс-минус 1 мм.
 
 При этом концы обязаны быть отфрезерованы, перекос допустим, но не выше 1 мм в каком угодно направлении. По нижней кромке головки можно снять фаску, но не глубже 1-1,15 мм.
 
 
 
 
 1 — подкладка Д65; 2 — гайка М27; 3 — пружинная одновитковая шайба; 4 — тип Р65; 5 — двухголовая накладка; 6 — путевой болт М37х160; 7 — путевой костыль; 8 — прокладка под подкладку.
Условные обозначения на схемах и чертежах
 
 Важно, чтобы унифицированы были не только сами изделия металлопроката, но даже те документы, по которым они производятся. Одинаковая маркировка поможет избежать ошибок. Чтобы окончательно разобраться, предлагаем взглянуть на чертежи – с уклонами и переходными радиусами, с осью болтовых отверстий и линией центра. На нем также представлены конкретные числовые значения, включая разрез и сечение железнодорожного рельса.
 
 
 
 
 
Основные значения здесь:
	- B – подошва, то есть ширина основания;
  
	- b (часто маркируется b1) – размер головки;
  
	- h – высота шейки;
  
	- H – полная высота;
  
	- e – толщина шейки;
  
	- m – высота пера.
  
 
 Также допускается целый ряд отклонений – профиля на асимметричность, подошвы на равномерную выпуклость, поверхности катания верхней части по оси.
Размеры и длины стандартных ЖД рельс
 
 Мы включили в статью разные типы металлопроката, применяющиеся на путях сообщения и в отраслях промышленности. Каждая категория обладает своими характеристиками. 
 
 Важным показателем является вес металлоконструкции, ведь он отражает ее мощность и надежность. Чем сильнее действующие на опорный элемент нагрузки и чем выше скорость движения транспорта, тем большей должна быть масса направляющих. Рассчитывается данная характеристика в килограммах на погонный метр кубический и будет приведена в размерных таблицах ниже.
 
 Отдельно ответим на вопрос, какой длины железнодорожные рельсы используются на ЖД путях в России по сравнению с другими государствами. Потому что она может значительно отличаться в зависимости от страны. Так, в Германии она достигает 60 м, с шагом в 15 м (то есть бывают модели и 30, и 45 м). В США еще более нестандартная градация – 11,89 и 23,96 м (сравнительно короткие конструкции), в Великобритании – 18 и 29 м, во Франции – от 18 до 36 м (еще встречаются 24-метровые, но редко).
 
  Объясним, чем обусловлен такой разброс. Те, кто гонятся за экономией при проектировании и строительстве, выбирают и применяют как можно более крупные элементы. Такое решение позволяет минимизировать количество стыков и затратить меньше металла на прокладку линии (а также снизить уровень аэродинамического сопротивления при движении локомотивов и составов). А это имеет не только техническое, но и экономическое значение, поскольку позволяет снизить время в пути и скорость износа агрегатов локомотива и вагонов.
 
 В нашей стране эти параметры – 12,5 или 25 м. Это дает возможность сочетать рациональность с надежностью и монтировать полотно, способное выдерживать значительные нагрузки и при этом не деформироваться при повышении температуры окружающей среды. Внимание, помимо стандарта, такие образцы могут быть еще и укороченными – на 40, 80 или даже 120 мм (при 12,5 м) и на 80 или 160 мм (при 25 м). Их применяют при обустройстве внутренних нитей криволинейных участков.
 
 Крановые рельсы поставляются длиной 11 метров, узкоколейные р 18, р 24 — 8 метров. Ниже в таблице указаны размеры разных изделий не только по параметру L, но и по другим.
Таблицы размеров
 
