Рельсы: классификация, размеры и длина железнодорожных ЖД и других типов рельсов, сечение и разрезы, маркировка

Полезные статьи / Рельсы

Рассмотрим, какой должна быть стандартная длина железнодорожных и других рельсов в метрах в России. Ведь при проектировании и строительстве станций, развязок, узлов, транспортных линий ключевое значение играет унификация. Поэтому важно, какое обозначение ставить на чертежах и схемах, какие ГОСТы регламентируют выбор. Столько информации – для того, чтобы вы могли взять подходящие изделия металлопроката и сделать из этих конструкций безопасную и долговечную колею.

Содержание

  1. Какие рельсы бывают: классификация
  2. Различия по категории качества
  3. Требования к жд рельсам
  4. Действующие стандарты
  5. Наличие болтовых соединений
  6. Условные обозначения на схемах и чертежах
  7. Размеры и длины стандартных ЖД рельс
  8. Таблицы размеров
  9. Маркировка рельсов

Какие рельсы бывают: классификация


В настоящее время эти конструкции применяются не только на путях общего сообщения, но и в шахтерской, строительной и прочих отраслях. Благодаря этому можно встретить множество разновидностей, каждая из которых применяется для различных целей. Наиболее распространенными продуктами являются:

  • Ширококолейные – Р43, Р65, Р50, Р75. Используются для постройки железнодорожных путей, а также из них изготавливают стрелочные переводы, о которых на нашем сайте есть статья. Стандартная длина составляет 25 и 12,5 метров.
  • Крановые (подкрановые)– КР70, КР80, КР100, КР120, КР140; стандартный отрезок рельса 11 м. Они наиболее массивные. Такой вид проката примечателен тем, что он укладывается не только в два ряда – так называемый двухниточный путь, но и в три, а, то и четыре, все зависит от требований.
  • Узкоколейные – Р18, Р24; для прокладывания колей, где необходимо меньшая ширина. Чаще всего применяют в шахтах и карьерах с ограниченным пространством. Стандарт – 8 м.
  • Рудничные – Р33, Р38; Рудничные применяются чаще всего в подземных шахтах для передвижения вагонеток и небольших составов.
  • Трамвайные – T58 и Т62, также на некоторых участках возможно применение Р65.

По способу выплавки их делят по следующим видам стали:

  • мартеновская – получают маркировку М (сейчас неактуальна);
  • конвертерная – отмечаются литерой К;
  • электросталь – в названии буква Э.

По методу противофлокенной защиты готовые изделия могут быть:

  • прошедшими изотермическую выдержку;
  • подвергнутыми контролируемому охлаждению;
  • выполненными из вакуумированной стали.
Также классифицируются по таким моментам, как категория качества, наличие (или отсутствие) болтовых соединений. Каждая из этих характеристик, в том числе и длина рельса железнодорожного пути в России будет более подробна рассмотрена ниже. Пока же отметим еще один важный показатель.

По виду исходных элементов для производства идет разделение на:

  • слитки, из которых после выполняется конструкция необходимой формы;
  • НЛЗ, то есть непрерывно-литые заготовки.
По месту укладки различают конструкции для:

  • узкоколейной ЖД;
  • широкого полотна;
  • подземных магистралей;
  • подвесных линий.

Различия по категории качества


  • высшего – с маркировкой В;
  • термоупрочненные – с пометкой Т1 или Т2;
  • обычные (не прошедшие термическую обработку) – Н.
Помимо этих, на готовое изделие металлопроката наносятся и другие обозначения, говорящие об уровне исполнения. Неважно, какой стандартной длины бывают железнодорожные рельсы РЖД, если на торце головки вы увидите 1 керн и 1 ключ с молотком, это означает, что она I-го сорта, а если 2 – то II-го. Литера «К» в нижней четверти шейки скажет, что закалены только концы, а «З» – что весь двутавровый профиль.

Требования 


  • Размер плети необходим максимальный, чтобы снизить число стыков для уменьшения нагрузки на элементы пути, а также на подвижные части составов.
  • Металлоконструкции для путей со значительными осевыми нагрузками (и высокими скоростями перемещения поездов) должны быть утяжеленными. Это важно, чтобы даже их вес оставался рационально наименьшим из необходимых – для удобства монтажа, замены, реконструкции, а также с целью экономии материала при производстве. Про то, сколько весят элементы жд металлопроката, вы можете также прочитать на нашем сайте.
  • Достаточная жесткость, требуемая для эффективного сопротивления на изгиб, соседствует с определенной гибкостью. Последняя необходима, потому что при резких и сильных ударах колес не возникало излома или даже расплющивания отдельных деталей.
  • Вязкость металла требуется, чтобы подвижные части транспорта не ломались при ударно-динамических воздействиях. И это при достаточной твердости, нужной для многолетней эксплуатации. Профиль не должен стираться и/или сминаться.
  • Шероховатая поверхность катания соседствует с достаточной гладкостью – для обеспечения хорошего сцепления между опорными конструкциями колеи и колесами состава. При этом локомотивы, вагоны и тендеры не должны встречать аэродинамического сопротивления при езде.

