г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Работаем 17 лет на рынке МВСП
Девиз компании
8 (800) 500-00-51
8 (800) 500-00-51
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00 - 17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (499) 322-02-04
г. Москва, 109012, Большой Черкасский пер., д. 6/7
Пн-Пт: 9:30-18:30 Cб-Вс: Выходной
+7 (937) 774-70-94 (зав. склада Хорошев Константин Николаевич)
г. Зеленодольск, 422545, ул. Королёва, д. 28
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (937) 774-70-78
г. Зеленодольск, 422545, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 109, 108, 102
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 148
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (843) 212-20-29, доб. 121
г. Зеленодольск, 422549, ул. Солнечная, д. 19, помещение 1000
Пн-Пт: 8:00-17:00 Cб-Вс: Выходной
Заказать звонок

Вес рельсов: сколько весит 1 метр железнодорожных (ЖД) рельсов, масса погонного метра рельса

23 янв 2024
Вес рельсов: сколько весит 1 метр железнодорожных (ЖД) рельсов, масса погонного метра рельса
Благодаря низкой стоимости и высокой скорости, перевозки поездами стали одним из наиболее популярных способов доставки грузов и пассажиров. Ежедневно по ЖД-путям проносится множество тяжелых составов на огромной скорости. В статье мы узнаем, какой вес у железнодорожного (ж/д) рельса при длине 1м, сколько должен весить 1 погонный метр Р65, чтобы справиться с такой нагрузкой, подробнее рассмотрим данный параметр и разберем, как на него влияет марка продукта.

Содержание
  1. Виды
  2. Материалы для изготовления
  3. Параметры разных видов в таблице
  4. Расчет необходимого количества рельс конкретной марки для пути определенной длины
  5. Как они обычно маркируются
  6. Различие по категории качества и обозначения для рельсов 1 и 2 класса
  7. Маркировки снимаемых с пути старогодних рельсов
  8. Термоупрочненная продукция
  9. Перевозка и хранение
  10. Интересный факт

Виды

За время своей эволюции эти элементы закрепились во всех отраслях человеческой деятельности. В настоящее время применяются не только на путях общего сообщения, но и в шахтерской, строительной и прочих отраслях. Благодаря этому, среди проката можно встретить множество разновидностей, каждая из которых применяется для различных целей. Наиболее распространенными продуктами являются:

  • Ширококолейные – Р43, Р65, Р50. Используются для постройки железнодорожных путей, а также из них изготавливают стрелочные переводы. Стандартная длина составляет 25 и 12,5 м.
  • Крановые (подкрановые)– КР70, КР80, КР100, КР120, КР140 - 11 м. Это наиболее массивные. Используются они исключительно для строительства этого вида путей. Такой вид проката примечателен тем, что он укладывается не только в два ряда – так называемый двухниточный путь, но и в три, а, то и четыре ряда, всё зависит от требований.
  • Узкоколейные – Р18, Р24 используют для шахт и карьеров с ограниченным пространством. Стандартная длина 8 метров.
  • Рудничные – Р33, Р38 - их применяют в подземных шахтах для передвижения вагонеток и небольших составов.
  • Трамвайные – T58 и Т62, также на некоторых участках возможно применение Р65.

Маркировка состоит из двух частей: буква показывает тип, а цифра среднюю тяжесть изделия. Наиболее тяжелыми являются крановые ж д рельсы КР 100, КР 120, КР 140: их вес объясняется тем, что по ним передвигается высоконагруженная грузоподъемная техника. Кроме этого, крановые маркируются от ширины головки, а не от массы погонного метра как у жд проката.

Материалы для изготовления

Первые образцы появились еще в Древнем Египте и были изготовлены из дерева. По ним люди перемещали тележки со стройматериалами для строительства пирамид. Выдержать большую тяжесть они были неспособны.

В современной истории их первоначально делали из железа, затем стали применять более прочный металл – чугун. Сейчас прокат изготавливается из качественной углеродистой стали различных марок. Состав сырья и обработка готового продукта строго регламентируются государственными стандартами ГОСТ и подбираются в зависимости от дальнейшего использования. Вес 1 метра ЖД-рельсы, применяемой на современных магистралях, в разы тяжелее.

Благодаря наличию углерода в составе, они получаются твердые и устойчивые к износу. Однако повышенное содержание может привести к хрупкости. В качестве легирующих материалов в сталь часто добавляют марганец, кремний, титан и ванадий. Эти элементы улучшают внутреннюю структуру и улучшают эксплуатационные характеристики.