Железнодорожные узкоколейные
	| 
		  Марка
	 | 
	
		 ГОСТ 
	 | 
	
		 Площадь сечения, см² 
	 | 
	
		 Закалка 
	 | 
	
		  Размеры, мм
	 | 
	
		 Масса 1 п.м., кг 
	 | 
	| 
		 L 
	 | 
	
		 H 
	 | 
	
		 A 
	 | 
	
		 B 
	 | 
	
		 S 
	 | 
	| 
		 Р5
	 | 
	
		 19240-73 
	 | 
	
		  5,91
	 | 
	
		 H
	 | 
	
		 6,5 
	 | 
	
		 52 
	 | 
	
		 38 
	 | 
	
		 20 
	 | 
	
		 4,5 
	 | 
	
		 4,61 
	 | 
	| 
		 Р8
	 | 
	
		 6368-82 
	 | 
	
		 10,76 
	 | 
	
		 H 
	 | 
	
		 6 
	 | 
	
		 65 
	 | 
	
		 54 
	 | 
	
		 25 
	 | 
	
		 7 
	 | 
	
		 8,61 
	 | 
	| 
		 Р11 
	 | 
	
	 | 
	
		 14,28 
	 | 
	
		 H
	 | 
	
		 7 
	 | 
	
		 80,5 
	 | 
	
		 66 
	 | 
	
		 32 
	 | 
	
		 7 
	 | 
	
		 11,80 
	 | 
	| 
		 Р18 
	 | 
	
		 6368-82 ДСТУ 3799-98 
	 | 
	
		 22,88 
	 | 
	
		 H 
	 | 
	
		 8 
	 | 
	
		 90 
	 | 
	
		 80 
	 | 
	
		 40 
	 | 
	
		 10 
	 | 
	
		 18,52 
	 | 
	| 
		 Р24 
	 | 
	
		 6368-82 ДСТУ 3799-98
	 | 
	
		 31,79 
	 | 
	
		 H 
	 | 
	
		 8 
	 | 
	
		 107 
	 | 
	
		 92 
	 | 
	
		 51 
	 | 
	
		 10,5 
	 | 
	
		 24,90 
	 | 
	| 
		 Р33
	 | 
	
		 ТУ 14-2Р-383-2004 
	 | 
	
		 42,758 
	 | 
	
		 Н 
	 | 
	
		 8 
	 | 
	
		 128
	 | 
	
		 110
	 | 
	
		 60
	 | 
	
		 12
	 | 
	
		 33,48
	 | 
	| 
		 Р38 
	 | 
	
		 30165-94 
	 | 
	
		 49,063 
	 | 
	
		 Н 
	 | 
	
		 12,5
	 | 
	
		 135
	 | 
	
		 114
	 | 
	
		 68
	 | 
	
		 13
	 | 
	
		 38,416
	 | 
	| 
		 Р43 
	 | 
	
		 30165-94 
	 | 
	
		 57,0 
	 | 
	
		 Н 
	 | 
	
		 12,5 
	 | 
	
		 140 
	 | 
	
		 114 
	 | 
	
		 70 
	 | 
	
		 14,5 
	 | 
	
		 44,653 
	 | 
	| 
		 Р50/Рп50 
	 | 
	
		 Р 51685-2000 / Р 51045-97
	 | 
	
		 65,99
	 | 
	
		 Н и Т1 
	 | 
	
		 12,5 и 25 
	 | 
	
		 152 
	 | 
	
		 132 
	 | 
	
		 72 
	 | 
	
		 16 
	 | 
	
		 51,67 
	 | 
	| 
		 Р65/Рп65 
	 | 
	
		 Р 51685-2000 / Р 51045-97
	 | 
	
		 82,65 
	 | 
	
		 Н и Т1 
	 | 
	
		 12,5 и 25 
	 | 
	
		 180
	 | 
	
		 150 
	 | 
	
		 75 
	 | 
	
		 18 
	 | 
	
		 64,88 
	 | 
	| 
		 Р75
	 | 
	
		 Р 51685-2000 / Р 51045-97
	 | 
	
		 95,04
	 | 
	
		 Н и Т1 
	 | 
	
		 12,5 и 25 
	 | 
	
		 192 
	 | 
	
		 150 
	 | 
	
		 75 
	 | 
	
		 20 
	 | 
	
		 74,41 
	 | 
 
 
	 Где Н – высота полная. А– размер подошвы рельса. В – размер головки сверху. S – толщина шейки.
Крановые
	| 
		 Масса 
	 | 
	