Действующие стандарты


На этот вопрос отвечают следующие ГОСТы:

  • 19240-73 – задает сортамент элементов, используемых для обустройства всевозможных путей;
  • 7173-54 – обуславливает проектирование дорог для транспорта именно промышленного назначения;
  • 6368-82 и 6726-53 – для узкой и широкой колеи соответственно;
  • Р 51685-2013 – общий, современного образца.

Отдельной строкой идет ГОСТ Р 53866-2010, определяющий характеристики крановых. Также нужно ориентироваться на условия и технический паспорт, предъявляемые различными производителями.

Похожие новости

{related-news}

Наличие болтовых соединений


Даже при обустройстве бесстыковой или звеньевой колеи не обойтись без участков, которые требуется скреплять специальными накладками и стягивать с помощью болтов и гаек.

Форма отверстий определяется технологией изготовления с особым расчетом, не нарушающим общую прочность металлоконструкции. По этим же соображениям их выполняют строго перпендикулярно по отношению к продольной плоскости. После чего зачищают, чтобы не было наплывов стали или заусенцев.

Внимание, расстояния между осями отверстий зависят от типа и, соответственно протяженности отрезка проката. В случае с Р-50 от торца отступают 66 мм, после чего делают первое просверливание, второе – на дистанции 150 мм, третье – уже через 140 мм. У Р-65 и Р-75 эти расстояния равны уже 96, 220 и 130 мм соответственно. А вот допуски везде идентичны и составляют плюс-минус 1 мм.

При этом концы обязаны быть отфрезерованы, перекос допустим, но не выше 1 мм в каком угодно направлении. По нижней кромке головки можно снять фаску, но не глубже 1-1,15 мм.


1 — подкладка Д65; 2 — гайка М27; 3 — пружинная одновитковая шайба; 4 — тип Р65; 5 — двухголовая накладка; 6 — путевой болт М37х160; 7 — путевой костыль; 8 — прокладка под подкладку.

Условные обозначения на схемах и чертежах


Важно, чтобы унифицированы были не только сами изделия металлопроката, но даже те документы, по которым они производятся. Одинаковая маркировка поможет избежать ошибок. Чтобы окончательно разобраться, предлагаем взглянуть на чертежи – с уклонами и переходными радиусами, с осью болтовых отверстий и линией центра. На нем также представлены конкретные числовые значения, включая разрез и сечение железнодорожного рельса.




Основные значения здесь:

  • B – подошва, то есть ширина основания;
  • b (часто маркируется b1) – размер головки;
  • h – высота шейки;
  • H – полная высота;
  • e – толщина шейки;
  • m – высота пера.

Также допускается целый ряд отклонений – профиля на асимметричность, подошвы на равномерную выпуклость, поверхности катания верхней части по оси.

Размеры и длины стандартных ЖД рельс


Мы включили в статью разные типы металлопроката, применяющиеся на путях сообщения и в отраслях промышленности. Каждая категория обладает своими характеристиками. 

Важным показателем является вес металлоконструкции, ведь он отражает ее мощность и надежность. Чем сильнее действующие на опорный элемент нагрузки и чем выше скорость движения транспорта, тем большей должна быть масса направляющих. Рассчитывается данная характеристика в килограммах на погонный метр кубический и будет приведена в размерных таблицах ниже.

Отдельно ответим на вопрос, какой длины железнодорожные рельсы используются на ЖД путях в России по сравнению с другими государствами. Потому что она может значительно отличаться в зависимости от страны. Так, в Германии она достигает 60 м, с шагом в 15 м (то есть бывают модели и 30, и 45 м). В США еще более нестандартная градация – 11,89 и 23,96 м (сравнительно короткие конструкции), в Великобритании – 18 и 29 м, во Франции – от 18 до 36 м (еще встречаются 24-метровые, но редко).

 Объясним, чем обусловлен такой разброс. Те, кто гонятся за экономией при проектировании и строительстве, выбирают и применяют как можно более крупные элементы. Такое решение позволяет минимизировать количество стыков и затратить меньше металла на прокладку линии (а также снизить уровень аэродинамического сопротивления при движении локомотивов и составов). А это имеет не только техническое, но и экономическое значение, поскольку позволяет снизить время в пути и скорость износа агрегатов локомотива и вагонов.