Похожие новости

  • Рельс Р11: что это такое – размеры, масса, характеристики, сколько весит Р 11м
  • Устройство рудничных рельсов (Р33, 34, 38): размеры, вес 1 метра и марка стали согласно ГОСТ
  • Вес рельсы Р65 1 метра: сколько весит 1 погонный метр
  • Размеры ЖД-рельсов: высота, ширина и марки железнодорожных рельсов — таблица типов
  • 5 простых способов, как определить нужный вам тип и объем рельс.
  • Применяют следующие виды сталей:

    • мартеновская;
    • электросталь;
    • конвертерная.

    От материала изготовления зависят эксплуатационные характеристики полотна. Стальные тяжелее аналогичных из железа и чугуна. Но сталь прочнее и пластичнее, и легче поддается обработке.

    Полотно должно обеспечить устойчивость и прочность, достаточную чтобы выдержать состав с нагруженными вагонами. Потребуется рассчитать количество необходимого материала для строительства ветки, а также организовать доставку и хранение. Знание требуется для расчетов при постройке путей и объектов различного назначения. На нашем сайте вы можете почитать статью о том, из чего делают современный ЖД-металлопрокат.

    Параметры разных видов

    Выше мы рассмотрели основные типы, которые применяются для различных нужд. Каждая категория обладает своими характеристиками.

    Можно выполнять расчеты веса 1 метра рельсы по следующей таблице:

     Марка ГОСТ  Площадь сечения, см²  Закалка   Размеры, мм Масса 1 п.м., кг 
    Р5 19240-73   5,91 H 6,5  52  38  20  4,5  4,61 
    Р8 6368-82  10,76  65  54  25  8,61 
    Р11  14,28  H 80,5  66  32  11,80 
    Р18  6368-82 ДСТУ 3799-98  22,88  90  80  40  10  18,52 
    Р24  6368-82 ДСТУ 3799-98 31,79  107  92  51  10,5  24,90 
    Р33 ТУ 14-2Р-383-2004  42,758  Н  128 110 60 12 33,48
    Р38  30165-94  49,063  Н  12,5 135 114 68 13 38,416
    Р43  30165-94  57,0  Н  12,5  140  114  70  14,5  44,653 
    Р50/Рп50  Р 51685-2000 / Р 51045-97 65,99 Н и Т1  12,5 и 25  152  132  72  16  51,67 
    Р65/Рп65  Р 51685-2000 / Р 51045-97 82,65  Н и Т1  12,5 и 25  180 150  75  18  64,88 
    Р75 Р 51685-2000 / Р 51045-97 95,04 Н и Т1  12,5 и 25  192  150  75  20  74,41 

    Где Н – высота полная. А– размер подошвы рельса. В – размер головки сверху. S – толщина шейки.

    Для установки под мостовые краны грузоподъемности от 50 до 300 т

    Масса  ГОСТ  Площадь сечения, см²  Масса 1 п.м., кг  Размеры 
    H
     КР70 4121-76  60,47  52,50  120  120  70  21 
    4121-96  58,72  46,10 
    КР80  4121-76, ТУ 14-2Р393-2005  81,84  64,24  130  130  80  32 
    4121-96  76,19  59,05 
    КР100  4121-76, ТУ 14-2Р393-2005 113,44 89,05  150  150  100  38 
    4121-96 105,85  84,00 
    КР120  4121-76, ТУ 14-2Р393-2005 150,69 118,29  170  170  120  44 
    4121-96 144,54  113,47 
    КР140  4121-96  180,51  141,70  170  170  140  58 

    Поставляются длиной: мерные 11 м, не мерные от 4,1, до 11 м.

    Узкой колеи (производитель Китай) – для узкоколеек и подземных путей в шахтах и рудниках

    Марка  Сталь  Вес 1 п.м., кг  Геометрия, мм  Временное сопротивление H/мм²  Твердость НВ, МПа 
    9KG  Q235  9,20  33  68  63  6,0  535  142 
    12KG  Q235  12,187  35  68  66  8,0  533  141 

    H – нетермозакаленные, Т1 – термозакаленные.

    Для простоты расчетов часто берут округленное значение. Узнать это можно исходя из обозначения типа изделия. Первая буква маркировки показывает назначение продукта, затем идет цифра с округленным значением. Примеры приведены в следующей таблице.

    Здесь можно вычислить параметры по средним значениям в 12,5 м ж/д и 11м крановых:

    Обозначение  Расшифровка  Средняя масса 
     Р-65  Железнодорожная  811
    Р-50  646 
    КР-140  Крановая   1559
    КР-80   650

    Маркировка 2 последних типов идет от ширины головки, а не от веса погонного метра. Более подробно читайте статью про размеры Р65 и аналогичную про Р50.