		 ГОСТ 
	 | 
	
		 Площадь сечения, см² 
	 | 
	
		 Масса 1 п.м., кг 
	 | 
	
		 Размеры 
	 | 
	| 
		 H
	 | 
	
		 A 
	 | 
	
		 B 
	 | 
	
		 S 
	 | 
	| 
		  КР70
	 | 
	
		 4121-76 
	 | 
	
		 60,47 
	 | 
	
		 52,50 
	 | 
	
		 120 
	 | 
	
		 120 
	 | 
	
		 70 
	 | 
	
		 21 
	 | 
	| 
		 4121-96 
	 | 
	
		 58,72 
	 | 
	
		 46,10 
	 | 
	| 
		 КР80 
	 | 
	
		 4121-76, ТУ 14-2Р393-2005 
	 | 
	
		 81,84 
	 | 
	
		 64,24 
	 | 
	
		 130 
	 | 
	
		 130 
	 | 
	
		 80 
	 | 
	
		 32 
	 | 
	| 
		 4121-96 
	 | 
	
		 76,19 
	 | 
	
		 59,05 
	 | 
	| 
		 КР100 
	 | 
	
		 4121-76, ТУ 14-2Р393-2005
	 | 
	
		 113,44
	 | 
	
		 89,05 
	 | 
	
		 150 
	 | 
	
		 150 
	 | 
	
		 100 
	 | 
	
		 38 
	 | 
	| 
		 4121-96
	 | 
	
		 105,85 
	 | 
	
		 84,00 
	 | 
	| 
		 КР120 
	 | 
	
		 4121-76, ТУ 14-2Р393-2005
	 | 
	
		 150,69
	 | 
	
		 118,29 
	 | 
	
		 170 
	 | 
	
		 170 
	 | 
	
		 120 
	 | 
	
		 44 
	 | 
	| 
		 4121-96
	 | 
	
		 144,54 
	 | 
	
		 113,47 
	 | 
	| 
		 КР140 
	 | 
	
		 4121-96 
	 | 
	
		 180,51 
	 | 
	
		 141,70 
	 | 
	
		 170 
	 | 
	
		 170 
	 | 
	
		 140 
	 | 
	
		 58 
	 | 
 
	 Поставляются длиной: мерные 11 м, не мерные от 4,1, до 11 м.
Узкой колеи (производитель Китай)
	| 
		 Марка 
	 | 
	
		 Сталь 
	 | 
	
		 Вес 1 п.м., кг 
	 | 
	
		 Геометрия, мм 
	 | 
	
		 Временное сопротивление H/мм² 
	 | 
	
		 Твердость НВ, МПа 
	 | 
	| 
		 B 
	 | 
	
		 H 
	 | 
	
		 C 
	 | 
	
		 S 
	 | 
	| 
		 9KG 
	 | 
	
		 Q235 
	 | 
	
		 9,20 
	 | 
	
		 33 
	 | 
	
		 68 
	 | 
	
		 63 
	 | 
	
		 6,0 
	 | 
	
		 535 
	 | 
	
		 142 
	 | 
	| 
		 12KG 
	 | 
	
		 Q235 
	 | 
	
		 12,187 
	 | 
	
		 35 
	 | 
	
		 68 
	 | 
	
		 66 
	 | 
	
		 8,0 
	 | 
	
		 533 
	 | 
	
		 141 
	 | 
Маркировка рельсов
 
 Ключевые характеристики каждого элемента указываются буквенно-символьными (выбивается клеймением на шейке и на торцах головки) и временными обозначениями, нанесенными краской.
 
 
Пример того, как маркируют длину ж д рельсы металлопрокат:
 
 
 Маркировочные знаки нельзя делать на холодной поверхности. На шейке с одной стороны каждого жд-рельса в горячем состоянии делают объемные знаки, которые обозначают:
	- предприятие-изготовителя (например, К – Кузнецкий, Т – Нижнетагильский металлургические комбинаты);
 
	- месяц изготовления – римскими цифрами и год – арабскими;
 
	- тип;
 
	- направление прокатки стрелкой (острие стрелки указывает на передний конец по ходу прокатки).
 
 На на той же стороне, где выпуклые маркировочные знаки, клеймением наносят:
 
	- шифр плавки;
 
	- условное обозначение контрольных;
 
	- условное обозначение термоупрочненных.
 
 Маркировочные знаки должны быть высотой около 12 мм и глубиной 0,8 – 1,5 мм. Знаки должны быть четкими, без острых очертаний контуров и вершин. Расстояние между знаками должно быть 20 – 40 мм.
 
 Шифр плавки включает:
 
	- способ выплавки для конвертерного (К) и электропечного (Э) производства стали;
 
	- условное обозначение стали (X – низколегированной, V – микролегированной ванадием, Т – микролегированной титаном);
 
	- сталеплавильный агрегат и порядковый номер плавки.
 
 
 В условное обозначение контрольных элементов жд металлопроката входит:
 
	- индекс «1», который наносят на передний конец элементов, соответствующих подусадочной части слитков и началу непрерывной разливки плавки;
 
	- индекс «X», который наносят на заднюю часть проката, соответствует донной части слитков и концу непрерывной разливки плавки.
 
 
 На один из торцов холодным клеймением наносят:
 
	- шифр плавки в соответствии с ГОСТ 6.19.2.1 – на подошве;
 
	- контрольный в соответствии с 6.19.2.2 – на верхней четверти шейки;
 
	- знаки закалки концов (букву К) – на нижней четверти шейки.
 
 
 На каждый принятый рельс на торец головки наносят приемочные клейма:
 
	- ОТК предприятия-изготовителя;
 
	- инспекции МПС РФ или другого потребителя по его требованию.
 
 
 На принятую продукцию наносят маркировку несмываемой краской:
 
	- голубого цвета – на категории В;
 
	- фисташкового (светло-зеленого) цвета – на Т1;
 
	- желтого цвета – на Т2;
 
	- белого цвета – на категории Н.
 
 
 Можно дополнительно маркировать образцы разной длины, изготовляемых для стрелочных переводов и других целей. Форму, цвет и место нанесения устанавливают в договоре между заказчиком и исполнителем.
 
 Далее представлены рисунки и таблица.
 