В нашей стране эти параметры – 12,5 или 25 м. Это дает возможность сочетать рациональность с надежностью и монтировать полотно, способное выдерживать значительные нагрузки и при этом не деформироваться при повышении температуры окружающей среды. Внимание, помимо стандарта, такие образцы могут быть еще и укороченными – на 40, 80 или даже 120 мм (при 12,5 м) и на 80 или 160 мм (при 25 м). Их применяют при обустройстве внутренних нитей криволинейных участков.

Крановые рельсы поставляются длиной 11 метров, узкоколейные р 18, р 24 — 8 метров. Ниже в таблице указаны размеры разных изделий не только по параметру L, но и по другим.


Таблицы размеров


Железнодорожные узкоколейные

 МаркаГОСТ Площадь сечения, см² Закалка  Размеры, ммМасса 1 п.м., кг 
Р519240-73  5,91H6,5 52 38 20 4,5 4,61 
Р86368-82 10,76 65 54 25 8,61 
Р11  14,28 H80,5 66 32 11,80 
Р18 6368-82 ДСТУ 3799-98 22,88 90 80 40 10 18,52 
Р24 6368-82 ДСТУ 3799-9831,79 107 92 51 10,5 24,90 
Р33ТУ 14-2Р-383-2004 42,758 Н 128110601233,48
Р38 30165-94 49,063 Н 12,5135114681338,416
Р43 30165-94 57,0 Н 12,5 140 114 70 14,5 44,653 
Р50/Рп50 Р 51685-2000 / Р 51045-9765,99Н и Т1 12,5 и 25 152 132 72 16 51,67 
Р65/Рп65 Р 51685-2000 / Р 51045-9782,65 Н и Т1 12,5 и 25 180150 75 18 64,88 
Р75Р 51685-2000 / Р 51045-9795,04Н и Т1 12,5 и 25 192 150 75 20 74,41 


Где Н – высота полная. А– размер подошвы рельса. В – размер головки сверху. S – толщина шейки.

Крановые

Масса ГОСТ Площадь сечения, см² Масса 1 п.м., кг Размеры 
H
 КР704121-76 60,47 52,50 120 120 70 21 
4121-96 58,72 46,10 
КР80 4121-76, ТУ 14-2Р393-2005 81,84 64,24 130 130 80 32 
4121-96 76,19 59,05 
КР100 4121-76, ТУ 14-2Р393-2005113,4489,05 150 150 100 38 
4121-96105,85 84,00 
КР120 4121-76, ТУ 14-2Р393-2005150,69118,29 170 170 120 44 
4121-96144,54 113,47 
КР140 4121-96 180,51 141,70 170 170 140 58 

Поставляются длиной: мерные 11 м, не мерные от 4,1, до 11 м.

Узкой колеи (производитель Китай)

Марка Сталь Вес 1 п.м., кг Геометрия, мм Временное сопротивление H/мм² Твердость НВ, МПа 
9KG Q235 9,20 33 68 63 6,0 535 142 
12KG Q235 12,187 35 68 66 8,0 533 141 

Маркировка 


Ключевые характеристики каждого элемента указываются буквенно-символьными (выбивается клеймением на шейке и на торцах головки) и временными обозначениями, нанесенными краской.

Пример того, как маркируют длину ж д рельсы металлопрокат


Маркировочные знаки нельзя делать на холодной поверхности. На шейке с одной стороны каждого жд-рельса в горячем состоянии делают объемные знаки, которые обозначают:
  • предприятие-изготовителя (например, К – Кузнецкий, Т – Нижнетагильский металлургические комбинаты);
  • месяц изготовления – римскими цифрами и год – арабскими;
  • тип;
  • направление прокатки стрелкой (острие стрелки указывает на передний конец по ходу прокатки).
На на той же стороне, где выпуклые маркировочные знаки, клеймением наносят:

  • шифр плавки;
  • условное обозначение контрольных;
  • условное обозначение термоупрочненных.
Маркировочные знаки должны быть высотой около 12 мм и глубиной 0,8 – 1,5 мм. Знаки должны быть четкими, без острых очертаний контуров и вершин. Расстояние между знаками должно быть 20 – 40 мм.

Шифр плавки включает:

  • способ выплавки для конвертерного (К) и электропечного (Э) производства стали;
  • условное обозначение стали (X – низколегированной, V – микролегированной ванадием, Т – микролегированной титаном);
  • сталеплавильный агрегат и порядковый номер плавки.

В условное обозначение контрольных элементов жд металлопроката входит:

  • индекс «1», который наносят на передний конец элементов, соответствующих подусадочной части слитков и началу непрерывной разливки плавки;
  • индекс «X», который наносят на заднюю часть проката, соответствует донной части слитков и концу непрерывной разливки плавки.

На один из торцов холодным клеймением наносят:

  • шифр плавки в соответствии с ГОСТ 6.19.2.1 – на подошве;
  • контрольный в соответствии с 6.19.2.2 – на верхней четверти шейки;
  • знаки закалки концов (букву К) – на нижней четверти шейки.