    Расчет необходимого количества для пути определенной длины: сколько весит 6-метровый рельс

    Очень часто возникает задача узнать общее значение протяженности полотна на определенном участке. Это очень просто сделать, зная числа из верхней таблицы и величину отрезка.

    Для примера рассчитаем линию р 50. Масса их базового отрезка – 51,67 килограммов. Если взять 12,5 м, то получим 645,38 кг. Участок в 100 погонных метров будет – 5 168 кг. Точно так же можно рассчитать для любых других типов. 

    Делая расчеты, помните, что строение его всегда одинаково, вне зависимости от величины профиля, и условно состоит из следующих частей:

    • B – подошва, размер основания;
    • ширина головки b (часто маркируется b1) – отвечает за сцепление с колесами транспорта;
    • h – высота шейки;
    • H – полная высота;
    • толщина шейки е – принимает давление, испытывая сопротивление, и передает его вниз;
    • подошва В - с левым и правым пером – обеспечивает устойчивость и распределяет нагрузку по опорным элементам;
    • m – высота пера.

    1666679526.png

    Как они обычно маркируются

    Заводская маркировка рельсов делается постоянной (клеймение) и временной (красками). На одной стороне, на средней линии шейки вдоль выкатываются выпуклые (не менее 1 мм) с плавным переходом к поверхности цифры и буквы высотой от 30 до 40 мм.

    Отметки включают в себя:

    • обозначение предприятия-изготовителя (начальная буква названия завода): А - завод «Азовсталь», Д - Днепродзержинский комбинат, К - Кузнецкий металлургический комбинат, Т - Нижнетагильский металлургический комбинат);
    • месяц – римскими цифрами;
    • год изготовления;
    • тип; 
    • метка головного конца стрелкой.

    Пример маркировки р 65

    К – Новокузнецк; IV – четвертый месяц производства; 00 – 2000г; р 65; стрелка влево – направление движения. Если А, то производитель Азов. Если Т – Тагил.

    1666679570_80.jpg

    На шейке вдоль оси каждой рельсовой конструкции (на той же стороне, где выкатаны выпуклые знаки) наносятся в горячем состоянии: 

    • номер плавки в 2-б местах по длине на расстоянии не менее 1,0 м от его концов (для 1 группы начинаются с буквы П); 
    • отметка порядкового номера. 

    Клейма, наносимые на шейку горячего жд проката, должны быть высотой 12 мм и углублены в тело на 0,8...1,5 мм. Расстояние между знаками - 20...40 мм.

    Различие по категории качества и обозначения для рельсов 1 и 2 класса

    • высшего – с маркировкой В;
    • термоупрочненные – с пометкой Т1 или Т2;
    • обычные (не прошедшие термическую обработку) – Н.

    По окончании отделки на один торец клеймением наносят: 

    • Инспекторские клейма для I сорта один керн, один знак «Ключ и молоток» и «Серп и молот». 
    • Для II сорта два керна, два обозначения «Ключ и молоток». 
    • В нижней четверти шейки - знак о закалке К (если закалены только концы) или З (по всей длине).
    • Выше наносятся обозначения - I (прокатан из головной части слитка) или Х (из донной).
    • На подошве выбивают номер плавки, повторяя значение, указанное на шейке вдоль металлопроката. 

    Для указания особенностей делают дополнительную маркировку колером. На принятые изделия 1 сорта наносится обводка приёмочных клейм по контуру головки несмываемой краской: голубого цвета у группы 1; белого - у II.

    I класс обозначается в верхней четверти поперечной полосой фисташкового колера, II - поперечной желтой полосой.

    Дополнительно указывается закалка. Вдоль «сырого» проката на головке около 0,5 м от торца наносится полоса около 20 мм голубого (I группы) или белого (II гр.) цвета. Закалённый обозначается вдоль на расстоянии около 1 м на шейке поперечной полосой шириной около 20 мм фисташкового оттенка, а также вдавленным кольцом диаметром 15...20 мм обозначение номера плавки. Рельсы I сорта в торце имеют закрашенную половину шейки и нижнюю часть подошвы красным («сырой») или зеленым («закаленный»). На обоих срезах головки, не соответствующих требованиям стандарта, выбивается по три керна, а торцы их закрашиваются темно- синей несмываемой краской.