 Рисунок 1. Основная маркировка, выполняемая во время прокатки и клеймением в горячем и холодном состоянии.
 
 
 
 
 
 а – образцы первого сорта; б – второго сорта; в – места нанесения на шейке.
 1 – инспекторские клейма; 2 – клеймо ОТК завода (может быть в виде квадрата, треугольника или буквы «К»); 3 – место нанесения номера по расположению его в слитке (1 и 2 – головные, Х – донные средние рельсы обозначений не имеют); 4 – место нанесения номера плавки стали (номер плавки для 1 группы начинается с буквы П); 5 – место указания порядкового номера от головной части слитка; 6 – место выкатанной (выпуклой) отметки по длине, повторяющейся примерно через 2,5 м и обозначающей: завод-изготовитель, месяц и год проката, тип.
 
 Рис.2. Пример полной заводской маркировки новых изделий первого сорта, необходимая для правильной укладки в путь.
 
 
 
 а – изготовлен Кузнецким (К) металлургическим комбинатом в мае (V) 1990 г. (90) типа Р65, плавка А293, из обычной стандартной углеродистой стали, с закалкой концов (белая полоса краской на головке), по содержанию углерода «твердый» (желтая окраска подошвы на конце), стрелкой обозначен головной конец; б – произведен на заводе «Азовсталь» (А) в марте 1990 г. (III 90) рельса типа Р 75, плавка П356, закаленный полностью (зеленая полоса на шейке и зеленая окантовка торца); в – выпуска Нижнетагильского (Т) металлургического комбината в сентябре 1989 г. (IX 89) типа Р50, плавка 751Я, закаленный по всей длине, по качеству закалки – первого класса (зеленая окантовка на торце); г – завод им. Дзержинского (Д); сделан в январе 1990 г. (I 90) типа Р50, плавка 153, закаленный по всему отрезку, по качеству закалки – второго класса (желтая окантовка на торце).
 Временная или дополнительная маркировка рельс, выполняемая краской (в табличном виде):
 
	| 
		 Эскиз
	 | 
	
		 Описание
	 | 
	
   
	 | 
	
		 Головка на торце, по контуру, обведена голубым (для I группы) или белым (для II группы); выбит один керн – первого сорта незакаленный.
	 | 
	
   
	 | 
	
		 Голубая или белая полоса сверху; вдавленная буква к – первого сорта с закаленными концами (на остальном протяжении не закален).
	 | 
	
   
	 | 
	
		 Верх по контуру обведен светло-зеленым; на шейке на расстоянии около 1 м от края такая же полоса; вдавленная буква з – первого сорта, прокален на всем протяжении по параметрам закалки первого класса.
	 | 
	
  
	 | 
	
		 Головка обведена желтым; на расстоянии около 1 м от края светло-зеленая полоса; буква з – первого сорта, закален по всей длине по параметрам закалки второго класса.
	 | 
	
   
	 | 
	
		 Торцевая часть верха обведена желтой краской; на шейке на расстоянии около 1 м от конца рельсы, также желтым написан шифр из одной буквы и цифр – опытный, характеристика его дана в документах.
	 | 
	
   
	 | 
	
		 Один край подошвы окрашен голубым или белым – имеет одинарное укорочение: 40 мм для 12,5-метровых и 80 мм для 25-метровых.
	 | 
	
   
	 | 
	
		 Оба края подошвы окрашены голубым или белым – имеет двойное укорочение: 80 мм для 2,5-метровых и 160 мм для 25-метровых.
	 | 
	
   
	 | 
	
		 Верх подошвы на конце окрашен желтым – сталь, из которой изготовлен прокат, содержит углерод выше среднего процента по стандарту.
	 | 
	
   
	 | 
	
		 Подошва и половина шейки окрашены красной или зеленой краской и выбиты два керна – второго сорта; при красной окраске – незакаленный, при зеленой – закаленный.
	 | 
	
   
	 | 
	
		 Весь торец окрашен синим цветом, на обоих по три керна – забракован, к укладке в пути мпс не пригоден.
	 | 
 
 Старогодные также могут маркироваться (Рис.3).
 

 Рис.3. Пример маркировки старогодных образцов металлопроката (светлой краской):
 а – I группы, годный для укладки в путь без ремонта; б – II группы, подлежащий ремонту (II-P); в – IV группы, не годный для укладки в путь (XXX).
Заключение
 Теперь, когда известно, какая длина ЖД-рельсы и что за характеристики у каждого типа, какие есть требования, можно переходить непосредственно к проектированию. А все комплектующие для строительства по привлекательным ценам вы найдете в каталоге компании 
«ПромПутьСнабжение».
 
 
 На нашем сайте можно почитать 
статьи о материале, из которого отливают разные виды жд металлопроката, и 
проектировании путей сообщения.