На каждый принятый рельс на торец головки наносят приемочные клейма:

  • ОТК предприятия-изготовителя;
  • инспекции МПС РФ или другого потребителя по его требованию.

На принятую продукцию наносят маркировку несмываемой краской:

  • голубого цвета – на категории В;
  • фисташкового (светло-зеленого) цвета – на Т1;
  • желтого цвета – на Т2;
  • белого цвета – на категории Н.

Можно дополнительно маркировать образцы разной длины, изготовляемых для стрелочных переводов и других целей. Форму, цвет и место нанесения устанавливают в договоре между заказчиком и исполнителем.

Далее представлены рисунки и таблица.

Рисунок 1. Основная маркировка, выполняемая во время прокатки и клеймением в горячем и холодном состоянии.


а – образцы первого сорта; б – второго сорта; в – места нанесения на шейке.
1 – инспекторские клейма; 2 – клеймо ОТК завода (может быть в виде квадрата, треугольника или буквы «К»); 3 – место нанесения номера по расположению его в слитке (1 и 2 – головные, Х – донные средние рельсы обозначений не имеют); 4 – место нанесения номера плавки стали (номер плавки для 1 группы начинается с буквы П); 5 – место указания порядкового номера от головной части слитка; 6 – место выкатанной (выпуклой) отметки по длине, повторяющейся примерно через 2,5 м и обозначающей: завод-изготовитель, месяц и год проката, тип.

Рис.2. Пример полной заводской маркировки новых изделий первого сорта, необходимая для правильной укладки в путь.


а – изготовлен Кузнецким (К) металлургическим комбинатом в мае (V) 1990 г. (90) типа Р65, плавка А293, из обычной стандартной углеродистой стали, с закалкой концов (белая полоса краской на головке), по содержанию углерода «твердый» (желтая окраска подошвы на конце), стрелкой обозначен головной конец; б – произведен на заводе «Азовсталь» (А) в марте 1990 г. (III 90) рельса типа Р 75, плавка П356, закаленный полностью (зеленая полоса на шейке и зеленая окантовка торца); в – выпуска Нижнетагильского (Т) металлургического комбината в сентябре 1989 г. (IX 89) типа Р50, плавка 751Я, закаленный по всей длине, по качеству закалки – первого класса (зеленая окантовка на торце); г – завод им. Дзержинского (Д); сделан в январе 1990 г. (I 90) типа Р50, плавка 153, закаленный по всему отрезку, по качеству закалки – второго класса (желтая окантовка на торце).

Временная или дополнительная маркировка рельс, выполняемая краской (в табличном виде):

ЭскизОписание
Головка на торце, по контуру, обведена голубым (для I группы) или белым (для II группы); выбит один керн – первого сорта незакаленный.
Голубая или белая полоса сверху; вдавленная буква к – первого сорта с закаленными концами (на остальном протяжении не закален).
Верх по контуру обведен светло-зеленым; на шейке на расстоянии около 1 м от края такая же полоса; вдавленная буква з – первого сорта, прокален на всем протяжении по параметрам закалки первого класса.
Головка обведена желтым; на расстоянии около 1 м от края светло-зеленая полоса; буква з – первого сорта, закален по всей длине по параметрам закалки второго класса.
Торцевая часть верха обведена желтой краской; на шейке на расстоянии около 1 м от конца рельсы так же желтым написан шифр из одной буквы и цифр – опытный, характеристика его дана в документах.
Один край подошвы окрашен голубым или белым – имеет одинарное укорочение: 40 мм для 12,5-метровых и 80 мм для 25-метровых.
Оба края подошвы окрашены голубым или белым – имеет двойное укорочение: 80 мм для 2,5-метровых и 160 мм для 25-метровых.
Верх подошвы на конце окрашен желтым – сталь, из которой изготовлен прокат, содержит углерод выше среднего процента по стандарту.
Подошва и половина шейки окрашены красной или зеленой краской и выбиты два керна – второго сорта; при красной окраске – незакаленный, при зеленой – закаленный.
Весь торец окрашен синим цветом, на обоих по три керна – забракован, к укладке в пути мпс не пригоден.

Старогодные также могут маркироваться (Рис.3).


Рис.3. Пример маркировки старогодных образцов металлопроката (светлой краской):
а – I группы, годный для укладки в путь без ремонта; б – II группы, подлежащий ремонту (II-P); в – IV группы, не годный для укладки в путь (XXX).

__________________

Теперь, когда известно, какая длина ЖД-рельсы и что за характеристики у каждого типа, какие есть требования, можно переходить непосредственно к проектированию. А все комплектующие для строительства по привлекательным ценам вы найдете в каталоге компании «ПромПутьСнабжение».

На нашем сайте можно почитать статьи о
материале, из которого отливают разные виды жд металлопроката, и проектировании путей сообщения.