    маркировка длины рельс.gif

    а - Р65 изготовленный заводом «Азовсталь» в марте 1979 г. 1 сорта II группы, с закаленными концами, «твердая» плавка А-293;

    б - Р75 изготовленный Кузнецким металлургическим комбинатом в январе 1981 г., плавка П 356, 1 сорта 1 гр., обработанный по всей длине, по качеству закаливания 1 класса;

    в - Р50 изготовленный на Нижнетагильском металлургическом комбинате в феврале 1982 г., плавка ПЯ751, 1 сорта 1 группы, закаленный по всей протяженности, по качеству закалки 2 кл, укороченная на 80 мм для 12,5 м и на 160 мм для 25 м. Стрелкой обозначенный головной конец.

    Маркировки снимаемых с пути старогодних рельсов

    Отметка делается светлым цветом на шейке, обращенной внутрь колеи, на расстоянии около 1 м от левого стыка или торца (при нахождении человека внутри колеи лицом к маркируемому). Зимой может производиться временное маркирование мелом с последующим её возобновлением масляной краской. Маркировка состоит из знаков, определяющих группу годности. I отмечается одной вертикальной линией, II - двумя, III - тремя, IV - тремя косыми крестами. На жд-металлопрокате, подлежащем ремонту перед повторной укладкой в путь, дополнительно ставится знак тире и буква Р.

    С более подробной информацией об обозначениях вы можете ознакомиться из похожей статьи о длине рельсовой конструкции.

    Термоупрочненная продукция

    Для использования на высоконагруженных участках применяются термоупрочненные изделия. Они проходят специальную закалку в масле с последующим отпуском, что повышает срок эксплуатации и прочность продукции. Вес 1 м стандартного железнодорожного рельса после такой обработки практически не меняется, однако учитывая, сколько весит 2, 3, 6, 12 метров ж/д конструкции, характеристики становятся выше.

    GB190.jpg

    Термоупрочненные имеют следующие обозначения:

     Обозначение категории Характеристика 
    ДТ370ИК   Дифференцированно-термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева повышенной износостойкости и контактной выносливости
    ОТ370ИК   Объемно термоупрочненные повышенной износостойкости и контактной выносливости
     ДТ350ВС  Диффференцированно-термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева для высокоскоростного пассажирского движения
     ДТ350СС  Дифференцированно-термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева для скоростного совмещенного движения
     ОТ350СС  Объемного-термоупрочненные для скоростного совмещенного движения
     ДТ350НН  Дифференцированно-термоупрочненные для прокатного/отдельного нагрева низкотемпературной надежности
     ОТ350НН  Объемно-термоупрочненные низкотемпературной надежности
     ДТ350  Дифференцированно-термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева общего значения
     ОТ350  Объемно-термоупрочненные общего назначения

    Чтобы их различать, делают пометки краской на торцах.

    Перевозка и хранение

    Масса готовой продукции позволяет выбрать способ транспортировки. Чаще всего ее перевозят поездами, автотранспортом, речным или морским транспортом. При этом необходимо соответствовать установленным нормативам, чтобы не повредить продукт. Не допускается перегружать транспортное средство при перевозе.

    При хранении недопустима перегрузка конструкций, которая может привести к деформации и перегибам.

    Интересный факт

    Ради интереса можно провести расчет между любыми двумя городами, расположенными недалеко друг от друга. Для примера можно взять ветку от Волгограда до Элисты. Между ними - 300 км. Для прокладки пути необходимо использовать марку Р-65, расстояние возьмем равным 25 м. Воспользовавшись таблицей легко подсчитать нужный параметр одной линии – 18000 т.

    При этом прокладываются 2 параллельные прямые, то есть полученное число умножается на 2. Следовательно, для построения ветки между двумя населенными пунктами нам потребуется 39000 тонн проката.

    Не стоит забывать, что в статье приведены относительные расчеты. Ведь в реальности на дороге есть объезды, тупики и прочие элементы инфраструктуры. Их тоже следует учитывать.

    Полученной информации должно хватить для проведения примерных расчетов, хотя для более точных вычислений требуются дополнительные знания и подробный план ветки.

    Заключение

    Теперь, когда вы узнали, сколько весит железнодорожная (ж д) рельса в одном метре, как масса связана с остальными параметрами, можно выбрать подходящий тип для строительства 1 м узкоколейки (узкоколейная), кранового или трамвайного Ж/Д-сообщения на нужном вам объекте. А компания «ПромПутьСнабжение», в свою очередь, всегда готова на взаимовыгодных условиях продать металлоконструкции. Звоните по указанным на сайте телефонам.

    Читайте также